ads.news

ads.news

на Пикабу
Рассказываю про работу рекламного отдела Пикабу. Отвечаю на вопросы по рекламе - медленно, но верно :)
поставил 47 плюсов и 1 минус
сообщества:
855 рейтинг 116 подписчиков 78 комментариев 7 постов 1 в "горячем"
68

Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать

Всем привет.


В последнее время мы часто получаем жалобы на качество баннерной рекламы на сайте и в приложении. Поэтому решили написать небольшой гайд и постараться объяснить, почему у нас бывает плохая реклама и что с ней делать.


1. На Пикабу почти нет своей баннерной рекламы


Собственная реклама Пикабу — это посты от аккаунтов @promo и @specials (и еще пары клиентских, как @pik.specials), которые встречаются в ленте, брендирование в веб-версии («шапка», «подвал» и небольшой баннер в правой колонке) и спецпроекты на отдельных страницах (на них обычно ведет кнопка из меню). Несмотря на то, что мы предлагаем рекламодателям и баннерные размещения, их мало. Все, что Пикабу продает напрямую, всегда соответствует правилам рекламы: мы отдельно рассматриваем каждый баннер до размещения и многие делаем на своей стороне (придумываем надписи, дизайн).


2. То, что вы чаще всего видите, — это рекламные сети


99% баннерной рекламы — показы из рекламных сетей (подробнее о них тут), в основном из Гугла, Яндекса и нескольких менее известных. Почему так? Потому что практически все баннеры в интернете показываются на основе данных поисковых систем:

— либо контекстная реклама исходя из ваших поисковых запросов,

— либо медийная реклама исходя из поисковых запросов или определенных параметров: местоположение, пол, возраст, интересы, доход (да, Яндекс и Гугл собирают всю обезличенную информацию и предлагают рекламодателям).


То же самое делают и соцсети, но чаще внутри своих страниц. Если вы видите определенный баннер, то по какой-то (не всегда очевидной) причине Гугл или Яндекс решили, что вы — целевая аудитория этого баннера. При этом им совершенно не важно, на какой площадке вам его показать: чем выше вероятность, что вы кликнете, тем лучше.


Это если коротко. На самом деле, конечно, все гораздо сложнее, если погружаться в тонкости и нюансы рекламных сетей.


3. У рекламных сетей своя модерация, на которую мы не можем повлиять :(


Через рекламные сети Гугла, Яндекса и, например, Mail.ru каждый день проходят десятки (если не сотни) тысяч баннеров, поэтому даже существующие там отделы модерации периодически пропускают что-то непотребное. Службы модерации действуют на основе своих правил:


Яндекс

Разрешенные и запрещенные тематики.

Требования к рекламным материалам.


Google

Правила рекламы Google.


К сожалению, мы не можем сами модерировать рекламу из сетей — это невозможно ни технически, ни физически. Но в рамках работы с рекламными сетями мы как площадка можем заблокировать отдельные категории бизнеса, бренды и домены. По умолчанию мы уже блокируем все «сомнительные» категории и подкатегории:

Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать Реклама на Пикабу, Реклама, Баннер, Яндекс Директ, Пикабу, Рекламные сети, Новости Пикабу, Длиннопост
Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать Реклама на Пикабу, Реклама, Баннер, Яндекс Директ, Пикабу, Рекламные сети, Новости Пикабу, Длиннопост
Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать Реклама на Пикабу, Реклама, Баннер, Яндекс Директ, Пикабу, Рекламные сети, Новости Пикабу, Длиннопост

Но иногда сомнительная реклама проходит фильтр модерации (не нашей, а Яндекса, Гугла или Мейла) по «обычным» категориям. Например, баннер с рекламой снижения веса может попасть в разные категории: «снижение веса» (заблокировано), «красота и здоровье», «сфера услуг», «лайфстайл/хобби» или «спорт» (не заблокировано). Из-за этого периодически возникают проблемы с тем, что некачественные баннеры проходят по качественным категориям.

4. Как распознать, кто показывает вам рекламу в вебе


Яндекс-баннеры: крестик в правом верхнем углу, возможность «скрыть объявление», в статусной строке домен an.yandex.ru.

Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать Реклама на Пикабу, Реклама, Баннер, Яндекс Директ, Пикабу, Рекламные сети, Новости Пикабу, Длиннопост

Яндекс-контекст (Яндекс.Директ): всегда присутствует заголовок «Яндекс.Директ».

Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать Реклама на Пикабу, Реклама, Баннер, Яндекс Директ, Пикабу, Рекламные сети, Новости Пикабу, Длиннопост

Google: (i) и крестик голубого цвета в правом верхнем углу.

Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать Реклама на Пикабу, Реклама, Баннер, Яндекс Директ, Пикабу, Рекламные сети, Новости Пикабу, Длиннопост

Criteo: «ретаргетинговая» сеть, которая показывает рекламу людям, смотревшим определенные товары или услуги («догоняет» после просмотра и напоминает о покупке, порой даже если вы уже купили). Черный кружочек (i) в правом верхнем углу.

Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать Реклама на Пикабу, Реклама, Баннер, Яндекс Директ, Пикабу, Рекламные сети, Новости Пикабу, Длиннопост

Ретаргетинг также работает в сетях Яндекса и Гугла. Так что если видите рекламу одного или нескольких товаров, то с большой вероятностью вы или просматривали данный товар ранее, или по какой-то причине алгоритмы Яндекса/Гугла решили, что вам это будет интересно.


Mail.ru MyTarget: красный значок стрелы в мишени в правом нижнем углу.

Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать Реклама на Пикабу, Реклама, Баннер, Яндекс Директ, Пикабу, Рекламные сети, Новости Пикабу, Длиннопост

5. Как распознать, кто показывает вам рекламу в приложении


К сожалению, в приложении с рекламой сильно сложнее. Помимо Яндекса и Гугла, есть много разных сетей, у которых правила модерации не такие жесткие (либо вообще нет русскоязычной модерации), а отображение практически одинаковое. Вся реклама в приложении публикуется через единый шаблон с иконкой Печеньки (это НЕ значит, что рекламу показывает сам Пикабу!). Определить, какая именно это сеть, трудно. Исключение — Яндекс.Директ, как в заголовке объявления в примере ниже.

Откуда на Пикабу берется плохая реклама и что с этим делать Реклама на Пикабу, Реклама, Баннер, Яндекс Директ, Пикабу, Рекламные сети, Новости Пикабу, Длиннопост

Мы постоянно блокируем некачественные рекламные объявления и стремимся отловить причины проблем. Некоторые сети уже пришлось заблокировать целиком. В ближайшее время будем думать, как изменить шаблон отображения рекламы, чтобы не возникало ощущения, что это мы от имени Печеньки показываем треш, а у пользователей появилась возможность самостоятельно жаловаться на баннерную рекламу.


6. Что делать, если вы видите «плохую» рекламу


0. Помнить, что вся реклама показывается на основе интернет-поведения (поисковых запросов, просмотра каких-то товаров, сайтов) пользователей. И по какой-то причине Яндекс/Гугл считает, что вам нужно показать именно это :)

1. Нажать на «крестик» и выбрать причину жалобы на рекламу (спам, уже купил, не интересует, мешает просмотру контента).

2. Сбросить куки — если вас «догоняет» какой-то товар или тема баннеров, то вы сможете стереть данные не только на Пикабу, но и на других сайтах.

3. Передать жалобу в администрацию Пикабу и/или в рекламный отдел.


7. Как подать жалобу на рекламу


— написать письмо на sales@pikabu.ru в рекламный отдел, приложив скриншот плохого баннера с наглядным доменом или просто ссылкой, куда ведёт реклама;

— передать жалобу через @moderator или @ads.news;

— написать жалобу в поддержку через форму.


В этом случае крайне желательно сделать скриншот рекламного объявления с доменом (если его видно) или:

— в веб-версии нажать правой кнопкой мыши на баннер и скопировать ссылку;

— в мобильной версии/приложении зажать и не отпускать баннер, дождаться появления меню, после чего скопировать ссылку.


Мы сможем как минимум оперативно заблокировать конкретное объявление по домену, а как максимум — найти проблему в одной из рекламных сетей или заблокировать целую подкатегорию, где это возможно.


Надеемся, стало хоть немного понятнее, как устроены рекламные сети. Спасибо, что помогаете отлавливать плохую рекламу из сетей. Нам тоже не нравится видеть треш-рекламу и мы пытаемся разобраться, как уменьшить ее количество (или полностью убрать неприятные категории).

Показать полностью 9
394

Битва брендов – о каких компаниях чаще всего пишут на Пикабу

Битва брендов – о каких компаниях чаще всего пишут на Пикабу Пикабу, Исследования, Новости Пикабу, Реклама на Пикабу, Рекламный отдел Пикабу, Длиннопост, Статистика

Всем привет


После опросов о том, реклама каких категорий товаров вам нравятся больше (и меньше), мы призадумались, а, собственно, какие компании в принципе часто упоминают на Пикабу? О ком пишут и на кого жалуются или хвалят чаще всего?


Решили воспользоваться поиском по тегам и посмотреть, сколько постов с тегом того или иного бренда опубликовано на Пикабу. За основу взяли список из сотни известных компаний.


Для чистоты эксперимента пришлось отбросить некоторые категории. Например, игры, которые сами по себе не совсем бренды. Разумеется, о них пишут много. Еще мы исключили из списка названия вроде «Открытие», «Совесть» или «Лента», теги которых не очень релевантны брендам.


Итак, вот 25 компаний по количеству публикаций на Пикабу (данные выгружены 30 января 2019 года)

Битва брендов – о каких компаниях чаще всего пишут на Пикабу Пикабу, Исследования, Новости Пикабу, Реклама на Пикабу, Рекламный отдел Пикабу, Длиннопост, Статистика

С большим отрывом лидирует AliExpress (пока мы писали этот пост, прибавилось еще около 70 постов!). В пятерку самых обсуждаемых триумфально вошли Apple, Авито, Сбербанк и Почта России. Не то чтобы очень удивительно… Но любопытно.


По отдельным категориям ситуация тоже интересная. Вот статистика по машинам

Битва брендов – о каких компаниях чаще всего пишут на Пикабу Пикабу, Исследования, Новости Пикабу, Реклама на Пикабу, Рекламный отдел Пикабу, Длиннопост, Статистика

Про не очень любимых пикабушниками операторов связи

Битва брендов – о каких компаниях чаще всего пишут на Пикабу Пикабу, Исследования, Новости Пикабу, Реклама на Пикабу, Рекламный отдел Пикабу, Длиннопост, Статистика

Теперь про банки и финансовые организации (тоже не очень любимые на Пикабу, но что поделать!)

Битва брендов – о каких компаниях чаще всего пишут на Пикабу Пикабу, Исследования, Новости Пикабу, Реклама на Пикабу, Рекламный отдел Пикабу, Длиннопост, Статистика

Про гаджеты

Битва брендов – о каких компаниях чаще всего пишут на Пикабу Пикабу, Исследования, Новости Пикабу, Реклама на Пикабу, Рекламный отдел Пикабу, Длиннопост, Статистика

И всевозможные магазины (в том числе онлайн)

Битва брендов – о каких компаниях чаще всего пишут на Пикабу Пикабу, Исследования, Новости Пикабу, Реклама на Пикабу, Рекламный отдел Пикабу, Длиннопост, Статистика

Вряд ли стоит делать из этого какие-то глобальные выводы. Понятно, что и AliExpress и Авито каждый день пользуются миллионы людей. Про Apple пишут кучу новостей, а национальные корпорации вроде Сбербанка или Почты России затрагивают жизнь многих, вызывая массу эмоций и реакций. Как Lego оказался на шестой строке – самим интересно!


В общем, у нас получился своего рода рейтинг «народности» каждого бренда, который отражает его массовость и проникновение в жизнь каждого пикабушника.


Если вдруг мы забыли какую-то важную компанию, пишите в комментариях! Проверим и её.

Показать полностью 6
84

Внимание: разыскиваются пикабушницы!

Внимание: разыскиваются пикабушницы! Пикабу, Спорт, Стереотипы

Всем привет!


Хотим обратиться к пикабушницам, которых, как мы выяснили, у нас 42,2% (по данным переписи населения за 2018 год).


Вы нам очень-очень нужны для хорошего проекта, который мы хотим сделать с одним спортивным брендом.


Если вы сталкивались со стереотипами насчет «мужских» и «женских» видов спорта, вас стыдили за ваши увлечения футболом, боксом, тяжелой атлетикой, мотоспортом или чем-то еще («не женское это дело!»), — тогда мы идем к вам (с).


Мы ищем пикабушниц (от 18 лет и старше) которые:

— увлекаются или профессионально занимаются/занимались как раз таким «не_женским» спортом;

— сталкивались со стереотипами насчет этого;

— у вас есть история про косые взгляды, непонимание или, наоборот, неожиданную поддержку;

— могут и хотят поделиться своим опытом с другими пользователями Пикабу и поучаствовать в нашем проекте против гендерных предрассудков…


… напишите, пожалуйста, вкратце в комментариях (или на почту editorial@pikabu.ru), какая у вас личная  история. Хотим понять, сколько вас, а через какое-то время мы обязательно с вами свяжемся!

188

Секс, бары и вино – да, это вы выбрали! Итоги очень важного опроса

Секс, бары и вино – да, это вы выбрали! Итоги очень важного опроса Длиннопост, Опрос, Реклама на Пикабу, Новости Пикабу, Пикабу

Привет, на днях мы проводили опрос, что приемлемо рекламировать на Пикабу, а что не совсем. А потом еще один опрос – какие категории товаров вы бы хотели чаще видеть в рекламе на сайте.


Во-первых, спасибо за участие и активность! Мы получили около 32 000 голосов по каждой категории. Так что выборка получилась хорошей! Во-вторых, прежде, чем рассказывать про проценты, поделимся нашими выводами насчет «спорных категорий»:


1. Мы точно не будем размещать рекламу гомеопатии и вейпов/заменителей табака. Эти категории набрали максимальное количество «не ок» – 95,8% у гомеопатии и 66% у вейпа.


2. Мы попробуем рекламу секс-игрушек (59,7% ок), но только для пользователей с включенной «клубничкой». Как только к нам придет такой рекламодатель :)


3. Мы поэкспериментируем с размещением рекламы безалкогольного пива и посмотрим на результат. Больше половины аудитории (50,8%) поддержали эту идею.


4. Еще вы оказались не против рекламы:


92,8% – за электронику/гаджеты (мы и не сомневались!)
79,2% за бары и пабы
74,2% – за недвижимость (тут мы тоже и не сомневались!)
61,6% – за сервисы по доставке вина и другого алкоголя

5. Мы продолжим рекламировать банки, потому что не считаем, что это плохие рекламодатели. Хотя, к нашему удивлению, 48,6% пользователей оказались против. Нам не очень понятно, с чем это связано. Возможно, вам не нравится какой-то конкретный банк? Расскажите в комментариях.


6. Еще, судя по результатам второго опроса, вам не нравится реклама операторов связи – 72,9% недовольных. Из-за чего – пока неизвестно.


И наконец результаты второго опроса, где мы проводили исследование интересов пользователей. Вот, что вам больше всего не нравится:


51,1% – косметические средства
48,1% – медицина и лекарства с доказанной эффективностью
45,3% – видеосервисы / онлайн-кинотеатры
37,1% – онлайн-образование
36,7% – одежда и аксессуары
36,5% – разные сервисы и услуги (от каршеринга до клининга)
35,9% – спортивные бренды
35,9% – строительные товары и услуги
34,3% – интернет-магазины (e-commerce)
32,2% – еда и напитки / сервисы доставки еды
31,5% – товары массового потребления (FMCG)
30,9% – автомобили и автотовары
22,1% – видеоигры, геймерские товары
14,4% – кино

Мы не можем отказываться от рекламы этих категорий товаров. Но будем рады обратной связи, как можно улучшить рекламу по этим темам. Еще раз спасибо, что откликнулись :) Это точно не последний опрос, потому что нам небезразлично ваше мнение и вы помогаете.


И наконец, ответьте, пожалуйста, на важный вопрос: почему и чем именно вам не нравится реклама банков и операторов связи?


До встречи в комментариях!

Рекламный отдел Пикабу

Показать полностью
48

Киви и очень большие яйца: как мы (и вы!) выбирали победителей в «Итогах года»

Киви и очень большие яйца: как мы (и вы!) выбирали победителей в «Итогах года» Новости Пикабу, Пикабу, Qiwi, Итоги Года, Гифка, Длиннопост

«Птица киви и очень большие яйца» – заголовок поста победителя в номинации «Зверюшка года». А мы хотим рассказать про совсем другого QIWI – партнера Денежного и Геймерского постов в проекте «Итоги года».


Из всех номинаций клиент выбрал те, которые наиболее близки ему по содержанию и ценностям. Это публикации, связанные с финансами, и посты на тему геймерства – QIWI проводит свой киберспортивный турнир в дисциплинах CS:GO, DOTA 2 и PUBG.


О том, что эти номинации «не такие, как все», можно догадаться, во-первых, по призам внизу страницы – кстати, подарки уже лежат в офисе Пикабу и ждут, когда их отправят адресатам. Во-вторых и в-третьих, по Печенькам с логотипом партнера и интерактивным коробкам, по клику оттуда выпрыгивали фразы о продуктах клиента. Каждый клик – одна фраза.


Как мы писали в предыдущем посте – очень приятная интеграция бренда. В остальном все без изменений. Победителей этих номинаций определяли пользователи с помощью открытого голосования.

Киви и очень большие яйца: как мы (и вы!) выбирали победителей в «Итогах года» Новости Пикабу, Пикабу, Qiwi, Итоги Года, Гифка, Длиннопост

Немного цифр «Итогов года»:

94 042 голоса — мы получили за весь проект.
269 пикабушников — были номинированы в первом туре.

Некоторые пользователи побили рекорды (никакого подкупа!):

— Пользователь @VoinMasterTag рекордсмен по количеству номинаций. Сразу 4 :)

— Следом идут @MauganRa, @Shishuner и @Privda – они номинанты трех разных категорий.
— Privda умудрился занять 1, 2 и 3 места в трех номинациях: «Рассказчик года», «Киношный пост» и «Детский пост».

— Оба номинированных поста MauganRa прошли во 2 тур «Зверюшки года» (один принес победу!)

— Пикабушница @Marypaint победила (!) в двух номинациях «Арт-пост» и «Детский пост».


Всего 23 пользователя стали дважды номинантами, с учетом «Любимого автора Пикабу».


Самые популярные номинации (по числу голосов)

14 760 – Рассказчик года
13 973 – Сообщество года
11 465 – Продуктивность года
6730 – Геймерский пост года
6120 – Зверюшка года

Список всех победителей «Итогов года 2018» опубликован здесь. Скоро мы со всеми свяжемся (а с кем-то уже успели) и расскажем, как получить свои заслуженные призы.


Кроме того, результаты доступны на странице проекта – можете посмотреть, какие посты участвовали в первом туре, какие прошли во второй тур и как распределялись голоса.


Хотим еще раз поблагодарить за участие в голосовании, критику и дельные предложения. Без вас бы ничего не получилось!


До связи :)

Рекламный отдел Пикабу.

Показать полностью
35

Как мы первый раз сделали ТРИ игры с участием Печенюхи

Как мы первый раз сделали ТРИ игры с участием Печенюхи Новости Пикабу, Пикабу, Игры, Печенька, Длиннопост, Рокетбанк

Для кого-то уже не новость, но в конце декабря мы, рекламный отдел Пикабу, сделали первый игровой спецпроект благодаря Рокетбанку. Помните ракету в меню? Это была ссылка на мини-игры с Печенюхой в главной роли.

Честно говоря, это были не только первые игры с участием бренда на Пикабу, но и в принципе первые игры для команды рекламного отдела :) До этого никто из нас не придумывал игровую механику, не отрисовывал макеты для игр и не пытался сделать так, чтобы Печенюх управлял ракетой и ловко прыгал в скафандре.

Как мы первый раз сделали ТРИ игры с участием Печенюхи Новости Пикабу, Пикабу, Игры, Печенька, Длиннопост, Рокетбанк

Таким образом мы решили рассказать о преимуществах рокеткарты – о кешбэке, переводах с карты на карту и лимите на снятие наличных. После прохождения игр появляется форма для заявки на оформление карты банка: нужно ввести свой номер телефона и заполнить анкету.


Немного цифр:

– В «Крошкe лимит» (скриншот #1) сыграли 7 300 человек.

– Игра «Слишком дорого» (скриншот #2) приглянулась 11 100 пользователям.

– Товары с бонусами в «Мало кешбэка» (скриншот #3) ловили 9 600 игроков.

Как мы первый раз сделали ТРИ игры с участием Печенюхи Новости Пикабу, Пикабу, Игры, Печенька, Длиннопост, Рокетбанк

Для нас это был интересный опыт. Кажется, даже не комом! Будем делать интерактивные штуки дальше и больше. Уже завтра расскажем о проекте «Итоги года» и идеальное присутствие клиента в двух номинациях – Денежном и Геймерском постах года.


Stay tuned!

Показать полностью 1
71

Три, два, один, прием. На связи рекламный отдел Пикабу!

Три, два, один, прием. На связи рекламный отдел Пикабу! Длиннопост, Новости Пикабу, Пикабу

Мы решили, что будет здорово делиться с вами тем, какие штуки мы придумываем вместе с клиентами и как стараемся делать рекламу на Пикабу интереснее. В этом аккаунте будем рассказывать о спецпроектах и других активностях, которые создаем для пикабушников при поддержке партнеров.


Но начать бы хотелось с недавней истории о рекламе лотерей, которая вызвала сильное осуждение в комментариях.


Приносим свои извинения, что недооценили отношение сообщества к этой теме :( Мы получили опыт и постараемся в будущем тщательнее взвешивать все возможные «за» и «против».


После вашей реакции мы приняли решение внести категорию лотерей в список того, что больше не будем рекламировать.


Мы благодарны, что вам небезразлично, какая реклама выходит на Пикабу, что вы предоставляете быструю и прямую обратную связь. Мы живем за счет рекламы и, увы, не можем себе позволить от нее отказаться. Но стараться делать качественные полезные рекламные проекты – в наших силах. Это главная задача рекламного отдела на 2019 год.


Надеемся, что в следующих постах мы будем рассказывать о более позитивных моментах.


Спасибо вам!


C вами был рекламный отдел Пикабу. И с наступающим :)

Побывать в Мексике: как я парился с майянским шаманом в бане и плавал в подземных реках

Побывать в Мексике: как я парился с майянским шаманом в бане и плавал в подземных реках Длиннопост

Большое путешествие Славика продолжается. Он начал с Армении, побывал в Грузии, Турции и Китае. Прямиком из Азии отправился в Европу и, наконец, добрался до Карибов. В Мексике он прогрел свои косточки на белоснежном пляже, очистился в майянской бане и нырнул в холодные подземные реки. Но главное: в конце поста вас ждет новость!


Вдоволь насмотревшись на европейскую архитектуру, я полетел в Мексику — Мекку американцев для отдыха, а-ля наша Турция и Таиланд. Можно было долететь до Мехико и посмотреть столицу. Но я хотел поскорее попасть на белоснежный вулканический пляж Канкуна, поэтому полетел через Францию.


Утро я встретил с опухшим лицо и адским желанием съесть стереотипный буррито. Но нет. В ресторане отеля были фрукты, разномастные яичницы, выпечка, дорогущие сыры, тонна разных мюсли, но никакого буррито. Зато были начос. Я выпил коктейль из бананов, заказал мохито — в Мексике, как по мне, он лучший — загреб порцию начос и вышел посидеть на пляже. Прямо как с картинки: лазурное Карибское море, белоснежный песок, ледяной мохито.


Что почитать:

Сколько денег нужно в Мехико на 5 дней

10 стран, куда можно полететь без визы от Марокко до Азербайджана

Побывать в Мексике: как я парился с майянским шаманом в бане и плавал в подземных реках Длиннопост

Глава 1. Подземные реки, которые могут исцелить (или нет)


На третий день решил проникнуться местной культурой и купил тур к шаману, совмещенный с темаскалем — эдакой духовной баней в шалаше. Брал его у русских эмигрантов, которые организовывают поездки в небольших группах по Мексике.


Нас привезли в джунгли, отправили в прогулку до шаманской деревни верхом на лошадях, а затем повели к подземным сенотам. Целые сети колодцев и подземных рек — частотная история для Карибского региона, где соленая вода вымывает известняк из земли. Эти колодцы-сеноты традиционно почитались в мифологии майя. Где-то, например, в Чичен-Ице в них скидывали сотни людей (сами понимаете — жертвоприношение), а где-то вода считалась исцеляющей бесплодие. Короче, осторожнее выбирайте колодцы и не наступите на кости.

Побывать в Мексике: как я парился с майянским шаманом в бане и плавал в подземных реках Длиннопост

Проплывая по семи соединенным под землей колодцам на глубине 150 метров, я пару раз врезался головой в сталактиты (это такие образования в виде сосулек), видел летучих мышей в пещерах над головой и мелкую рыбешку у поверхности воды. Что она там ест или кто ест ее, я не знал. И желания узнавать, честно говоря, не было.


Глава 2. Ритуальные танцы и духовная баня с майянским шаманом


После бодрящего и фантастического купания нас повели к шаману. Им оказался крутой татуированный парень — смесь викинга без бороды и испанца из девичьих грез. Как он рассказывал, до 16-летия он жил где-то в горах, где его тщательно берегли от цивилизации, учили читать символы и проводить ритуалы.


Нас с другими туристами выстроили в круг. Шаман говорил какие-то слова на майянском, мы повторяли. Шаман делал странные жесты, стоял на одной ноге, крутился вокруг себя, мы — повторяли. Без его грации, надо сказать, как сущие идиоты. Пока что нам было смешно.

Побывать в Мексике: как я парился с майянским шаманом в бане и плавал в подземных реках Длиннопост

После ритуальных танцев мы заползли в небольшую «юрту» из глины и соломы. Это и есть темаскаль. Церемония состоит из двух этапов под молитвы и песнопения. Предполагается, что все должны быть голыми, но мы все как-то разом застеснялись и купальники оставили.


Что почитать:

Вся Латинская Америка в одной статье: 26 стран и 182 причины для путешествия

Поездка в Мексику: что смотреть, где поесть и куда не ходить


Поначалу все это было чертовски странно. Мы что-то повторяли за шаманом, то ложились, то мычали, то кричали. Но в какой-то момент понял смысл этого ритуала. Как в золотом снитче, что Дамблдор оставил Гарри Поттеру: «Я открываюсь под конец». В почти полной темноте, сидя вокруг раскаленных вулканических камней, я словил ощущение открытости и соприкосновения со своим внутренним я. Уж не знаю, может это свежее алоэ так подействовало, может атмосфера, а может и правда шаман не зря жил в горах и учился своему искусству. Но очищение духа и тела произошло. После двух сессий мы, просвещенные, выползли из бани и уселись вокруг шамана.


Прошло около двух часов. В конце ритуала шаман подарил каждому по фенечке — типичной туристической, как во многих странах. Но нам сказали, что это не просто украшение или сувенир, а настоящий защитный талисман, который шаман плетет, нашептывая специальные заклинания. И выбирать такой браслет надо по наитию: какой первым в глаза бросится — твой. Когда шаман завязал на наших запястьях фенечки, нашептывая заклинания, он рассказал, кто мы по майянскому гороскопу. Я вот оказался лесным воробьем. Делайте с этим знанием, что хотите.

Побывать в Мексике: как я парился с майянским шаманом в бане и плавал в подземных реках Длиннопост

Глава 3. Скользкие пирамиды и блаженный пляж


После духовной поездки я пару дней развлекался на пляже: вечеринки, морской воздух, мохито, опять же.


На пятый день в Канкуне поехал смотреть пирамиды. Моей первой была относительно лайтовая и отреставрированная (всего-то в 32 метра) Эк-Балам. Довольный, я взобрался по ступенькам, воображал, что ловлю энергию солнца на вершине, поселфился и почувствовал, как на нос мне падает крупная капля дождя. Типичный тропический ливень застал наверху. Ступени пирамиды от дождя стали адски скользкими, и спускался я на четвереньках, промокший и напрочь лишенный какого-то достоинства. Думал только о том, как бы добраться до земли, а не собрать своими костями все ступени пирамиды.

Побывать в Мексике: как я парился с майянским шаманом в бане и плавал в подземных реках Длиннопост

Свой последний день провел на пляже. Заметил, что из местного песка замки у детей отчего-то не получаются. Зато в этот день море сжалилось, утихомирило волны, и я даже успел почти наступить на большого ската. Он прятался в песке в паре метров от берега, испугался и уплыл, а у меня едва сердце не остановилось. Вышел из моря, улегся на шезлонг и стал провожать уходящее солнце, не прекращая улыбаться.


Мексика — похищает сердце и душу. И деньги — я увез с собой много литров текилы. А куда я их повез, читайте в другой раз.


Если заметили в постах о путешествиях Славика какие-то странные детали или отсылки — это неслучайно. В следующем (финальном) посте мы объявим конкурс, который придумали вместе с ребятами из блога Aviasales. Готовьтесь тренировать внимательность и смекалку. Спойлер: разыгрываем путешествие! И сразу подсказка: для участия в конкурсе придется перечитать все предыдущие посты о приключениях Славика. АрменияГрузияТурцияКитайПольшаГерманияЧехия → Мексика → ???
Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!