2023

Лебедь, который кусался: как один крейсер кошмарил целый океан1

Лебедь, который кусался: как один крейсер кошмарил целый океан

В 1914 году прежний мир рухнул в пропасть. Для Британской империи это означало, что нужно было как-то тащить войска, пушки, бобы и чай через Индийский океан. Контроль над морем был для них как воздух — без него вся система перестает дышать. У немцев в регионе была своя Восточно-Азиатская эскадра, но адмирал фон Шпее понимал, что в прямом бою с англичанами и японцами ему ловить нечего, и решил уводить главные силы к берегам Южной Америки.

А чтобы противник не скучал, он отстегнул от эскадры один корабль — легкий крейсер «Эмден». Задачу ему поставили простую: «Иди и сделай им нервы». «Эмден» не был каким-то чудом техники. Построенный на пожертвования жителей одноименного города, он был последним немецким крейсером с паровыми машинами, а не новомодными турбинами. Вооружение — десять 105-мм орудий — тоже не внушало ужаса. За изящные обводы его прозвали «Лебедь Востока». Командовал им Карл фон Мюллер.

Задача заключалась в том, чтобы ломать британскую логистику. 14 августа 1914 года «Эмден» ушел в одиночное плавание. Мюллер не искал вражеские линкоры. Он искал то, на чем держалась война — торговые суда. «Эмден», для маскировки нацепив фальшивую четвертую трубу (чтобы походить на британский крейсер), догонял пароход. Поднимал сигнал: «Стоп. Не использовать радио». На борт шла призовая (абордажная) команда. Проверяли документы. Груз вражеский? Вражеский. Капитан, соберите команду и личные вещи. Всех пленных пересаживали на один из захваченных кораблей (который временно становился плавучей тюрьмой). С парохода-цели забирали все полезное: уголь, провизию, мыло, сигареты. После этого в трюме открывали кингстоны или подрывали заряды. Никакой лишней жестокости. За все время рейдов по торговым путям Мюллер не угробил ни одного гражданского моряка.

Эффект превзошел все ожидания. За три месяца «Эмден» захватил или потопил 23 судна. Но дело было не в тоннаже. Дело было в панике. Лондонские страховые компании взвинтили цены. Капитаны просто боялись выходить в море. Торговля в Индийском океане, по сути, встала. И все это — из-за одного-единственного старого крейсера.

Мюллер понимал толк не только в логистике, но и в пиаре. 22 сентября он подошел к Мадрасу. Охранения — ноль, маяки горят. «Эмден» спокойно подошел на три километра и открыл огонь. Он целился в гигантские баки с нефтью. Пожар был виден за десятки миль. В городе началась паника, престиж Британии рухнул.

А 28 октября «Эмден» заглянул в Пенанг. На рейде, так же беззаботно, стоял русский крейсер «Жемчуг». Капитан его был на берегу, команда спала. «Эмден» подошел, поднял немецкий флаг, выпустил торпеду, добавил из орудий, а потом, разворачиваясь, выпустил вторую. «Жемчуг» взорвался и затонул. На выходе из гавани «Эмден» наткнулся на французский миноносец «Мушкетон» и тоже его утопил. Просто по ходу дела.

Но любой инструмент изнашивается. Удача не может длиться вечно, а уголь имеет свойство заканчиваться. 9 ноября 1914 года Мюллер совершил ошибку. Он решил уничтожить радиостанцию на Кокосовых островах, чтобы перерезать кабель связи Австралии с миром. Десант высадился, но радист успел передать сигнал. Неподалеку шел австралийский конвой, и от него отделился крейсер «Сидней».

Это был уже другой разговор. «Сидней» был новее, быстрее и, главное, у него были 152-мм (6-дюймовые) орудия. У «Эмдена» — 105-миллиметровые. Это чистая физика. «Сидней» просто держал дистанцию и методично расстреливал «Лебедя». Артиллеристы «Эмдена» отстреливались до последнего, но их снаряды почти не вредили броне австралийца. И тогда Мюллер принял последнее практичное решение: выбросить корабль на рифы, чтобы спасти тех, кто еще остался жив.

Так закончился трехмесячный рейд. Но даже тут история не кончилась. Десантная партия, оставшаяся на острове, умудрилась сбежать на старой парусной шхуне и через полмира, через пустыни и бои, добраться до Турции, а оттуда — домой.

***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны длинные тексты, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.

А в TRIBUTE, на SPONSR или на GAPI ты найдешь эксклюзивные лонгриды, которых нет в открытом доступе (кому какая площадка привычнее)!

Лига историков

19.4K поста55K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения