40

Хлопок одной ладонью (2)

Серия Хлопок одной ладонью

Заканчиваем знакомство с книгой Николая Кукушкина "Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум".


Ссылка на предыдущую часть.


И всё же не социальность и не прямохождение сделало людей уникальными в животном мире. Скорее – неразрывно связанное с языком сознание. О том, что такое сознание, учёные жарко спорят до сих пор, и я расскажу об этом как-нибудь позже. Что совершенно ясно – это что оно неразрывно связано с мозгом. Который есть система нейронов. Я также не стану пересказывать принцип действия нейрона, который подробно описал автор. Главное в его функции – это обобщение и дальнейшая передача возбуждения от нескольких источников. По мере обобщения от одного слоя к другому информация становится всё более абстрактной. В этом нейрон чем-то похож на транзистор, который тоже обобщает информацию от двух источников. Но, в отличие от транзистора, нейрон ещё и запоминает.


Однако мы запоминаем не всё, а яркие и интересные впечатления. То, что возбуждает нас, наши нейроны. При этом мы не помним, как компьютер, сами объекты, а связи между ними. Мы помним эпизоды из прошлого, со всеми их цветами и запахами. Мы умеем ездить на велосипеде, а ведь это тоже память. У нас есть привычки, привязанности, зависимости. Мы помним звучание и произношение слов языка, на котором мы говорим. При этом мы не механически сохраняем звуки и пиксели, а фильтруем и структурируем информацию, соединяя её в единую систему. Способность к запоминанию базируется на способности нейронов изменять силу своих синапсов на основании прошлых событий. Так улитка пытается предсказать будущее на основании своего опыта, а мы – предсказываем общее на основании частного. Пусть у нас с улиткой разные возможности, но принцип – такой же.


Платон в древности полагал, что мы видим посредством некоего излучения, исходящего из наших глаз. Несмотря, что это чушь, в этом что-то есть: канал узок, и для получения ощущения извне нам необходимо заранее включить своё внимание и воображение. Особенно много мы ментально дорисовываем в размытой картинке бокового зрения. Далее, то, что дают нам глаза, допускает множество интерпретаций. И они делаются. Чтобы в последствии конкурировать друг с другом. В этом легко убедиться, посмотрев на известную оптическую иллюзию с бокалом и двумя лицами:

Иллюзия бокал-лица


Здесь мы видим попеременно то бокал, то два лица, но не всё одновременно. Это две  возможные интерпретации борются в нашем мозгу за внимание.


Дорисовывание и обобщение помогают нам распознавать образы. Не так-то просто уловить суть в зашумлённой картинке, которой снабжают нам органы чувств. Результатом часто являются несколько конкурирующих между собой интерпретаций. Окончательный выбор зависит от «голосования» усиливающих и тормозящих нейронов. При кажущейся его бесполезности торможение очень важно: без него очень быстро возбудился бы весь мозг, как бывает у эпилептиков во время приступа.


В результате своей работы «победившие» синапсы укрепляются. Формируются предпочтения и привычки, цементируются стереотипы. Наиболее активно этот процесс протекает в детстве. Так в мозге закрепляются конструкции, адекватно интерпретирующие наш опыт. Это видно на примере сравнения устройства мозга пятилетнего ребёнка и взрослого: из густого леса нейронов сохраняются далеко не все. Этот синаптический прунинг заканчивается лишь к концу третьего десятка лет жизни. Тем не менее, оптимизация продолжает течь всю жизнь. Изо дня в день. А вернее – из ночи в ночь.


Ибо во сне наши мозги не бездельничают, а наводят порядок. В процессе сна нейроны потихоньку «остывают», снижая общее возбуждение. Неважное и незначительное при этом забывается. А вот что-то нужное и яркое – останется. Потому лучше всего повторить материал для заучивания перед сном, как следует возбудив нейронные цепи. Но это – лишь одна фаза сна – медленная, которая есть даже у медуз Млекопитающие имеют ещё и фазу «быстрых движений глаз». В ней мы видим сны. Наши сны – это симуляторы действительности, в которых мы можем безопасно протестировать полученные знания. При этом внешне мы находимся в покое, лежим, молчим и не шевелимся: незачем привлекать себе внимание хищников.


Картинки из прошлого и устоявшиеся интерпретации позволяют нам истолковать настоящее и предсказать будущее. На самом деле в предсказании нет волшебства: этим может заниматься наш смартфон, подставляя самые подходящие слова в процессе набора текста. При этом работают несколько уровней обобщения: сигналы от нажатия преобразуются в буквы, затем из букв составляются слова, а на основе слов угадываются и целые предложения. Так же и в мозге. Никакой магии. При этом абстрагироваться можно и дальше: угадывать из фразы весь текст или предсказывать долгосрочные закономерности. И т.д., и т.п.

Одновременное, обновляемое, обучаемое многоуровневое угадывание, или иерархическое предсказание, – это главный принцип работы коры больших полушарий.

Все эти абстракции осуществляются на вблизи поверхности мозга, в его коре. Недаром вся поверхность изрезана извилинами: площадь поверхности имеет значение. Именно в двух внешних миллиметрах сконцентрировано серое вещество, состоящее из миллиардов нейронов. Эту кору удалось картировать Уальдеру Пенфилду – врачу, который лечил эпилептиков, вырезая им очаг поражения в мозгу. А искал он этот очаг, тыкая электродом в раскрытой черепной коробке. Стимуляция разных участков коры может привести к чему угодно: разного рода ощущениям, мышечной реакции, сновидениям, эмоциям, воспоминаниям или чувству дежавю. Участки не разбросаны как попало, а сгруппированы по роду деятельности.

Боковая поверхность мозга с пронумерованными полями Бродмана


Зрительная кора, расположенная в затылке, характеризуется ростом уровня абстракции при отдалении от задней части. Похоже устроена моторная кора, которой наименее абстрактные участки соответствуют не сигналам от органов чувств, а движениям отдельных мышц. И в ней тоже репрезентации становятся более абстрактными с продвижением в сторону лба, «кодируя» уже целые последовательности сложных движений.


Вертикально кора организована в связные колонки из чаще всего шести слоёв нейронов, в то время, как вся колонка состоит из примерно сотни нейронов. Она может иметь несколько потенциалов действия, которые передаются через соседние колонки в рядом лежащие области или даже в другие отделы коры. При этом одни соседи активируются, а другие – подавляются. Подавление – задача тормозных нейронов, которые есть в каждой колонке. Связи между колонками не запрограммированы в ДНК, а нарабатываются в течение всей жизни. Успешные комбинации «цементируются». Реальность кодируется «голограммами» из активных колонок. Каждый паттерн активности соответствует какой-то интерпретации. И они постоянно борются друг с другом за первенство.


Есть ещё один способ взаимодействия колонок – между разными областями коры, в которых кодируются разные аспекты и уровни реальности. Важнейшую роль при этом играет четвёртый слой коры, через который идёт передача победившего сигнала. В процессе передачи происходит обобщение информации: от пикселей к образам, например. Однако информация идёт и в обратную сторону: к органам чувств. По нему передаются «подсказки», работающие подобно помощнику ввода текста в смартфоне. Эти ожидания помогают нам анализировать входящие данные. Мы ждём друга в гости и целенаправленно выискиваем его лицо в толпе. Этот предсказательный сигнал идёт не по четвёртому, а по периферийным слоям: первому и шестому. Так сигналы не мешают друг другу, передаваясь в горизонтальном направлении. Но в то же время взаимодействуют в пределах колонки, облегчая интерпретацию.


Предсказания бывают разной силы. Особенно сильны те, что связаны с человеческими лицами, который мы готовы видеть повсюду: в камнях, облаках или узорах на обоях. И, хотя эта склонность заложена в нас генетически, само содержание предсказаний заполняется на основании личного опыта человека, то есть его памяти. Через систему предсказаний исследователь невольно интерпретирует полученные данные в пользу подтверждения своей гипотезы, а ребёнок боится, видя ужасы в каждом тёмном углу.


При этом коре совершенно всё равно, сигналы какого рода нужно интерпретировать и анализировать. Так, крысам удавалось имплантировать инфракрасную камеру. При этом достаточно было соединить её электродами с корой, которая с течением времени самоорганизуется, сопоставляя поступающие сигналы с другими органами чувств. Пройдёт время – и животное научится ориентироваться в темноте с помощью нового органа. По-видимому, эта программируемость коры помогла достичь эволюционного успеха группе млекопитающих. С помощью этой универсальной машины понимания реальности мы захватили весь мир.


Если кора – машина понимания, то как насчёт мотивации? Что побуждает нас включать эту машину? Этим заведует чёрная субстанция – центральный узел системы вознаграждения. Данный отдел мозга ещё и наказывает, оценивает и направляет. А делает это он посредством синтеза и распределения валюты- знаменитого нейромедиатора дофамина. Так что его можно назвать также «министерством финансов» мозга. Это министерство в основном финансирует базальные ганглии, заведующие контролем движения и формированием «автоматических» навыков. Там же формируется ощущение удовольствия. Кое что достаётся и коре, и ей запоминающему придатку – гиппокампу. Когда происходит что-то хорошее (съели вкусняшку или получили премию), дофамин выбрасывается сильнее. Однако понять то, как формируется в мозгу «что такое хорошо» – не так-то просто. Какие-то стимулы, вроде еды или секса, являются врождёнными. А вот о «хорошести» денег знает только кора. Как она формирует собственную мотивацию – тайна великая есть. Тем не менее хотя бы частично мы сами приходим к пониманию того, что есть хорошо, а что есть плохо.


Наш мозг постоянно подсчитывает баланс «добра и зла». Согласно расчёту, уровень дофамина постоянно колеблется, подобно биржевым курсам. Курс высокий – текущие соединения закрепляются, формируются привычки и навыки, усваивается поведение. Дофамин выбрасывается и при приятных воспоминаниях, потому мы в определённой степени способны стимулировать сами себя. Казалось бы, лафа! Знай себе, купайся в позитивных эмоциях. Но не так всё просто. К хорошему быстро привыкаешь. Повторение хорошего события уже не вызывает первоначального прироста дофамина. А уж если это событие вообще не наступает – дофамин вообще валится, и мы, вместо радости, ощущаем раздражение и гнев.

Человек неизменно приходит либо к страданию, либо к эскалации желаний.

Система вознаграждения не делает нас счастливыми, увы. Она наоборот, оставляет нас вечно неудовлетворёнными. Подло? Вряд ли. Только так можно двигаться вперёд. Кто не движется вперёд, тот «закисает» и не оставляет потомства. Да, душевного спокойствия при этом не достичь, но можно жить и без него.


Если реальность не соответствует нашим ожиданиям – мы можем не обращать внимания, или находить новую её интерпретацию, или в конце концов попытаться изменить эту саму реальность, чтобы соответствовала нашим представлениям. Да, мы стремимся не к истине, а к согласованности наших представлений с реальностью. Так, разрываемые между стремлением к спокойствию и объяснённости и стремлением к неожиданностям и удовольствиям, мы и проходим свой жизненный путь. И в примирении этих двух стремлений автор видит наш единственный шанс на счастье.


Автор видит ещё один конфликт в нашем организме: мотивация генов, совершающих свой путь от поколения к поколению, входит в противоречие с мотивацией личности, требующей своей автономии. Наша кора головного мозга не хочет жить по заветам среднего мозга и стремится жить по-своему. Вся печаль – от излишнего понимания собственной жизни, заключает он. На мой взгляд, говорить о мотивации генов, которые представляют собой лишь кусок информации – нонсенс.


Путь спасения от страдания первым сформулировал ещё Будда: медитируй, контролирую своё внимание, и достигнешь нирваны. Не стоит по-пустому расходовать ценный дофамин на мимолётные развлечения – неизбежно свалишься потом в яму. И даже с мечтами и ожиданиями стоит обходиться экономно: сбыча мечт приносит истощение и появление новых. Счастье –не результат, а процесс.


Как сказано выше, ключевым отличием человека от животных является язык. С точки зрения Ноама Хомского язык является бесконечными структурированными иерархиями смыслов, которые мы лепим из отдельных слов по определённым правилам. Этот мыслительный процесс заложен в нас природой. Основное правило составления сложной речи – рекурсия – считается последователями Хомского главным свойством мозга, отличающим человека от животного. В детстве мы, как по волшебству, усваиваем все нюансы лексики и грамматики родного языка, имея в качестве «сырья» маловразумительный поток звуков.


Однако не все с этим согласны. Дэниел Эверетт, изучавший весьма примечательный народ пирахан, считает, что в их языке рекурсия отсутствует. Вместо того, чтобы сказать: «я сижу дома, когда идёт дождь»,они говорят: «Ну, дом дома, остаюсь, идёт дождь». А мозги-то у них такие же, как и у нас. Вот и думай после этого о врождённом лингвистическом органе человека… Тем более, что общаться могут и многие животные: киты, дельфины, приматы. Последние, по видимому, наиболее способны. Кого-то удалось научить языку жестов из сотен слов. Но сами они не учатся.


А мы учимся. Мало того, мы совершенствуем свой язык, который в свою очередь помогает совершенствовать своё мышление. Это легко можно видеть на примере глухонемых никарагуанских детей, которые, будучи собраны вместе в интернат, смогли не только унифицировать жесты собственного изобретения, но и сгенерировать из них новый язык, обогатить его и создать продвинутую грамматику, совсем как у других языков. В течении нескольких лет никарагуанский жестовый язык эволюционировал в полноценную формальную систему. И сделали это неграмотные дети, не умеющие говорить. А произошло это согласно трём дарвиновским принципам: изменчивости, наследственности и отбору.


Наша генетическая эволюция создала условия для культурной. Нейроны, по природе своей обобщающие, породили категории и обобщения в мышлении и языке. Культурная эволюция распространялась в процессе распространения идей, из мозга в мозг. Наши организмы приспосабливались к окружающей среде, а языки – к мозгу. Так считает британский биолог Ричард Докинз. Он использовал специальный термин – мем, который подобен гену, только в культурной области.


Таким образом, человек стал продуктом двух эволюций – генов и мемов. Язык способен менять наше восприятие и наши способности. Так способны прекрасно ориентироваться в пространстве помпурайцы, которые не знают, что такое лево и право, но пользуются лишь сторонами света. Так русские рисуют голубой цвет в радуге, который отсутствует в других языках. Так не умеют считать пираханы, которые имеют лишь два слова: «много» и «мало». Язык – это софт, который грузится в наш хард и позволяет оптимально работать всей машине организма.


Николай считает, что наша способность к языкам позволяет улавливать свойства реальности, которая структурирована во фрактал (зачем брать в качестве иллюстрации конечной структуры бесконечный фрактал – я не понимаю). Язык, как мем, зародился сотни тысяч лет назад среди разнородных сигналов для общения и с тех пор путешествует через черепные коробки через время, как гены путешествуют через половые клетки. В процессе этой параллельной эволюции изменился и мозг, и язык, подобно приспособлению друг к другу цветочных и насекомых.


В конце книги автор философствует о свободе воли и рассуждает о физических системах, которые «делают то, что вздумается». Мне понравилось его сравнение человека с животными: да, мы такое же животное, как и то, что лежит в пруду. Но нам не всё равно, и потому мы задумываемся о своём будущем и летаем в космос. И этим можно гордиться.


----------------------------------


С  «докинзовщиной» Кукушкина, согласно которой организм – это плодовое тело гена, я, подобно его другу Йохе Колудару, не могу согласиться. Полагая, что главное – это развитие генов (то есть накопление и структурирование информации), не стоит всё же наделять информацию сознанием. Не удивляет в этом смысле высказывание, что наши белки и цитоплазма подчиняются генам. Как будто гены способны иметь какие-то намерения. Это ведь просто биты с байтами, по сути. Возможно, к такому видениюж побуждает мышление аналогиями. В этой связи замечу: аналогии не всегда бывают правомерны. Энгельс, определяя жизнь как способ существования белковых тел, был в этом смысле ближе к истине. Хоть он и не был биологом, но мыслил ясными категориями. И был материалистом. Этим всё сказано.

Книжная лига

28.2K пост82.1K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества