Кто такие "хохлы"?

Итак, хохлы.

Теперь, когда внимание читателей привлекло слово, имеющее особый вес в современном инфополе, можно откатываться обратно в XVII век в поисках его корней и значений. Ни для кого не секрет, что в своем первоначальном виде слово "хохол" означало не человека – жителя Украины, а лишь отличительную черту его внешнего вида – клок волос на бритой голове. И для наших предков, описывающих события Смутного времени именно эта особенность стала отличительной, позволяя разделять своих и чужих.

Так, описывая начало освободительного похода М.В. Скопина-Шуйского дьяк Иван Тимофеев писал, что молодой полководец начал кампанию "хотят от бед изъяти матере град, иже хохлом имущими на главах тогда бяше той обстоим". В другом месте в аналогичнорм негативном контексте поминается "главохохленная и слатынная Литва".

А патриарх Гермоген в одном из посланий 1611 г. писал вполне понятно:

"Не токмо веру попрати, хотя б на всех хохлы учинити, и за то б нихто слова не смел молвити".

В этих примерах вполне понятно отождествление "хохлов" не с знакомыми нам украинцами, а с "литвой", причем "литвой" латинской – чужой, пришлой и враждебной России.

Кто такие "хохлы"? История (наука), История России, Средневековье, Хохолок, Прическа, Культура, Волосы, 17 век, Литва, Польша, Украина, Длиннопост, Политика

Карта России Г. Меркатора (1595)

Казалось бы, вопрос. Ну, допустим, "литва" у нас воспринимается как нечто чужеродное и неправильное. По сути – это захватчики, пришедшие покорять и грабить русскую землю, но чем нашим книжникам так не угодил хохол? Тут все дело в разнице культурных и религиозных традиций, определяющих в том числе и подобающий обилк человека – его внешний вид. Бритая голова обычно шла рука об руку с бритым же подбородком, а это в рамках православной культуры не очень котируется. Вспомним только, сколькко шумихи вызвало бритье великого князя Василия III.

Да и в целом "латыняне" и их образ жизни в древнерусской культуре были тесно связаны с острижением бород, что считалось нарушением традиций. Так в одном из молдавских описаний Флорентийского собора находим шпильку в адрес некоторых "греков", что пришли на собор с остриженными бородами "прелщены быти от латин". А шведский хронист XV века, описывая поход короля Магнуса против Новгорода сообщал, что всех пленных государь велел обрить и окрестить заново. Чтоб по понятиям было. Да и на Руси таких примеров достаточно. Взять хотя бы Ивана IV и его разговоры с Антонио Поссевино, которому царь пенял за бритую морду:

"Видим у тебя бороду подсечену, а бороды подсекать и подбривать не велено и не попу и мирским людем".

То есть логика православного древнерусского интеллектуала диктует ему простейшую цепочку. "Латины" мало того, что неприятные сами по себе, так еще и их непосредственным атрибутом являются голые подбородку. А если уж и голова бритая, то всё. Фу!

Кто такие "хохлы"? История (наука), История России, Средневековье, Хохолок, Прическа, Культура, Волосы, 17 век, Литва, Польша, Украина, Длиннопост, Политика

Кстати, именно что хохол был у князя Святослава. Один из немногих древнерусских князей, чей внешний вид был описан, кстати.

В таких вот реалиях и происходит наложение одного на другого. Поэтому человек с невинным на первый взгляд хохлом на голове становится врагом - представителем чужой веры и чужого народа. Но если возвращаться к реалиям Смутного времени, то "хохлом" был литвин или поляк, но уж никак не украинец.

Вот например как вспомнила о своей службе у князей Салтыковых казак Назар Сахнов, сообщая, что "те Салтыковы живут холосты и ходят по-польски с хохлами". А в ряде отповедей иностранным гостям можно узнать, что "в Российском государстве поляков с хохлы в церковь не пускают".

Первое использование термина "хохол" по отношению к человеку относится к 1621 г, когда в одном из своих посланий в "центр" пограничный воевода пишет:

"А православных крестьян называешь некрещенными и хамовыми детьми, и прямые некрещенные вы, поганые хохлы, сатанины угодники хамовы внучата присканами своими хохлы бесовскими".

Причем, что интересно, к русским людям, живущим в Речи Посполитой такие неприятные определения не применялись, пусть даже они и могли носить хохлы на головах. В России считали, что русский православный человек может носить хохол лишь под страхом смерти, что несколько умаляет его грех.

Такое восприятие внешнего мира было возможно благодаря существованию устойчивой культурно-идеологической установки об идеальном внешнем виде православного человека. Понятное дело, что в реальности изрядная куча православных, в особенности, казаков, стали жертвой моды на бритые головы, чубы и бритые подбородки. Для них это не было предательством и не воспринималось как что-то выходящее за рамки традиции.

Со временем обозначение "хохла", как поляка-католика отходит на задний план и после Смоленской войны так стали называть украинских жителей Речи Посполитой, используя, однако, слово "хохлач". А в 1644 г. фиксируется использование термина "хохлач" по отношению к "черкасам", т.е. запорожским казакам. Причем использован этот термин был в отписке донских казаков на Москву.

В итоге даже за тем 20-30 лет, что успели пройти со Смутного времени, термин "хохол" успел поменять значение пару раз, став из обозначения культурной чуждости в расхожее обозначение любителей носить чубы и бритые головы. К середине XVII века носителей хохлов перестали поголовно считать латиняными и "поганцами", ведь казаки со всеми их сложностями и трудностями в России воспринимались, как народ культурно и идеологически близкий к России

Что почитать?

  1. Флоря Б.Н. О значении термина "хохол" и производных от него в русских источниках первой половины XVII в. // Studia polonica: к 60-летию В.А. Хорева. М., 1992.

  2. Попова Е.А. Этноним "хохол" в русской лингвокультуре // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сборник материалов международной научной конференции. Тамбов, 2022.

«Бои за Историю» в ВК: https://vk.com/com_pour_his

«Бои за Историю» в Телеграме: https://t.me/com_pour_his

Лига историков

14.8K поста51.6K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения