32

Крещение Руси. Особенности древнерусского христианства в X - XII веках. Вопрос о дохристианской письменности. (Конспект 8)

Крещение Руси. Особенности древнерусского христианства в X - XII веках. Вопрос о дохристианской письменности. (Конспект 8) История России, История, Крещение, Язычество, Письменность, Велесова книга, Видео, Длиннопост

Мы уже упоминали вскользь факт приятия христианства на Руси в рамках разговора об эпохе Владимира Святославича. Однако данная тема требует несколько более развёрнутого обзора. Принятие новой религии — один из важнейших моментов русской истории, который вызывает огромное количество спекуляций и мифов. От потешных «приняли христианство, а не ислам, так как поняли, что русский человек не пить не сможет» до тотального мракобесия из серии «все проблемы России из-за православия, которое является рабской религией в отличие от католицизма» и «а вот если бы оставили язычество...». Предлагаю отбросить идеалистический подход в данном вопросе и посмотреть, что говорит материалистическая наука.

Итак, мы уже писали, что в 988 году была принята новая религия — христианство, что изменяло международное положение Древней Руси и влияло на внутреннюю жизнь социума. С точки зрения внешней политики, предпочтение было отдано православной традиции из-за стремления элиты укрепить экономические, политические и культурные связи с Византией, наиболее могущественным и развитым цивилизационным центром того времени. Владимир помог византийскому императору Василию II подавить мятежи в Малой Азии и женился на сестре императора Анне. Очевидно, что Русь являлась значимым государством Европы и с принятием христианства укрепила данный статус. С точки зрения внутренней политики, приятие христианства укрепляло государственное единство: создавало опору княжеской власти, способствовало укреплению государственных институтов и нового общественного строя, который заключается в подчинении сельской общины княжеской власти. «Устав Владимира» обозначил место в обществе новой социальной группы, духовенства, и определил источники его содержания. Так согласно уставу, церкви переходила десятая часть доходов князя от дани и пошлин. Церкви передавались дела о браке и семейных отношениях. Крещение дало значительный толчок к развитию культуры, однако здесь не может идти и речи о «сдаче культурного суверенитета», поскольку богослужение велось на славянском языке.

До христианства.

Как известно, до христианства на Руси было язычество. В X веку восточных славян объединяли единые представления о мироустройстве, тесно связанные с их религиозными верованиями. Мир заполняло большое количество богов, которые поддерживали порядок в мире природы и в обществе. Особое значение имел культ предков — Рода и Рожаниц, которые почитались населением ещё долго после принятия христианства. Среди божеств выделялись те, которые управляли силами природы. Во главе восточнославянского пантеона стоял Перун — «творец молний». Богом огня был Сварог. Огонь в очаге назывался Сварожичем, который считался сыном Сварога. Сыном Сварога было и Солнце, почитавшееся под именем Дажьбога. Особое место в пантеоне занимал Велес. Если от Перуна зависело успешное произрастание злаков, то Велес был покровителем скотоводства. Перуном и Велесом клялись князь и дружина при заключении договоров с греками. Возможно, это отражает высокое значение, которое имело земледелие и скотоводство в экономике древнего восточнославянского общества.

В качестве языческих жрецов выступали волхвы, которые осуществляли богослужения и жертвоприношения, им приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее. Однако особой касты, как носителей специальных знаний недоступных простым людям (как это было в Древнем Египте), волхвы не сформировали. Примечательно, что функции жрецов часто выполняли правители. Не существовало и языческих храмов. Статуи богов стояли прямо на открытом воздухе. Так в Киеве была установлена статуя Перуна, украшенная серебрянной главой и золотыми усами.

Крещение Руси. Особенности древнерусского христианства в X - XII веках. Вопрос о дохристианской письменности. (Конспект 8) История России, История, Крещение, Язычество, Письменность, Велесова книга, Видео, Длиннопост

Лысая гора в Киеве. Идол Перуна.

Христиане стали появляться на Руси до официального принятия христианства в 988 году. При заключении договора с Византией в 944 году часть дружины князя Игоря приносила присягу не перед статуей Перуна, а в церкви Ильи Пророка в Константинополе. После смерти мужа христианство приняла княгиня Ольга. Однако в то время все это ни имело никаких последствий. Лишь с официальным принятием на Руси христианства в качестве государственной религии христианское учение сумело получить здесь широкое распространение, занять ведущие позиции в религиозном сознании общества, а славянская письменность стать мощным орудием в руках христианских миссионеров.

Причины принятия христианства.

Согласно советской историографии, верхушка Древнерусского государства сменило веру для идеологического санкционирования новых общественных отношений, которые установились с образованием государства и выделением социальной элиты. Такая точка зрения является не совсем полной. Так история знает крупные государства со сложной социальной структурой, например эллинистические царства и Римская империя, которые успешно развивались при господстве языческого политеизма. Дело было в другом. В данном случае необходимо оценивать принятие христианства на Руси в контексте международных отношений того времени.

«Языческая государственность не могла успешно функционировать в мире, где господствовали такие монотеистические религии, как христианство и ислам. Лишь принятие христианской веры дало возможность правителям Древней Руси поддерживать равноправные отношения с могущественными соседями — правителями империи Оттонов на западе и правителями Византийской империи на востоке Европы. Сами ценности христианского учения, первоначально далекие от образа жизни и идеалов киевской дружины, решающей роли в этом выборе не играли. Дружина выбрала христианского бога не потому, что он был воплощением христианского идеала, а потому что христианский бог — покровитель богатой и могущественной Византийской империи представлялся ей более могучим, чем языческий Перун».
История России с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006. С.163-164
Крещение Руси. Особенности древнерусского христианства в X - XII веках. Вопрос о дохристианской письменности. (Конспект 8) История России, История, Крещение, Язычество, Письменность, Велесова книга, Видео, Длиннопост

Лебедев. Крещение киевлян

Постепенное изменение сознания элит под воздействием христианской веры.

Однако после того как соответсвующее решение было принято, христианское учение стало оказывать все большее воздействие на образ мыслей древнерусской правящей верхушки и ее поведение по отношению к подданным. Изменилось само представление об устройстве общества, его институтах и обычаях. В языческом обществе его устройство и нормы представлялись как нечто совершенное, вечное и неизменное, созданное при непосредственном участии богов. С принятием христианства стало утверждаться представление о том, что общественный порядок создан людьми, а поэтому несовершенен и его можно и нужно менять к лучшему.

Именно с принятием христианства у правителей Древней Руси стало складываться представление, что князь — это не просто предводитель дружины, но глава государства, который должен поддерживать порядок в обществе и проявлять заботу обо всех членах общества, а не толко о дружине. Формировалось представление о том, что правитель должен защищать слабых незащищенных членов общества от произвола со стороны сильных. Так на страницах летописи создаётся идеальный образ князя Владимира Святославича, который не только кормил всех нищих и убогих на княжеском дворе, но и велел возить телеги с едой по Киеву, чтобы накормить тех, кто не в состоянии был туда дойти.

Сопротивление крещению.

Распространение христианства после его официального принятия был долгим и не всегда легким процессом. Процесс этот шёл неравномерно. Так в городах языческий погребальный обряд (сожжение) был вытеснен христианским (погребением) к концу XI века, в сельской местности на юге Руси — в конце XII века, а на севере — аж в конце XIII века. В древнерусских землях, удалённых от Византии, распространение христианства сталкивалось с серьезными проблемами. К примеру, есть сведения о языческих выступлениях в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле, а в земле вятичей на рубеже XI - XII веков был убит монах Киево-Печерского монастыря Купша, приехавший их крестить.

Однако следует иметь в виду, что сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев, в сущности, политический, антикиевский аспект («традиционный сепаратизм» Новгорода),  нежели антихристианский, хотя имели место и другие, кроме политического, аспекты: социальный, культурный, бытовой и др.; причём религиозный аспект играл вовсе не главенствующую роль. Так или иначе, главное языческое божество (Перун), противостоявшее организационно церкви, не имело прочных корней ни у населения, ни у жречества. Когда же княжеское окружение отказалось от него, оно не могло стать знаменем сколько-нибудь массовых антихристианских движений. Во всяком случае, проявлений религиозного фанатизма мы нигде не видим. В народном сознании были сильны языческие представления, но не обязательно Перун.

Специфика древнерусского христианства в X - XII веках.

Формировавшееся в сознании широких кругов населения Древней Руси христианство было своеобразным сплавом взглядов и представлений, пришедших из христианского мира, с теми традиционными представлениями, с помощью которых человек в языческом мире определял своё место на свете и свои отношения с соседями и природой. Несмотря на то, что сложилось и достаточно прочно было усвоено представление о едином всемогущем Боге, окружающий мир продолжал быть заполненным различными силами, с которыми приходилось общаться в манере языческих времён. Так продолжали практиковаться обряды аграрной магии. В роли управляющих стихиями вместо языческих богов могли выступать христианские святые. Например, вместо Перуна посылал на землю молнии и дождь Илья Пророк. Другими стихиями продолжали ведать языческие божества низшего уровня (русалки, лешие), которые почитались наряду со святыми. Такой же сплав старого и нового мог быть характерен и для верхушки общества. В эпоху раннего Средневековья церковь, добившись прекращения открытого почитания персонажей языческой мифологии, мирились с таким положением вещей. Лишь со середины XVII века стали предприниматься планомерные попытки очистить обычаи русских христиан от языческих наслоений.

Особенности христианской культуры древнерусского общества.

Чтобы понять эти особенности, необходимо выяснить, в каком объеме было усвоено образованными кругами древнерусского общества культурное наследие Византии.

Наследие Византии включало в себя не только памятники христианской культуры, но и значительный круг памятников, принадлежавших более ранней античной культуре. Традиционная система обучения строилась здесь (как и в Европе) на изучении текстов античных авторов. Этот важнейший компонент византийской культуры не был перенесён на древнерусскую почву — древнерусскому человеку остались неизвестны античные тексты.

На Западе и в Византии священнослужитель получал доступ к античным текстам благодаря использованию латыни и древнегреческого в качестве церковного языка. Так формировалась наднациональная интеллектуальная элита и вырабатывался международный церковный, а затем и научный язык. Эта элита участвовала в развёрнутых теологических спорах, что с одной стороны, развивало культуру, а с другой — способствовало расколу церкви (протестантизм). В православии, как известно, богослужение велось на церковнославянском языке, что делало язык проповедей понятным для населения и способствовало скорейшему распространению христианского учения. В то же время такое положение дел несколько изолировало Русь от античной культуры и исключало участие русской церкви в «международных» теологических спорах.

Собственно христианская литература также перешла на древнерусскую почву из Византии не в полном объёме. Так очень рано были переведены основные руководства с изложением христианской догматики (руководство Иоанна Дамаскина). Переводились и распространялись сочинения, содержащие характеристики истин христианского вероучения и христианских этических норм. Большой популярностью пользовались сочинения проповедника IV века Иоанна Златоуста. Обильными и многочисленными были переводы житий святых, в которых христианский идеал раскрывался на ярком конкретном примере жизни человека. В то же время многие богословские тексты оставались древнерусскому читателю неизвестными.

Священное Писание распространилось не полностью, а в прежде всего в виде фрагментов, использовавшихся во время богослужения. Это были книги Нового Завета, из Ветхого Завета использовались Псалтырь и книги пророков. Не связанные с богослужением книги Ветхого Завета были намного менее известны, и не все из них были переведены на славянский язык. Первый полный славянский перевод Библии был сделан в 1499 году (так называемая Геннадьевская Библия).

Вопрос о дохристианской письменности у восточных славян.

Спорным является вопрос о письменности у восточных славян. Появились ли она с приходом христианства или ранее?

Установлено, что с момента официального принятия христианства на Русь начинает массово проникать письменность. С самого начала безусловно преобладает кириллица, однако есть свидетельства бытования и глаголицы в X—XI веках. Начинается централизованное «учение книжное» детей социальной элиты («нарочитой чади»). К памятникам самого раннего периода относятся: церковные книги (Новгородский кодекс рубежа X—XI веков, Остромирово евангелие середины XI века), надписи на древнерусских деревянных «цилиндрах-замках» (пломбах) и мечах (конец X века), легенды монет Владимира, Святополка и Ярослава, тексты на княжеских печатях, надписи на стенах церквей, берестяные грамоты (примерно с 1030 года).

Ряд исследователей (В. А. Истрин, Л. П. Якубинский, С. П. Обнорский, Б. А. Ларин, П. Я. Черных, А. С. Львов) высказывали предположение о наличии письменности у восточных славян до крещения Руси. О возможности её существования действительно косвенно свидетельствуют упоминание о ней в ряде исторических источников: в сказаниях черноризца Храбра «О письменах», в «Житиях Мефодия и Константина», записях Ибн Фадлана и Мубарак-шаха Марварруди, «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» Ан-Надима, книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди, русско-византийских договорах 911 и 945 годов.

Само по себе существование некой письменности не является принципиально невозможным. Поскольку схожие по начертанию с «рунической» системы письменности отмечались в различных соседствующих с ареалом расселения славян культурах (болгарские руны, венгерские руны, хазарские руны), при явном наличии торгового и культурного взаимодействия между ними, априорное отрицание возможности существования некой «дохристианской» письменности у славян было бы некорректно. Однако на сегодняшний момент общепризнанные образцы такой письменности лингвистике и истории неизвестны, либо носят спорный характер.

Интересным феноменом являются различные подделки, выступающие якобы как «доказательства» существования дохристианский письменности у восточных славян (как правило в среде современных неоязычников). Наиболее ярким примером такой подделки является «Велесова книга» (также Влесова книга, Книга Велеса, Дощечки Изенбека, Дощьки Изенбека). Академическая наука считает «Велесову книгу» фальсификацией, созданной в новейшее время автором, не имевшим представления о славянском языкознании (Л. П. Жуковская, Б. А. Рыбаков, О. В. Творогов, А. А. Алексеев, И. Н. Данилевский, В. И. Буганов, В. П. Козлов, А. А. Зализняк, Ф. П. Филин, В. В. Виноградов, Н. Ф. Котляр, С. С. Аверинцев, А. Л. Монгайт, А. Г. Кузьмин и др.).

Крещение Руси. Особенности древнерусского христианства в X - XII веках. Вопрос о дохристианской письменности. (Конспект 8) История России, История, Крещение, Язычество, Письменность, Велесова книга, Видео, Длиннопост

Фотография дощечки № 16 Велесовой книги

Ситуация с языком «Велесовой книги» приводит лингвистов к выводу о том, что она не может быть текстом на естественном языке, даже искажённом переписчиками более поздних времен. Создатель «Велесовой книги», по-видимому, не обладая какой-либо квалификацией в филологии, целенаправленно ставил задачу искусственного видоизменения современных русских или украинских слов с целью создания эффекта труднопонятной древности. Он стремился к тому, чтобы каждое слово писалось несколькими разными способами и не совпадало с современной русской формой, произвольно добавляя и удаляя окончания, выбрасывая и заменяя гласные, а также производя фонетические замены по образцу польских, чешских, сербских и тому подобных, в значительной части случаев с ошибками.

«Поддельность этого сочинения не вызывает у профессиональных лингвистов никакого сомнения. Я не буду здесь заниматься обоснованием этого, скажу лишь, что подделка необычайно груба и примитивна. Сочинитель был крайне невежествен в том, что касается древних языков, не имел никакого понятия о том, как языки изменяются во времени. Он представлял себе язык древних славян просто как смесь современных языков — русского, церковнославянского, украинского, польского, чешского и т. д., и именно так строил свой текст. Кроме того, он произвольно искажал слова, заменяя в них буквы, добавляя лишние слоги, обрубая концы и т. п., — в наивной вере, что всё это создаст впечатление древности. К сожалению, как и в случае с другими сочинениями лингвистов-любителей, фальшь здесь хорошо видна только профессиональным лингвистам. Неподготовленный читатель и ныне может оказаться в плену примитивных выдумок о том, как древние русичи успешно сражались с врагами уже несколько тысячелетий тому назад».
— А. А. Зализняк, академик Российской академии наук по Отделению литературы и языка, доктор филологических наук.


Заключение.


Безусловно, принятие христианства являлось важнейшим моментом в истории Древнерусского государства. Решение принять именно православную веру было целесообразно с точки зрения внешней политики, поскольку Византия являлась одним из наиболее развитых и могущественных государств раннего Средневековья.

Также христианство имело огромное значение для внутреннего развития Руси: способствовало формированию и развитию единой культуры восточных славян. Примечателен и тот факт, что в качестве церковного использовался понятный для населения славянский язык, а не латынь, как в Западной Европе. Насколько христианство «подавляло» исконную славянскую культуру? Сказать трудно. Но неоспоримым фактом является то, что язычество не было до конца искоренено (наверное, и пой сей день). Вместо этого традиционная языческая культура вполне органично смешалась с новой христианской. Вопрос существования письменности в дохристианскую эпоху до конца не решён, однако можно без сомнения утверждать, что массовое распространение письмо получило именно благодаря христианству, поскольку появилась необходимость в религиозных цирковых текстах, что сопровождалось приходом на Русь большого количества иностранной (византийской) литературы. «Велесова книга» — это бессовестная подделка, которая искажает представление об истории России, плодит мракобесие и подпитывает экстремистские движения (неоязычество).

Источники и дополнительная литература.

1/ История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006
2/ Ковалевская Е. Г. Избранное. 1963—1999 / Под ред. д-ра филол. наук проф. К. Э. Штайн. — СПб. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. — 687 с. стр. 42—43
3/ Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. Дохристианская письменность славян. М. 1965. Стр. 442 - 446.
4/ Нефедов В. С. Археологический контекст «древнейшей русской надписи» из Гнездова // Гнездово. 125 лет исследования памятника. Труды ГИМ. Вып 124. М., 2001. С. 65.
5/ Зализняк А. А. О профессиональной и любительской лингвистике // Наука и жизнь, 2009, № 1—2.
6/ Кузьмин А. Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. Издательство: М.: Молодая гвардия, 1988.
7/ Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. Издательство: М.: Русский издательский центр, 2012.
8/ Википедия. Велесова книга , История русской письменности.
9/ Фурсов А.И. Курс лекций.

**********************************************

Предыдущие статьи:

Как изучать историю России?

Часть 1. Введение. Древнейшая история. Этногенез славян.

1.1 Материализм или идеализм. Два подхода к изучению истории.
1.2 Почему Россия не Запад? Общая характеристика русской истории.
1.3 Кто и как жил на территории России в глубокой древности?
1.4 Этногенез славян. Хозяйственная жизнь и социальная организация древних славян.
Комментарии и пояснения. FAQ. Дополнительная литература.

Часть 2. Раннее Средневековье.

2.5 Как зарождалось государство восточных славян. Роль норманнов.
2.6 Древняя Русь в 882-978 г.г. Закладка «фундамента» Древнерусского государства.
2.7 Древняя Русь в 978 - 1078 г.г. Владимир Святославич и Ярослав Мудрый.

Следующая статья по плану:
Распад Древнерусского государства. 1078 - 1169 г.г.

Найдены дубликаты

+4

Интересно, хотя и спорно местами. Славянские язычество, за недостатком источников, очень слабо изучено, и даже в основном "выдумано" Рыбаковым.

+3

Автор, вот прямо с места:

Род и Рожаницы - очень вероятно, что новодел Рыбакова.

Перун и Сварог - очень вероятно, что разные имена одного бога.

И вот так во многом: сомнительные вопросы преподносятся как достоверное знание.

раскрыть ветку 2
0
Я привёл ссылки на источники и понятно, что многое тут с оговоркой "вероятно", как и у вас.
Приведите, ппожалуйста, источники ваших измышлений. Спасибо.
раскрыть ветку 1
+2

Спасибо за "измышления"...


Вторым этапом (по версии Б. Рыбакова, не поддерживаемой многими другими исследователями) славянских верований является культ Рода и Рожаниц.


Здесь должна быть ссылка на запрещённый сайт slavyanskaya-kultura.


Сейчас не могу найти источник, но читал, что Рыбаков выводит их из надписи типа "род рожанич", причем, вроде бы, без гласных. Поэтому многие исследователи склоняются к версии не бога и богинь, а бога-прародителя.


Перун и Сварог имеют очень много сходных черт. Оба - боги небесные. Перун - с молниями и громовыми палицами, Сварог - с молотом (и соответствующими звуками удара молота).

В русском языке сохранилось слово "свара" - спор, ссора. О южных славянах есть записи, что когда гремит гром они говорят "Бог сварзится". Я склоняюсь к версии, что Сварог - одно из имен Перуна, означающее "Сердящийся".

Плюс существует много пересечений с культами Громовержца у других народов, где он является кузнецом.

+2

Дружина выбрала христианского бога не потому, что он был воплощением христианского идеала, а потому что христианский бог — покровитель богатой и могущественной Византийской империи представлялся ей более могучим, чем языческий Перун».

сука, у соседа всегда трава зеленей)))

раскрыть ветку 1
+1
Есть такое, но не в данном случае. Вы будете спорить, что Византия в силу объективных причин была более развитым государством?
+1

Спасибо, ТС за труд! Мне как человеку не особо интересовавшимся историей было очень интересно почитать, очень увлекательно пишите. В школе по истории у меня была единственная «тройка»)) никак она мне не шла.

раскрыть ветку 1
0
Спасибо. Рад что Вам понравилось. У меня план пройтись по всей истории России, от древнейших времен до 21 века. Вот уже дотопал до феодалоной раздробленности. Чем дальше, тем интереснее.
+1

Держись ТС ! Сейчас к тебе все новорусичи и долбославы набегут , истину глаголить ))

раскрыть ветку 2
+1
Мне и интересно их послушать. Жду с нетерпением :))
раскрыть ветку 1
+1

Всегда восхищаюсь популяризаторами знаний в наше время. Сил Вам !

+1

Нет бога кроме Велеса с Перуном и пророка их Задорнова. А наука, доказательства, ссылки на источники. Это лишнее. Маленький мозг не в состоянии переварить. Главное малолеткам указать путь! И сказать кто виноват в их бедах, подвязав сюда Перуна исконно русского... ну и на Велеса сославшись:))

+1

Ранние известия о христианстве на Руси. Развитие феодальных отношений требовало замены  дофеодальной языческой идеологии новой религией, в большей мере отвечающей интересам господствующего класса феодального общества. Христианство появилось на Руси задолго до принятия его в качестве официальной религии при Владимире Святославовиче (980-1015 гг.). Уже в IX в. константинопольский патриарх Фотий указывал, что Русь переменила "языческое суеверие" на "христианскую веру". Очевидно, что имел в виду проникновение христианства в среду правящей знати.  Христиане были среди дружинников Игоря. Судя по договору с Византией 944 г., они приносили присягу  в церкви св. Ильи в Киеве, в то время как язычники клялись на холме перед идолом Перуна. Христианство приняла княгиня Ольга, которая в 957 г. с большой свитой посетила Константинополь. 

Официальное принятие христианства при Владимире. Владимир I в качестве идеологического средства укрепления своей власти вначале пробовал использовать старую языческую религию. Он устроил в Киеве своего рода языческий пантеон, водрузив на холме изображения славянских и неславянских божеств (Перуна и др.). Эта попытка Владимира не имела успеха. Феодальное государство нуждалось в религии, проповедовавшей единобожие и ссылкой на божественный авторитет освящавшей новый социально-политический строй. Такой религией было христианство.

Принятие Русью христианства было связано и с внешнеполитическими отношениями Руси с Византией. В 80-х годах Х в. произошло восстание против византийского правительства в Малой Азии. На просьбу Византии о помощи Владимир ответил встречным требованием  заключить союз с Русью, скрепив его браком с ним Анны, сестры императора Василия II Болгаробойцы. Византийское правительство было вынуждено принять это требование. Русское войско подавило восстание в Малой Азии, но Византия отказалась выполнить свое обещание. Тогда русские войска заняли Херсонес в Крыму (989 г.). Василий II должен был согласиться на брак Владимира и Анны. Это был политический успех Руси, которую Византия пыталась третировать как страну "варваров". Приняв, повидимому, еще в 987-988 гг. до взятия Херсонеса христианство и оценив его политическую роль, великий киевский князь ввел его в качестве официальной  государственной религии на Руси.

Значение принятия христианства. Христианство с его учением о божественности власти идеологически  укрепляло феодальный строй и авторитет государства. Внешняя сторона христианского культа с его великолепием явились также одним из средств идеологического воздействия на народные массы.

Христианство для Руси было прогрессивным явлением в сравнении с язычеством. Приняв христианство, Русь получила возможность ближе ознакомиться с более высокой византийской культурой, воспринять наследие античности. Это восприятие на Руси культуры Византии - передовой страны европейского  средневековья - было творческим; памятники русской литературы и искусства отличаются ярким своеобразием.

Введение христианства, общепринятой тогда религии в Европе, повысило международное значение киевского великого князя, способствовало сближению Руси с другими государствами.

Византия пыталась с помощью разветвленной церковно-политической организации поставить Русь от себя в зависимость. Но эта попытка потерпела неудачу.  Русь пресекла намерение Византии вмешиваться во внутренние дела страны. В богослужении и письменности был сохранен славянский язык.

После того как христианство стало господствующей религией, церковь получила от князей крупные земельные пожалования и десятину от государственных доходов. Духовные феодалы составили сильную группу господствующего класса на Руси. Поскольку церковь своим авторитетом освящала угнетение народных масс, христианство насаждалось в народе насильственно.

История СССР. т.1. Москва. 1956

Иллюстрация к комментарию
0

- Перуном и Велесом клялись князь и дружина при заключении договоров с греками. - (с)

А почему не Одином и Тором? Ау, норманисты, почему у ваших скандинавских князей и дружинников боги славянские?

раскрыть ветку 8
+1

Норманисты: "Для язычников не было принципиального различия в пантеонах разных стран (для примера - греки записывали мифы о египетских богах, называя египетских богов по-гречески (Гора - Зевсом и т.п.). Перун и Велес - это славянские аналоги Тора и Одина, возможна ситуация как перевода норманской клятвы на славянскую традицию, так и некорректной записи клятвы (дружинники клялись по факту Тором, но хронист записал "Перуном" как более понятную для своих читателей."

раскрыть ветку 6
0

А вот фигушки, если норманы правящая верхушка, то по воззрениям язычников это Один им власть над поклонниками других богов дал, значит Один сильнее и дружить нужно с ним, а не с каким-то Перуном.

А идея о том, что "Одина в летописи обозвали Перуном чтобы понятнее читателю было" вообще смешна, тогдашние читатели прекрасно знали и Одина и Перуна, им, в отличии от нас, и так все было понятно.

Скорее всего варяги Рюрика и сам Рюрик никакие не скандинавы, а славяне или балты.

ПыСы. Греки называли Гора Зевсом, а египтяне Зевса Гором не называли.)))

раскрыть ветку 5
0
Вопрос. Но в могилах воинов на Руси находили и молоты Тора
0
Наука - не материалистическая. Наука - дуалистическая и не нужно путать социальное с естественнонаучным.
раскрыть ветку 1
0
Да, нужно было поставить в кавычки. Спасибо
0

Спасибо.

-2

Меня пара вопросов по этой теме волнует. Азбуку создал Константин, а назвали почему то кириллицей. Русь крестил Василий, а говорят что Владимир.

раскрыть ветку 21
+3
Источники в студию, пожалуйста.
раскрыть ветку 20
-1

Источники чего? Того что Владимир при крещении получил имя Василий, а потом крестил Русь или что Константин принял монашеский постриг и имя Кирилл? Так это известные факты и источников предостаточно)))

раскрыть ветку 11
-3
Меня интересует почему на протяжении долгих лет христианских Князей именуют языческими именами, хотя у них были христианские. Того же Ярослава Мудрого звали Георгием. Не говорит ли нам это что христианство в ту пору так и не вошло в жизнь Руси?
раскрыть ветку 7
-2
лучше б вы мульт про губку Боба пересказывали. такая же сказочная ахинея, но напиздеть с три короба нельзя, ибо есть чем проверить.
-3

Я не язычник, но считаю большой ошибкой связывать развитие нашего народа с принятием христианства. Я о тех высказываниях, что без него мы бы на березах сидели да щи лаптем хлебали. Быстрее или дольше, но мы, вместе с другими европейскими народами развивались. Знания накапливаются, открытия делаются. Так же про Сталина говорят - принял страну с сохой, отдал с ракетой. На самом деле и без Сталина, быстрее или дольше, Королев или другой человек, но отправил бы ракету в Космос. Прогресс идет в разных странах с разной скоростью. Но идет.

раскрыть ветку 11
0
Дело вот в чем. Христианство, конечно, дало скачок в развитии, это бесспорно: международные связи, культурный обмен, единая религия и т.д. Но в тоже время, христианство было принято в силу достижения Русью определённого этапа экономического, политического и социального развития. Язычество просто уже не соответствовало уровню развития Руси.

Насчёт принял с сохой, это сказал Черчилль. Развитие бы шло и без Сталина. Вопрос где бы оно шло? Ракету бы запустили, возможно, в космос, но не факт, что в царской России.
Без создания СССР, Россия бы сохранила свое единство? Это очень большой вопрос
раскрыть ветку 1
0

Все у нас было бы нормально и без Сталина. У нас есть потенциал в народе.

0

Напомни европейское государство,  не принявшее аввраамическую религию и имевшее хоть какой-то вес в Европе? Я что-то не могу вспомнить.

раскрыть ветку 8
-1

Т.к. все европейские народы приняли либо христианство либо ислам, Ваш вопрос не корректен.

раскрыть ветку 7
-4

Просто славяне заебали византийцев своими набегами, вот они и крестили их и породнились с князем, чтобы проблем было меньше.

раскрыть ветку 6
+2

Святослава Ольга возила посватать к византийской принцессе в подростковом возрасте, да не сочли достойным.

А уж Игорь напрягал византийцев куда серьезнее Владимира.

0
Насильно крестили? Источники? Спасибо!
раскрыть ветку 4
+2

Про насильно разговора не было. Для подобных вещей мирные миссии подходят гораздо лучше. А вот практика крещения для умиротворения грозного соседа в политических целях не нова для Византии и западных католических королевств.
Христианство и феодализм остановили разрушительные походы венгров, болгар, руси, викингов.

раскрыть ветку 2
-1

Ну хотя бы крещение Новгорода.

-7

Если б христианство не приняли так бы и сидели на березах в великой стране размером с рязанскую область.

Хотя наверное раньше бы  вымерли. Несколько  завшивевших загибающихся племен . Живущих в нищете и дохнущих от голода и болезней.

раскрыть ветку 21
+3

Слишком толсто.

раскрыть ветку 16
-3

Посмотрите карты 10 века, численность населения. Попробуйте вспомнить постройки и культуру  оставленную "великими волхвами".

раскрыть ветку 15
+1

вот ты это римлянам скажи. пока христианство не приняли росла империя а как пришло, усилилось так и ....... вплоть до падения.

раскрыть ветку 3
0

Такую империю развалили, вот ведь сволочи.   А Египетскую цивилизацию тоже они?

раскрыть ветку 2
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: