Классика кинофантастики: «Враг мой» / Enemy Mine (1985), реж. Вольфганг Петерсен

Классическая военная драма о «своей правде» и уважении к противнику.

В своей душе ты одинок. Вот почему вы, люди, разделены на две различные половины. Ради счастья краткого воссоединения.

Классика кинофантастики: «Враг мой» / Enemy Mine (1985), реж. Вольфганг Петерсен Культовое, 90-е, Вольфганг Петерсон, Враг мой, Фильмы, Экранизация, Длиннопост

Звёздная война. Человечество схлестнулось с расой драков. Враг беспощаден и уродлив: драки похожи на ящериц, с которых содрали кожу. К тому же они однополые гермафродиты (вот срамота!). В бою офицер земного космофлота Уиллис Дэвидж сбивает истребитель драка, но и сам падает рядом на неизведанную планету. Землянин и яростный космический монстр — один на один среди опасностей дикой природы...

К чему подобные завязки обычно приводят в голливудском кино? В лучшем случае — к «Хищнику». Герой-землянин должен схватиться с монстром в неравном бою и показать, чего стоят белые англосаксонские протестанты. Но «Враг мой» не об этом. Он о том, как два непохожих существа, не умеющие даже говорить на одном языке, из врагов превращаются в братьев.

Дэвидж и его товарищ по робинзонаде Джериба Шиган (землянин зовёт его Джерри) вынуждены вместе выживать, бороться со стихией и хищниками, строить дом. Поначалу они смеются над обычаями друг друга, но постепенно презрение сменяется уважением к чужой культуре. Оказывается, ужасные на лицо драки — утончённые философы, а на их грубом языке можно петь красивые ритуальные гимны. Дэвидж становится для сына Джерри приёмным отцом и защищает малыша от других землян, для которых драки по-прежнему унтерменши, достойные рабства или смерти.

Классика кинофантастики: «Враг мой» / Enemy Mine (1985), реж. Вольфганг Петерсен Культовое, 90-е, Вольфганг Петерсон, Враг мой, Фильмы, Экранизация, Длиннопост

Что это, аллегория Второй мировой с точки зрения немца Вольфганга Петерсена? По идее, нет: этот сюжет сочинил не он, а американский писатель Барри Лонгиер. В людях и драках он точно так же мог видеть СССР и США, американцев и вьетнамцев... Скорее всего, на уме у него были японцы: уж очень повесть напоминает фильм «Ад в Тихом океане», где на одном острове застряли американский и японский лётчики. А Петерсен оживил историю, показал её через призму своего восприятия и дал повод для ещё одной трактовки.

Изначальным режиссёром «Врага» был Ричард Лонкрейн, но он снял лишь несколько сцен и сразу выбился из бюджета. Петерсена взяли ему на замену не столько из-за недавнего «Оскара» за «Подводную лодку», сколько из-за связей в Германии, где аренда и рабочая сила были дешевле. Но надежды студии на «блокбастер по дешёвке» не оправдались: Петерсен был слишком амбициозным творцом. Он поменял образ драков и снял новые масштабные сцены. Бюджет картины раздулся почти до 30 миллионов. Окупить такие деньги мог бы развлекательный боевик, но не драма о прощении.

Разумеется, «Враг мой» провалился в прокате. Как и многие его современники — «Дюна», «Бегущий по лезвию» и «Трон», не принятые тогдашним массовым зрителем.

Классика кинофантастики: «Враг мой» / Enemy Mine (1985), реж. Вольфганг Петерсен Культовое, 90-е, Вольфганг Петерсон, Враг мой, Фильмы, Экранизация, Длиннопост

И, как и они, со временем фильм стал считаться правильной, уважаемой фантастикой. За тридцать лет спецэффекты устарели, но идея «твой враг на самом деле такой же, как ты» не теряет актуальности. Мораль не оригинальная, конечно, на ту же тему снято много драм о реальных войнах — «Кукушка», «Счастливого Рождества», «Ничья земля».

«Враг мой» отличается тем, что не привязан к конкретным народам и событиям. Он предлагает архетип, схему, в которую легко подставить любую пару непримиримых врагов. Меняются имена и причины для ненависти, а история всё та же.

Автор текста: Александр Гагинский
Источник: 150 фантастических фильмов, которые стоит посмотреть

Другие материалы:

FANFANEWS

861 пост1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.