Кармелит: метро или фуникулёр?
Многие люди (и я в том числе) привязаны к скажем так - "советской" классификации автобус-троллейбус-трамвай-метро.
Но с расширением кругозора понимаешь, что что это только один из множества вариантов классификации. )
Например, в прошлом метрополитен Глазго имел канатную тягу (то есть практически был фуникулёром).
«Кармелит» — средство подземного общественного транспорта в израильском городе Хайфе. Название происходит от горы Кармель, в которой проложен тоннель.
На линии «Кармелит» 6 станций.
Длина её трассы составляет 2 км, включая станции.
Линия «Кармелит» — однопутная, с коротким двухпутным участком между станциями, позволяющим разъезжаться встречным поездам.
На линии одновременно находятся два двухвагонных состава.
Вагоны установлены на стандартных железнодорожных колёсах и двигаются по обычному рельсовому пути.
Вагоны не имеют собственных моторов, и их движение обеспечивается с помощью тяговых тросов.
В каждом поезде присутствует машинист, осуществляющий местный контроль, но не ведущий поезд.
Колея - 1435 мм.Кармелит» нередко упоминается как метрополитен, хотя технически он является фуникулёром. Зачастую слова «метро» и «фуникулёр» находятся на одной строке.
В русской википедии в своё время была острая дискуссия - можно ли называть хайфскую систему метрополитеном или фуникулёром.
Кому интересно - здесь.
Поезд Кармелита в туннеле.
По версии Книги рекордов Гиннесса, это самая короткая действующая подземная система в мире.
Средний угол наклона туннеля — 8° к горизонтали.
Максимальный угол наклона туннеля — 17,5° к горизонтали.
Тяговые тросы диаметром 53 миллиметра изготовлены из стали, каждый состав также оснащён противовесами общей массой 28 тонн, крепящимися к нему 30-миллиметровым стальным тросом.
Электромотор (начальная мощность 1350 лошадиных сил), приводной шкив диаметром 5,5 метров и диспетчерская расположены на верхней станции, где также размещены системы управления.
На станции «Нижний город» размещаются депо и ремонтные мастерские.
Поскольку оба поезда соединены тросом, они останавливаются одновременно и на одинаковых расстояниях от концов линии; этим продиктовано расположение станций.
И платформы, и полы вагонов имеют ступеньки, однако уклон трассы различен на разных её участках, поэтому пол вагона всегда несколько наклонён — в разные стороны на разных станциях.
Глубина прохождения туннеля под поверхностью земли — от 5 до 30 метров.
Наивысшая скорость поезда — 28 км/ч.
Вес каждого вагона — 40 тонн.
Вместимость каждого поезда (2 вагона) — 400 человек: 100 сидячих мест и 300 стоячих.
Часть сидений (около дверей) сделаны откидными.
Вагоны, изготовленные французской компанией «Alstom», прибыли в Хайфский порт в 1959 году, а 6 октября 1959 года, в 5:30 утра, «Кармелит» начал свою работу — без какой-либо церемонии открытия, чтобы первые пассажиры новой подземной линии могли успеть на работу.
Интересно, что первоначальная версия «Кармелита» (1959-1986) была на шинном ходу.
Во время Второй Ливанской войны между Израилем и «Хезболла» в июле—августе 2006 года станции «Кармелит» служили общественными бомбоубежищами. Они были открыты круглосуточно, вход на станции был свободным.
Поезда ходят раз в 10 минут.
Общее время движения поезда между конечными станциями — около восьми минут.
Вытаскивание старых вагонов и затаскивание новых - сложная операция, из-за особенностей входа в туннель.
В 1992 году, когда вагоны погружались в туннель, произошла тяжёлая авария, потребовавшая длительного ремонта, который продолжался почти два месяца и включал заказ запасных частей из Швейцарии.
«Кармелит» всё ещё остаётся единственным средством общественного транспорта в Хайфе, поездка на котором из Нижнего города до Кармеля занимает менее десяти минут (на автобусе такой путь меньше 35—45 минут занять не может).
Производство современных вагонов и установка транспортной системы — швейцарская компания Von Roll (в 1996 году куплена австрийской Doppelmayr Garaventa Group).
После каждого рейса машинист осматривает вагоны в поисках бесхозных вещей (потенциальных мин).
Машинисты поезда имеют лицензию на ношение оружия.
4 февраля 2017 года на нижней конечной станции произошёл пожар.
В этот день «Кармелит» не работал по причине субботы, поэтому пострадавших не было, однако были серьёзно повреждены один из двух поездов, канат и все станции вверх по тоннелю.
Железная дорога
3.7K поста6.4K подписчик