Культ деревянных богов

Официант встречал нас у входа в гостиницу. Это явно не входило в его обязанности, о чем знали все, кто проходил мимо. На его бейдже было написано огромными буквами: ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?
И мелким шрифтом: Нет, серьезно. Ты не найдешь тут ничего интересного.
Вслух он говорил:
- Проходите в этот зал.
Но губы продолжали двигаться:
- Вы все еще можете уйти.
Это был вечер по привлечению неофитов в сетевой маркетинг, и меньше всего мне хотелось на нем присутствовать.
Я оказался здесь из-за телефонного звонка. Вообще-то, у меня нет привычки отвечать на входящие вызовы, но для десятка номеров приходится делать исключения.
Мой друг позвонил час назад. Он совсем не привык о чем-то просить, но в этот раз его голос звучал безнадежно.
- Так получилось – я пообещал прийти.
По одной только интонации я понял – сегодня лучше не покидать своей квартиры. Но у меня не было и шанса.
- Мы работаем вместе, - говорил он, - ОНА СИДИТ У МЕНЯ ЗА СПИНОЙ.
Мой друг использовал последний аргумент:
- ПОЖАЛУЙСТА, я не хочу идти туда один.
Когда гостиницу называют «Викторией», ты представляешь нечто изящное. А приехав по адресу обнаруживаешь блочную девятиэтажку. Подходящие декорации для того, что ждало меня внутри.
Всю дорогу я волновался – нужно ли будет участвовать в происходящем? И представлял, как по очереди каждый расскажет, зачем явился на эту встречу.
Я отчетливо видел, как кто-нибудь с задором свадебного ведущего тычет в меня пальцем и говорит:
- Да, вы. Именно вы можете вскоре стать очень богатым. Не хотите рассказать, на что потратите заработанные деньги?
И пока сто пар глаз будут следить за моим ответом, он придумает, как еще развлечь аудиторию.
Можно сказать, я заранее ненавидел все, что увижу в ближайшее время.
Нас привели в просторный зал, где каждая ниточка участвовала в создании атмосферы роскоши и достатка. Остальное пространство занимали три ряда стульев и небольшая сцена. Все-таки, говорить будет кто-то один.
Мы заняли самые отдаленные места. Самые безопасные. Здесь нас не достанут ни оратор, ни его последователи. Аудитория отчетливо делилась на две группы. Первые были одеты в повседневные вещи. Другие нарядились в вечерние платья и костюмы.
Именно они с любопытством смотрели в нашу сторону.
Этот графоманский контраст не обещал ничего хорошего.
На сцену вышел какой-то парень в белой рубашке. Наверное, он должен был воплощать собой образ успешной молодежи. Тупая жизнерадостность в глазах и заклеенные деньгами пробоины в мировоззрении.
Этим ребятам нужен сценарист, а не новички.
Я нисколько не удивился, когда появилась она.
Женщина в зеленом платье, с огромным бантом на голове и весом в добрых полтора центнера. Так получилось, что единственное свободное место оказалось рядом со мной. И уже через несколько приветствий, обращенных куда-то к первым рядам, ее бедро заняло половину моего стула.
Она была воплощением восторга. Как ребенок, вертела головой, осматривая зал, и продолжала громко здороваться со знакомыми. Она явно привлекала внимание местных авторитетов.
На секунду ее взгляд устремился в наш темный уголок недовольных.
Пожалуйста, думал я, не раскрывай рта.
Я не хочу мешать твоей вере.
Парень на сцене привлекал наше внимание. Загорелся экран проектора, и на специальном полотне высветился логотип компании. Зал торжественно замолчал. Рассказы об успешных продажах оборвались на серединах фраз.
- Добрый вечер, - начал ведущий, - как же вас много. Приятно видеть, что свободных мест не осталось.
Нарядные гости играли роль активной толпы. Они одобрительно шумели, отвечая взаимностью. Я вспоминал Нерона. Цезарь любил играть на сцене, а среди зрителей стояли специальные люди. Они аплодировали и кричали громче всех.
Запись с их смехом включают в разных шоу.
Теперь я знаю, как они выглядят.
Парень рассказывал про товар. Картинки с проектора иллюстрировали происходящее. Это оказались карты с личными номерами и небольшими отличиями в возможностях. На каждой был указан телефон, позвонив на который, можно получить юридическую консультацию.
Ведущий продолжал расписывать товар:
- Есть в зале бизнесмены?
Он говорил, обращаясь к первым рядам, и лишь из вежливости взглянул на остальных.
Это гребаное представление дало сбой.
Подставные зрители неуверенно переглядывались.
Они сами не знали, к кому относятся. Некоторые из них осторожно подняли руки.
- Отлично. Наш товар особенно пригодится юридическим лицам.
Он давил на самолюбие:
- Купив нашу карту, у вас появится собственный адвокат.
Я знал только одного адвоката. Он застрелился вместе с Раулем Дьюком в две тысячи пятом.
И его нельзя было спрятать в карман.
Но, надо признать, все было честно.
Парень не использовал ни гипноза, ни фантастических метафор. Напротив, его речь была, безусловно, в разговорном стиле. Со всеми паузами, тавтологией, повторами. С неумелыми шутками и жизненными историями.
- Однажды я ехал по делам и уже приближался к пешеходному переходу, когда увидел сотрудников ДПС прямо за ним.
Надо признать, все было абсурдно.
- И я понял, что телефон разряжен. Что не могу позвонить адвокату и узнать, как быть, если меня остановят.
Парень натягивал на зал улыбку:
- Мне хотелось просто остановиться до перехода, выйти из машины и убежать куда-нибудь подальше.
И после такой шутки самое время начать свой марафон.
Но он, похоже, только разгорелся.
- Здесь нет случайных людей. Осознанно или нет, каждый хотел тут очутиться.
Женщина в зеленом согласно кивала, ища поддержки у окружающих. Через пару недель мы с другом окажемся в квартире одного успешного продавца. И там, сидя на кухне с гостеприимными хозяевами, еще раз увидим этот ненормальный блеск в глазах.
Фанатичный блеск верующего человека.
Женщина в зеленом ВЕРИЛА в сетевой маркетинг.
Парень продолжал:
- И когда нас станет достаточно много, мы все отправимся в Индию.
Я представлял, как эти люди в зеленом будут стучаться в хлипкие индийские двери и говорить с теми, кто их откроет:
- Верите ли вы в торговлю? Давайте поговорим о сетевом маркетинге.
Найдется ли у них еще один Ганди?
- А потом и в Бразилию!
Зал одобрительно шумел, разглядывая мировую карту. Я видел их улыбки. Это не похоже на притворство.
Сменялись слайды с таблицами и диаграммами.
- На этом графике видно, сколько вы заработаете, если привлечете десятерых.
Числа были заоблачными. Каждый сидящий в зале мысленно поделил сумму на тысячу или сто. И каждый подумал: вот столько я смогу заработать на самом деле.
Это очень низкая психология.
Ничто так не злит, как плохая уловка.
Ведущий завершал свое выступление:
- А сейчас мы послушаем несколько историй, связанных с нашим товаром.
Женщина в зеленом тянула руку и привставала со стула. Она кричала:
- Можно я? Пожалуйста, выберете меня.
Она делилась впечатлениями в своей манере. Улыбалась залу. Мне стало завидно от этого жизнелюбия. В ее простой, по-чеховски короткой, и скучной истории было столько эмоций, что не осталось никаких сомнений.
Эволюция покинула нас.
Парень показывал фотографии. Он говорил:
- Первый комплект карт стоит пятьдесят тысяч. Но компания предоставляет подарок – поездку в Таиланд на двоих.
Так создается впечатление, что компании заботится о своих сотрудниках.
Проектор освещал его отдых. Слоны, пляжи, шезлонги, обеденные столы, официанты.
Он не говорил, чем они занимались.
Он показывал, как красиво все выглядело.
Вечер подходил к своему завершению. Парень договаривал последние реплики, женщина в зеленом не отрывала взгляда от сцены, ловя каждое слово. Мы продвигались к выходу, не отходя друг от друга ни на шаг.
Мы признавались, что не стали бы пить кофе, если бы нам его предложили.
Нас снова поймала та девушка, из-за которой я оказался на этой встрече.
Она подошла из-за спины и громко поздоровалась с моим другом. Она начинала с похвалы:
- Еще и не один пришел.
Она продолжала:
- Ну, что скажете?
Никаких споров, диалогов и доводов с моей стороны. Никакой обратной связи. О сетевом маркетинге писали тысячи раз. И мне плевать на аргументы обеих сторон.
Я просто увидел идею изнутри.
Я держал язык за зубами.
У них целый арсенал заготовленных фраз. Девушка задавала вопросы о работе, называла числа. Ее тактика была понятна даже ребенку – использовать логичные доводы, забыв указать обратную сторону. Не расставлять ремарки в репликах.
Они не говорят, что их просто используют. Их слова звучат иначе:
- Если у тебя хватит сил, ты пробьешься.
Они не задаются вопросом, почему основными покупателями товара становятся сами продавцы. Твердят, словно мантру:
- Я слышала о человеке, который сейчас живет довольно неплохо.
И все последующее сводилось к простой мысли: они ЧТО-ТО ДЕЛАЮТ в своей жизни. Не сидят на местах, рвутся к новым вершинам. Они считают себя целеустремленными.
Эти люди, думал я, живут среди нас.
Они спорят, заставляют тебя приводить аргументы. Они отнимают твое время.
Мы уже направлялись к выходу.
Это был отвратительный вечер.