28

Любителям истории. Происхождение избушки на курьих ножках

Всем привет , этот пост является продолжением #comment_79957107 поста . Извиняюсь за неточности и ошибки .


Известно, что давным-давно на территориях верхней Волги, Оби и Москва-реки жили племена финно-угров - предки летописных Мери и Веси. Их культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (усадьба в Москве), которое было исследовано в 1864 г. Д.Я. Самоквасовым и в 1889-90 гг. В.И. Сизовым.

Избушка на курьих ножках- языческий Домик мертвых



Долгое время оставался неизвестным погребальный обряд дьяковцев. Ученые изучили десятки памятников, но среди них не было ни одного могильника. Науке известны погребальные обряды, после которых от праха не остается практически ничего, либо захоронения не имеют внешних признаков. Шансы найти следы подобных погребений почти равны нулю или во многом зависят от воли случая.


В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено необычное сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5-6 человек, мужчин, женщин и детей. Долгое время этот памятник оставался единственным в своем роде. Прошло более тридцати лет, и в 1966 г. был найден еще один «домик мертвых», и не на Верхней Волге, а в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря.


По мнению исследователей, когда-то это была прямоугольная бревенчатая постройка высотой около 2 м с двускатной крышей. С южной стороны был устроен вход, внутри у входа находился очаг. В «домике мертвых» были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики «дьякова типа». В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра.


Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее. Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в «домик мертвых», своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.


Как и в предыдущем случае, «домик мертвых» был обнаружен прямо на территории поселения, что достаточно странно для погребального сооружения. Впрочем, как считают исследователи, коллективная усыпальница могла быть устроена там тогда, когда городище уже не использовалось как поселение.


Но наиболее интересно то, что с этими «домиками мертвых» русские знакомы с самого детства...


ИЗБУШКА БАБЫ-ЯГИ


«Домик мертвых» - это та самая избушка Бабы-Яги, на тех самых куриных ножках! Правда, они на самом деле КУРНЫЕ. Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп или то, что от него осталось.


Избушка на курьих ножках- языческий Домик мертвых


Избушка на курьих ножках в народной фантазии московитов была смоделирована по образу дославянского (финского) погоста - маленького «домика мертвых». Домик ставился на опоры-столбы. В «домик мертвых» московиты складывали испепеленный прах покойного (как и хозяйка избушки Баба-Яга всегда хочет засадить Ивана в печь и изжарить его там). Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой московитов постоянно приходит к избушке на курьих ножках, чтобы попасть в иное измерение времени и в реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.


Куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» московиты (славянизированные финно-угры) называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. Скорее всего, эти пеньки обкуривались, чтобы по ним не проникали в «домик мертвых» насекомые и грызуны.


В одной из двух сохранившихся повестей «О начале Москвы» рассказывается о том, что один из князей, спасаясь в лесу от сыновей боярина Кучки, укрылся в «срубе», где был погребен «некоторый мертвый человек».


Знаменательно и описание того, как старушка помещается в избушке: «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Лежит на печке Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Впереди голова, в углу нога, в другом другая». Все описания и поведение злобной старушки отличаются канонической заданностью. Это не может не наводить на мысль о том, что мифологический персонаж так или иначе навеян реальностью.


Не похоже ли это на впечатления человека, заглянувшего через щелку внутрь описанного выше небольшого «домика мертвых», где лежат останки погребенного? Но почему тогда Баба-Яга - женский образ? Это становится понятным, если предположить, что похоронные ритуалы исполняли дьяковские женщины-жрицы.


РУССКИЕ - НЕ СЛАВЯНЕ


Российские ученые с завидным упрямством отстаивают фантазии о якобы «славянском» происхождении русских, а потому называют «славянскими» и сказки о Бабе-Яге, и обряд «домика мертвых». Например, известный специалист в области мифологии А. Баркова пишет в энциклопедии «Славянская мифология и эпос» (ст. «Верования древних славян»):


«Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).


Она узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым). Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.


Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».


Это выдумки, славяне к Бабе-Яге и ее «домику мертвых» не имеют никакого отношения.


И.П. Шаскольский писал в очерке «К изучению первобытных верований карел (погребальный культ) (Ежегодник музея истории религии и атеизма, 1957. М.-Л.):


«Для изучения первобытных верований наиболее интересны представления карел о погребальном сооружении как о «доме для мертвого». Такие представления имелись в древности у многих народов, но на карельском материале они могут быть прослежены особенно явственно.


Как уже сказано, в карельских могильниках в каждую могильную яму обычно помещался сруб из одного или нескольких венцов; сруб обычно был около 2 м длины и (если могила предназначалась для одного покойника) 0,6 м ширины. В некоторых случаях над срубом устраивалась дощатая крыша. При этом все сооружение вместе с крышей оставалось ниже поверхности земли. В открытых В.И. Равдоникасом могильниках XI-XIII вв. на реках Видлице и Тулоксе (у северо-восточного берега Ладожского озера), принадлежавших, по-видимому, карелам-ливвикам, также существовал обряд погребения в срубе, с той лишь разницей, что сруб с погребением не опускался в могильную яму, а помещался на поверхности земли, и над ним насыпался невысокий курган (В.И. Равдоникас. Памятники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Приладожье Л., 1934, стр. 5.)


В наиболее развитой форме (встретившейся в нескольких могилах) это сооружение имело не только крышу, но и пол из досок, вместо пола на дне сруба иногда бывала разостлана звериная шкура или же настлан слой глины (подражание глинобитному полу). Это сооружение представляло собой прямое подобие обычного крестьянского дома; в таком «доме» должна была, очевидно, протекать загробная жизнь умершего.


Аналогичные представления прослеживаются в Карелии и по этнографическим данным.


В глухих районах северной Карелии в конце XIX в. можно было видеть на старых кладбищах небольшие бревенчатые «домики для мертвых», вынесенные на поверхность земли; эти домики представляли собой глухой сруб из нескольких венцов и были снабжены двускатной крышей. К коньку крыши часто был прикреплен резной деревянный столбик, в свою очередь имевший маленькую двускатную крышу. В некоторых случаях это сооружение находилось над могилами двух или нескольких родственников; тогда число столбиков конька указывало на число погребений.


Избушка на курьих ножках- языческий Домик мертвых


Иногда этот столбик ставили рядом со срубом. С течением времени обряд, видимо, несколько упростился. Вместо сруба со столбиком над могилой стали воздвигать только один столбик, сделавшийся символом «домика мертвых».


Подобные могильные столбы с двускатными крышами и богатой орнаментацией были широко распространены в Карелии еще в XIX в. Во многих местах под давлением православного духовенства столбы были заменены новой формой надгробных памятников - крестами с двускатными крышами


Можно проследить и другую линию развития того же обряда. Уже в XII-XIII вв., вместо устройства целого «дома для мертвого», большей частью ограничивались символическим изображением этого дома в виде сруба из одного венца. Обычай опускать в могилу сруб из одного венца сохранялся в отдельных районах Карелии до конца XIX в. С той же лишь разницей, что срубом окружалось не одно захоронение, а все погребения одной семьи. В других районах вместо могильного сруба могилу стали окружать венцом из бревен, лежащим на поверхности земли. Находящаяся на Тикском кладбище могила легендарного карельского героя Рокача окружена на поверхности земли забором из девяти бревен, т. е. настоящим срубом».


Как видим, это традиции не «древних славян», а карелов и прочих финнов. Предки русских - финно-угры Московии - хоронили своих покойников в «домиках мертвых», что казалось диким для киевских князей, захвативших Залесье. Болгарские попы, приехавшие с киевскими князьями, боролись с этим обрядом, но все равно русские по сей день ставят погребальные кресты с двускатными крышами. Эта русская традиция четко отражает финское происхождение русского этноса.

Любителям истории. Происхождение избушки на курьих ножках Сказка, Книги, Текст, Длиннопост
Любителям истории. Происхождение избушки на курьих ножках Сказка, Книги, Текст, Длиннопост

Найдены дубликаты

Книжная лига

10.9K постов53.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.

Подробнее
+3
Вот смешные вы) статья с притензией на научность, даже у разных племён славян были разные обычаи погребения.одни на скандинавский манер сжигали, другие предавали земле, так же и угорских народов разный обычай . И на сколько я помню баба Яга обитала где то на Урале ,она е олицетворение женского начала, и прикоснуться к ней была большая удача , особенно для женщин
+6
После фразы "русские не славяне",так и завитал дух жженых покрышек.
раскрыть ветку 2
-2

Увы это лишь познавательный пост , и мое мнение может не совпадать с мнением автора ).

раскрыть ветку 1
+3

А что, собственно, означает утверждение "русские - не славяне"? На что это влияет и как именно?

+4
Свидомостью пахнуло..
+1

немного разозлило. существует столько мнений о том, кто такая баба-яга, что означал ее домик, что не понятно, как автор может быть так уверен в своей точке зрения.

0
@moderator, тут после фразы "русские на славяне" пахнуло вбросом и тэгом политика
-1
Пока нашу историю будут переписывать и придумывать заинтересованные граждане(можно указать национальности,но не стоит),мы будем спорить ни о чем.Сколько людей-столько мнений,и все неправильные.Пост интересный,но как точка зрения.Русские-
не славяне-антинаучный бредок.Тогда хохлы-пингвины(ничего не имею против пингвинов).А символизм славянских былин и сказок надо чувствовать,а не расшифровать.И не надо ссориться имхо.
0
Утиные истории#
Похожие посты
42

Моя первая книга

Моя первая книга Книги, Сказка, Писатели, Детские сказки
Показать полностью
96

«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений

«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост

«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
Раз Терри берётся за какой-нибудь стиль, он доводит дело до конца. Роман напичкан немецким, английским и французским фольклором, отсылками к братьям Гримм, Гофману и многим другим сказочникам. За большинство сказочных отсылок в книге отвечает дочка мэра с интересным именем Злокозния.
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост


«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост


«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
«Изумительный Морис и его учёные грызуны» - про влияние чечетки на улучшение межвидовых отношений Терри Пратчетт, Книги, Цитаты, Юмор, Сказка, Фэнтези, Видео, Длиннопост
Показать полностью 16 2
142

Волшебная английская сказка

Волшебная английская сказка Рассказ, Книги, Пересказ, Длиннопост, Сказка
Показать полностью
32

Сорока-ворона: книги, деньги и культура

Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Сорока-ворона: книги, деньги и культура Книги, Детская литература, Сказка, Кукла, Спектакль, Культура, Видео, Длиннопост
Показать полностью 15 1
235

Не судите книгу по обложке

Не судите книгу по обложке Книги, Сказка, Винни-Пух, Длиннопост
Не судите книгу по обложке Книги, Сказка, Винни-Пух, Длиннопост
Не судите книгу по обложке Книги, Сказка, Винни-Пух, Длиннопост
Показать полностью 2
609

Самая жестокая сказка Чуковского. Как Бармалея расстреляли из автомата

Самая жестокая сказка Чуковского. Как Бармалея расстреляли из автомата Сказка, Книги, Детские сказки, Детские стихи, Корней Чуковский, Доктор Айболит, Бармалей, Война, Великая Отечественная война, Сталин, Сталинградская битва, Литература, Детская литература, Баян
Он летает над болотом,
Реет бреющим полетом,
Чуть пониже тополей,
И строчит из пулемёта
В перепуганных детей.
И примчалися на танке
Три орлицы-партизанки
И суровым промолвили голосом:
«Ты предатель и убийца,
Мародёр и живодёр!
Ты послушай, кровопийца,
Всенародный приговор:
НЕНАВИСТНОГО ПИРАТА
РАССТРЕЛЯТЬ ИЗ АВТОМАТА
НЕМЕДЛЕННО!»
И сразу же в тихое утро осеннее,
В восемь часов в воскресение
Был приговор приведён в исполнение.
Показать полностью
58

Сказочница всея Руси

Сказочница всея Руси Книги, Сказка, История, История России, Литература, Екатерина II, Образование, Длиннопост
Сказочница всея Руси Книги, Сказка, История, История России, Литература, Екатерина II, Образование, Длиннопост
Сказочница всея Руси Книги, Сказка, История, История России, Литература, Екатерина II, Образование, Длиннопост
Сказочница всея Руси Книги, Сказка, История, История России, Литература, Екатерина II, Образование, Длиннопост
Показать полностью 3
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: