Китайский клон.Harbin H-5
Harbin H-5 — первый китайский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия. Представляет собой нелицензионную копию советского Ил-28.
Долгое время был основной ударной силой фронтовой авиации НОАК.
КНДР является единственной страной, ВВС которой продолжают использовать самолёт H-5.
Поставки Ил-28 за рубеж, видимо, начались с Китая (около 500 машин), и причиной тому стала начавшаяся в 1950 году война в Корее. Однако документальных сообщений об участия Ил-28 в этой войне я не встречал. Скорее всего, "илы" в Корейской войне играли роль сдерживающего фактора. Первыми в Китай поступили самолеты в варианте бомбардировщика, затем последовали учебные машины, разведчики и торпедоносцы.
В ходе эксплуатации самолетов в Харбине организовали их ремонт с изготовлением не только запасных частей, ной кормовых установок Ил-КбМ. В те годы Ил-28 считался одним из лучших самолетов Национально-освободительной армии КНР, и неудивительно, что спустя почти десять лет на том же заводе началось серийное производство бомбардировщика под обозначением Н-5 (Harbin-5). Одновременно развернулось и производство двигателей ВК-1А под обозначением Liming (LM) Wopen-5D.
На постройку первых двух машин ушло почти два года. Первый полет самолета китайской постройки состоялся 25 сентября 1966 года, и в апреле следующего года сборочный цех предприятия начали покидать серийные машины. По составу оборудования и вооружения это был уже другой самолет, сохранивший лишь внешний облик Ил-28. Серьезным изменениям подверглась и конструкция планера. H-5 отличается от Ил-28 вооружением из 23-мм пушек Type 23-1 (аналог АМ-23 с бомбардировщика Ту-16) и установкой двух турбореактивных двигателей Liming (LM) Wopen-5D (ВК-1А) тягой по 26,48 кН
Сообщалось, что к началу 1980-х построено свыше 1500 Н-5. Кроме этого, выпускались учебные машины HJ-5 и разведчики HZ-5.
В сентябре 1967 года на испытания поступил носитель ядерного оружия, с которого в декабре 1968-го сбросили атомную бомбу. В 1970 году разработали тактический фоторазведчик HZ-5 с двумя аэрофотоаппаратами и дополнительными топливными баками на законцовках крыла, как на Ил-28Р, и поступивший на вооружение в 1977 году. На заводе в Харбине с 1970 года строили и учебно-тренировочный вариант HJ-5 (выпущено 187 машин).
Китай не только удовлетворил свои потребности во фронтовых бомбардировщиках Н-5, но и усиленно предлагал их развивающимся странам на Азиатском и Африканском континентах, поставлял их в Румынию.
Самолеты Н-5 китайцы впервые применили в 1959 году в Тибете, затем в ходе многочисленных вооруженных конфликтов на Тайване. Сообщалось, что эти машины применялись не только для нанесения бомбовых ударов, но и для разведки.
С вооружения в КНР снят в конце 1990 годов.
ЛТХ:
Модификация H-5
Размах крыльев, м 21.45
Длина, м 16.77
Высота, м 6.20
Площадь крыла, м2 60.80
Масса, кг
пустого самолета 12890
нормальная взлетная 18400
максимальная взлетная 21200
Тип двигателя 2 х ТРДД Liming (LM) Wopen-5D
Тяга, кгс 2 х 2700
Максимальная скорость, км/ч 900
Крейсерская скорость, км/ч 710
Перегоночная дальность, км 2400
Радиус действия, км 1000
Практический потолок, м 12500
Экипаж, чел 3
Вооружение: Кормовая установка Ил-К6 с двумя пушками Type23 -I (c 225 патронами).
Бомбовая нагрузка на внутренней подвеске: нормальная - 1000 кг, максимальная - 3000 кг.
Авиация и Техника
9.4K постов17.5K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу