Лучшие самолеты Третьего рейха
Во время Второй мировой войны, вплоть до лета 1943 года подавляющее господство в воздухе принадлежало Люфтваффе. Немецкие конструкторы создавали одни из самых лучших и передовых самолетов на то время. Именно о них и пойдет речь в нашем сегодняшнем видео.
Представляю вашему вниманию Десятку лучших военных самолетов Люфтваффе времен Второй мировой войны. Ниже приведена текстовая версия ролика с фотографиями.
Открывает наш сегодняшний выпуск «Мессершмитт» Bf. 109 — один из самых спорных и обсуждаемых истребителей Второй мировой войны. И дело даже не в нацистской пропаганде, а в конструкции самого самолёта, спорной и нетипичной. Это одномоторный поршневой истребитель, состоявший на вооружении Люфтваффе в годы Второй мировой войны.
В зависимости от модификации использовался в качестве истребителя, дневного и ночного истребителя-перехватчика, истребителя-штурмовика, истребителя-бомбардировщика, истребителя-фоторазведчика и фоторазведчика без вооружения (в том числе и высотного), а также учебно-тренировочного истребителя. Являлся одним из двух основных истребителей «Люфтваффе», самым массовым самолётом Германии на протяжении всей Второй Мировой войны, а также самым массовым истребителем в истории. По количеству произведённых машин (по состоянию на март 1945 года только в Германии — около 32 500 штук) является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2 (36 163 машины) и лёгкому самолёту общего назначения Cessna 172 Skyhawk.
Стоимость одного самолета модификации G в 1943 году составляла чуть меньше 43 тысяч рейхсмарок.
Фокке-Вульф Fw.190 Wrger — одноместный одномоторный поршневой истребитель, стоявший на вооружении люфтваффе во время Второй мировой войны. Успешно использовался в различных амплуа, в частности в роли высотного перехватчика (в особенности Fw.190D), эскортного истребителя, штурмовика, ночного истребителя и зарекомендовал себя настоящей «рабочей лошадкой» Люфтваффе. Именно поэтому Wrger и попал в наш сегодняшний список. При этом советские лётчики всегда отмечали, что с «мессерами» бои вести труднее, нежели с FW-190, осознали это и сами немцы — и на Восточном фронте вплоть до конца войны основным истребителем оставался Bf.109.
Первый полет истребитель совершил 1 июня 1939 года. Серийно выпускался и эксплуатировался Люфтваффе с 1941 года и вплоть до конца войны. Всего было произведено около 20 тысяч Fw.190 в различных модификациях. Средняя цена самолета составляла 152 400 рейхсмарок.
Следующий в нашем списке одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик Юнкерс Ю-87 «Штука».
Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных боевых самолётов Люфтваффе благодаря способности к бомбометанию из крутого пикирования.
Отличительными чертами самолёта стали крыло типа «перевёрнутая чайка», фиксированное неубирающееся шасси и рёв сирены при пикировании. Ju 87 можно увидеть во многих исторических военных фильмах — как олицетворение мощи Германии и символ немецких побед времён блицкрига 1939—1942 годов. В советских войсках имел прозвища «лаптёжник» (за неубирающиеся специфического вида шасси) и «певун» или «шарманщик» (за вой сирены, «иерихонской трубы» или «шарманки», во время пикирования).
Ju 87 в начале второй мировой войны применялся с большим успехом для непосредственной авиационной поддержки войск и для борьбы с кораблями. Эти самолёты составили основу воздушных рейдов во время вторжения в Польшу в сентябре 1939 года и во вторжении в Норвегию в 1940 году. Эксплуатировался вплоть до окончания Второй мировой войны. Всего было выпущено около 6500 самолетов Юнкерс Ю-87. Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель, получивший самые высокие награды среди пилотов люфтваффе.
Многоцелевой самолёт люфтваффе Юнкерс Ju 88 - один из самых универсальных самолётов войны: использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель и как часть летающей бомбы в проекте Mistel. Именно благодаря этому качеству Ju 88 и попадает в наш сегодняшний список.
С 1937 по 1944 г. в первоначальную конструкцию скоростного бомбардировщика внесли около трёх тысяч изменений, которые привели к созданию 6 базовых конструкций и более 60 модификаций. Наиболее массовой стала модификация бомбардировщика Ju 88А-4.
Ju 88 довольно широко экспортировался. Первым покупателем стал Советский Союз, куда в 1940 г. поставили для испытаний три Ju 88А.
Юнкерс Ю-88 с полным правом может считаться лучшим среди массовых двухмоторных бомбардировщиков люфтваффе — и одним из лучших в своем классе самолетов Второй мировой войны. Уступая самолетам противника в отдельных параметрах, в комплексе он был вполне на высоте и успешно применялся в качестве дневного бомбардировщика (в т.ч. пикирующего) и торпедоносца вплоть до середины 1944 г. Однако с переходом господства в воздухе к противнику уделом для Ju 88 стали ночные налеты.
Следующий в нашем списке - двухмоторный двухбалочный трёхместный тактический разведывательный самолёт Focke-Wulf Fw 189 Uhu. В Вермахте его назвали «Летающим глазом» («Flugauge»). В советских войсках его прозвали «Рама» за характерный внешний вид. Самолёт интенсивно использовался на Восточном фронте, где значительно преуспел как тактический разведчик и наводчик. Также FW-189 применялся против советских партизан в Белоруссии и на Украине.
На Западном фронте этот тип самолёта практически не применялся. У советских солдат существовала примета: прилетела «рама» — жди бомбардировщиков. Как правило, сразу после пролёта разведчика по обнаруженным целям наносился артиллерийский или бомбовый удар.
Несмотря на хрупкий вид и откровенно низкую скорость, Fw 189 обладал хорошей манёвренностью на больших высотах и был там весьма сложной целью для истребителей. Советские авиа-наставления рекомендовали не вести с «рамой» бой на виражах, а производить отдельные атаки, желательно из облаков или со стороны солнца. Живучесть у самолёта также была отменная. Бывало, что самолёт возвращался с задания, получив таранный удар и лишившись части вертикального оперения. Всего было выпущено 845 самолетов, не считая прототипы.
Немецкий 4-моторный дальний многоцелевой самолёт Focke-Wulf Fw 200 Condor попал в наш сегодняшнюю десятку благодаря своей надежности. О ней говорит тот факт, что на Fw 200-V6 из транспортного резерва Люфтваффе в Москву летом 1939 г. летал Риббентроп. Также Кондоры были служебными самолетами самого Фюрера Третьего рейха.
Созданный как дальний пассажирско-транспортный авиалайнер, он в большей и наиболее известной части своего применения использовался Военно-воздушными силами Германии в качестве самолёта дальней морской разведки и дальнего бомбардировщика.
В январе 1943 года часть «Кондоров» была переведена на Восточный фронт для снабжения окружённой немецкой группировки в Сталинграде. Сначала «Кондоры» садились на аэродром на окраине Сталинграда, но по мере сужения кольца окружения перешли к сбросу грузов на парашютах. 18 января 1943 г. группа была переведена из Сталино в Запорожье, откуда продолжала сброс грузов почти до капитуляции 6-й немецкой армии. Затем было решено, что самолёт слишком ценен для решения таких задач. Один Fw 200C-3 (F8+GW, W.Nr.0034) был захвачен советскими войсками в Сталинграде и впоследствии исследовался в НИИ ВВС РККА. Всего за годы производства было выпущено 237 самолетов различных модификаций.
Следующий в нашем сегодняшнем списке Физелер Fi 156 «Шторх» («Шторх» в переводе с нем. — аист) — армейский лёгкий самолёт разведки, связи и целеуказания, созданный и широко использовавшийся в нацистской Германии и союзных с ним странах в период с 1937 по 1945 годы. Уникальные лётные качества самолёта, помимо основного предназначения, позволяли выполнять значительно более широкий круг задач: постановка дымовых завес, сброс различного вида грузов и вооружения, морского патрулирования с применением глубинных бомб, в качестве лёгкого бомбардировщика, для эвакуации раненых и спасения сбитых летчиков.
Главный защитой «Шторха» стала малая скорость полета, позволявшая уклониться от атак истребителей. Тем не менее улучшенную версию самолёта С-серии оснастили пулемётом МG-15, стреляющим назад через «линзовую» установку в крыше кабины. Самолёт также мог использоваться как бомбардировщик с 50-килограммовой бомбой под фюзеляжем и двумя такими же бомбами под крылом.
«Шторх» был персональным самолетом Роммеля и Кессельринга, но после того, как «Шторх» сбили, Роммель пересел на более быстрый «фокке-вульф-189». В 1943 г. с помощью «Шторха» был освобожден Бенито Муссолини, заблокированный в отеле на пике Гран Сассо Массив в Абруцци-э-Молизе, располагавшемся на высоте 3000 м и доступном только по подвесной дороге. «Шторх» смог приземлиться на небольшой площадке у отеля и с перегрузкой при взлёте всё-таки вывез Муссолини из заточения.
Мессершмитт Ме 323 «Гигант» попадает в наш сегодняшний список, как самый тяжёлый сухопутный самолёт времён Второй мировой войны. Его грузоподъемность достигала 23 тонн. Он превосходил основной транспортник люфтваффе Ju.52 по грузоподъёмности в 5 раз, а по экономичности — почти в 2 раза.
Технологическим прорывом было шасси самолёта, которое должно было выдерживать невиданные доселе нагрузки и амортизаторы которые действовали по принципу железнодорожного буфера.
У немцев Me.323 получил прозвище «тряпичный» или «лейкопластыревый бомбардировщик». Обшитый полотном и фанерой, он, тем не менее, оказался не более пожароопасен, чем цельнометаллический Ju.52, что и подтвердилось на практике: «Гигант» горел не чаще и не сильнее «Юнкерса».
Me.323 в основном использовался для снабжения немецких войск в Тунисе и Северной Африке, в 1942—1943 годы, совершая вылеты с Апеннинского полуострова и с острова Сицилия. В общей сложности за неполные 5 месяцев «Гиганты» совершили в Тунис более 1200 полётов, доставив около 15 000 т грузов, в том числе 96 САУ и бронетранспортёров, 616 орудий, 360 грузовых автомобилей и тягачей, 42 РЛС.
Me.323 можно считать первым в мире специализированным военно-транспортным самолётом. На нём были реализованы такие передовые для своего времени решения, как широкий фюзеляж, большой передний грузовой люк, трансформируемая грузовая кабина, многоколёсное шасси. Всё это широко применяется и в настоящее время.
И уж если речь зашла о военно-транспортной авиации, то этот список был бы не полным без вышеупомянутого Юнкерс Ю 52. Он стал основным военно-транспортным самолётом Германии во Второй мировой войне. Широко применялся на всех фронтах и в тылу, производился всю войну. Принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции — захвате острова Крит. Использовался для снабжения войск, в том числе и попавших в окружение, выстраивая «воздушные мосты» снабжения.
Также сыграл значительную роль на начальном этапе франкистского мятежа, используясь для переброски войск. Гитлер так оценил их значение: «Франко должен воздвигнуть памятник Ю 52. Этому самолёту он обязан победой революции в Испании».
Самолёт получил неофициальные прозвища: «Tante Ju» — «Тётушка Ю» и «Железная Анни». Всего с 1932 по 1945 год их было выпущено 4845 штук.
Ну и наконец - самый передовой немецкий аппарат того времени, турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик - Мессершмитт Me.262 «Schwalbe» — «ласточка». Он был первым в мире СЕРИЙНЫМ турбореактивным самолётом и первым в мире турбореактивным самолётом, участвовавшим в боевых действиях. Также он стал самым массовым реактивным самолётом Второй мировой войны (не считая беспилотных самолётов-снарядов Физелер Fi.103, известных как Фау-1).
Самолёт был спроектирован с учётом достижения максимальной технологичности, что должно было облегчить и удешевить его производство в условиях военного времени.
В ходе боёв на истребительных модификациях Me.262 было сбито около 150 самолётов противника при собственных потерях около 100 машин. Цифры не очень впечатляющие. Это объяснялось недостатком опыта пилотов и плачевным состоянием снабжения в конце войны. Однако воздушные асы люфтваффе показывали на нем неплохие результаты. Всего было произведено 433 еденицы Me.262.
Лига историков
13.5K постов50.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения