Коллекционирование и история. Часть 5. Марки-деньги
Добрый день, в данной части обзора мира филателии речь пойдет о суррогатах. Суррогатах денежного обращения
Итак, марки-деньги это вид марок, которые выполняют функции разменной монеты в связи с её недостатком. Существуют знаки общегосударственных и местных выпусков. Впервые были применены в Северо-Американских Соединённых Штатах во время Гражданской войны 1861—1865 годов. В этом посте пойдет речь о марках-деньгах Российской империи
Царь Николай II, желая удовлетворить военные потребности, увеличил количество находящихся в обращении бумажных денег. Систематически допечатывались банкноты, их количество возросло с 1,7 млрд. в январе 1914 г. до 10 млрд. в марте 1917 г. — когда самодержавие пало.
«"Голод" с разменной монетой. Психоз масс», ‒ писала газета «Курская быль», автор который тщетно пытался убедить соотечественников, что серебра в билонной разменной монете меньше, чем ее номинальная стоимость, а потому и хранить ее нет никакого смысла.
«Наивная публика думает, что накопляя запасы разменной монеты, она собирает нечто гораздо более ценное, нежели бумажные рубли, но ведь это далеко не так, ‒ поясняло издание. ‒ На основании утвержденной министром финансов в 1900 г. таксы, Государственный банк и казначейства принимают испорченную монету по стоимости находящегося в ней чистого серебра и при этом платит за 20 коп. - 6 к., за 15 к. - 4 ½ и за 10 к. - 3 к. Нельзя себе представить, чтобы курс русского рубля упал до 30 коп., между тем лица, запасающиеся билонной монетой, накопляют серебра только на 30 проц. вместо 100. Таким образом, соображения о накоплении драгоценного металла становятся чистою нелепостью».
28 октября 1915 года, в связи с острым недостатком разменных металлических монет, министром финансов России Петром Львовичем Барком был представлен на утверждение Правительствующего сената проект распоряжения о выпуске марок-денег, в котором, в частности, говорилось: «ввиду стеснения населения от возрастающей недостачи разменной серебряной и медной монеты и невозможности для монетного двора немедленно изготовить её в достаточном количестве, мною будет сделано распоряжение выпустить в обращение вместо разменных денег почтовые марки образца юбилейных к трехсотлетию дома Романовых достоинством в 1, 2, 3, 10, 15 и 20 копеек с надписью на обороте: „Имѣетъ хожденiе наравнѣ съ размѣнной серебряной /или мѣдной/ монетой“».
Для изготовления денежных суррогатов использовалось клише почтовых марок, с портретами российских государей, выпущенных к 300-летнему юбилею Дома Романовых. За два года до этого, в 1913 году, эти марки уже были в центре общественного внимания, невольно спровоцировав скандал ‒ многие почтовые чиновники отказывались их гасить, не смея ставить печать на царские лики. Теперь же им нашлось новое применение ‒ заменить разменную монету. С виду это были обычные почтовые марки с перфорацией, но выполненные на более плотной бумаге и с государственным гербом на обороте, а также с надписью, уравнивавший их с разменной серебряной монетой
1915. Октябрь. Первый выпуск. Тонкий картон. На обратной стороне печать типографской краской:
Финансовые проблемы Российской империи немцы хотели использовать в своих целях. В Германии изготовили партию фальшивых марок-денег номиналами 15 и 20 коп. На них была искаженная версия надписи на русском языке, на 15-копеечной монете она гласила: “Имеет курс наравне с банкротством серебряной монеты”. Можно сделать вывод, что деньги-марки стали во время Первой мировой войны психологическим оружием между Тройственным союзом и Антантой.
Как сообщала пресса, частные лица обязывались принимать марки-деньги до трех рублей при каждом платеже, а правительственные кассы должны были брать данный суррогат денег у населения без всяких ограничений. При этом марки-деньги можно было использовать и как традиционное средство почтовой оплаты, в соответствии с их номиналом.
Управляющий Государственным банком И.П.Шипов в интервью «Биржевым ведомостям» признавал, «все их неудобство в качестве орудий обмена», но вместе с тем, призывал общество признать, «что разменные марки содействовали устранению затруднений, связанный с недостатком разменной монеты», подтверждением чему служат «поступающие со всех концов России требованиями разменных марок». Как отмечало издание, «требования на юбилейные марки по-прежнему громадны и достигают в среднем свыше 100 000 рублей в день, которые уходят исключительно на удовлетворение столицы».
Несмотря на некоторое недоверие к данному денежному средству, марки-монеты стали приживаться, так как разменивать купюры было действительно нечем. Но, как и следовало ожидать, авторитетом такие суррогатные деньги у населения не пользовались. Обывателю было очевидно, что это «ненастоящие деньги», к тому же марки были неудобны ‒ они быстро изнашивались, мялись, терялись из-за своего малого размера, а порывы ветра уносили пестрые бумажки с прилавка.
«Мотыльки» ‒ такое меткое иронично-презрительное название дал обыватель новым «монетам». Поэтому не удивительно, что на совещании монархических деятелей в Петрограде, состоявшемся в конце ноября 1915 года, одной из мер, направленных на снижение инфляции и борьбу с дороговизной, было требование «установить выпуск мелкой разменной монеты низкопробного сплава и изъять из обращения существующие марки».
1916 год. Второй выпуск. тонкий картон
1917 год. Третий выпуск
В 1917 году перед самой революцией был сделан третий выпуск марок.
Если коротко, то мелкие номиналы марок первого выпуска проходили апробацию весной в начале 1917 года на небольшом участке северного фронта, они поступили в обращение без надпечатки. И по результатам этой апробации было замечено, что единичка и двойка в процессе хождения истираются настолько, что становятся схожими с пятнашкой и двадцаткой. Видимо по этой причине надпечатка и была сделана.
Осенью, в сентябре 1917 года, марки третьего выпуска уже с надпечаткой поступили в обращение.
1917 год. Четвертый выпуск
Четвертый выпуск был сделан уже временным правительством. На обратной стороне орел заменили крупным обозначением номинала.
Выпуски четыре выпуска марок-денег находились в обращении до 1919 года.
Использованы материалы Интернета,
Статьи: "История денег-почтовых марок Первой мировой войны" К. Филиппов
"Как почтовые марки стали суррогатом денег" А. Иванов








