Канада за 4 года
Если кто подписан на мой профиль, то, возможно, помнит, что мы с женой переехали в Канаду в конце осени 2017 года по канадской иммиграционной программе, без приглашения на работу, но со статусом резидента. То есть, прошло без малого 4 года.
Как же много поменялось в мире за эти 4 года из-за ковида. Такое чувство, что вспоминаешь совсем другую жизнь, с другими правилами.
Год 1
Мы ехали в Торонто через Нью-Йорк, где остановились на несколько дней. Ниже фото вагона метро в Нью-Йорке. Смотрите, сколько людей, и все без масок. Сейчас в Канаде это трудно представить, будто другой мир.
По прилёте в Торонто, у нас с собой было всего две сумки на колёсиках и рюкзаки, поэтому мы решили не брать такси, а сразу воспользоваться славным общественным транспортом Торонто. И, конечно, метро сразу же сломалось, и нам пришлось ломать голову над тем, как построить маршрут до Airbnb-квартиры.
В будущем мы узнали, что метро в Торонто — штука совсем ненадёжная, его очень любят останавливать и чинить.
В России жена работала в отельной сфере, и очень быстро устроилась на ресепшен в отель в центре Торонто, благодаря чему мы особо не потратили никаких денег.
Я поначалу пытался найти работу в сфере маркетинга, но не вполне удачно. Чтобы не страдать отсутствием занятости, и глядя на массу народа, бездельничающего у пультов, у меня созрела гениальная схема устроиться в охрану, вроде и платят, и можно выкроить свободное время. Для этого я получил лицензию охранника и нанялся в большое охранное предприятие. Ниже представлено фото кабинета, где нам объясняли нюансы трудоустройства.
Там меня определили на строительный объект, и в избытке энтузиазма по поводу новой работы я перестарался с описанием недостатков пожарной безопасности, и меня оттуда уволили. Так закончилась моя карьера на поприще охранника строительных объектов.
Но это не помешало мне сразу же перейти в другую охранную контору, которая занималась размещением “консьержей” в небоскрёбы. Я считаю, что весьма удачно, потому что работа консьержа (иногда) позволяет сидеть в интернете и чем-нибудь заниматься, в отличие от охраны строек. Например, так выглядело моё типичное рабочее место. Перед мониторами можно было разложиться с собственным ноутбуком.
Говорят, что первый год иммиграции самый сложный, пожалуй, в нашем случае это тоже верно, особенно с учётом, что иммиграционная программа Канады позволяет переезжать без приглашения на работу, и на месте нужно решать вопросы трудоустройства и жилья. Чувство первичного отрешения в незнакомом заснеженном городе можно передать следующей фотографией того периода.
С жильём тоже были нюансы. Канадские правила недружелюбны по отношению к понаехавшим и создают невидимые барьеры для интеграции в нормальную жизнь. Без работы цены на аренду кусаются ещё сильнее, жильё найти гораздо сложнее, нет кредитного рейтинга, да и вообще, если родные правила той же аренды жилья знакомы и изучены, то в местные надо погружаться с чистого листа.
Так, мы попали на хитрого товарища, который пересдал нам часть квартиры, не имея на то право. К счастью, с этим удалось разобраться, а вскоре мы и вовсе переехали в изолированную квартиру в небоскрёбе, а напоминанием о товарище осталась только фотография его самобытной пепельницы. Надеюсь, тега NSFW не требуется, квадратики на месте.
Год 2
Второй год сложился уже значительно лучше. Одновременно с работой “коньсержем” я раскидывал резюме в компании, а чуть позже и в рекрутинговые агенства, решив немного переиграть профиль в сторону анализа данных. С маркетингом у меня шло как-то не очень, а вот с анализом данных получилось удачно, и, вскоре после посещения одного из HR агенств, мне позвонили, сказав, что есть вариант подработки на полставки, но им нужно найти человека, который заступит прямо завтра. Требования огласили невнятно, пояснив, что они “очень высокие”, и “обязательно знать всё по теме экселя и гугл аналитики”.
На что я подумал, почему бы и нет, пусть я не знаю “всего”, но завтра как раз подходящий день, и не навредит проверить, что им надо. Как оказалось, задачи не имели ничего общего ни с экселем, ни с гугл аналитикой, и неожиданно даже требовали лайт скилы базового программирования. Благо, я немного изучал его раньше в познавательных целях, а потому хорошо вписался в задачу. До сих пор восхищён HR, ведь шансы, что они с таким списком требований реально нашли бы человека под тот запрос, стремились к нулю, но нашли же!
Таким образом я стал совмещать охрану и более интеллектуальную деятельность в промежутках между патрулями качалок в небоскрёбах. Собственно, ниже представлен я в образе.
Жена устроилась работать в отдел поддержки в агентстве путешествий, что помогло ей поднять уровень разговорного английского, обрабатывая потоки обращений по телефону.
В свою очередь, я стал рассылать резюме с более внушительной записью об опыте, а заодно записался на курсы в университет, чтобы добавить строчку о местном образовании. Это помогло, и спустя несколько месяцев я нашёл постоянную работу в сфере анализа данных, перескочив на более активное использование python, создание моделей прогнозирования и рисование графиков.
Так подошёл к концу 2019, в котором мы погрузились в канадское общество, чему способствовало наше местоположение на пересечении двух основных линий метро. Оттуда часто стартовали марши, протесты и парады, для которых одни наряжаются, а другие обнажаются. Следующее фото пришлось подретушировать кружочками, чтобы не прилетела жалоба от дотошных моралистов за тётеньку справа.
Год 3
Как мы все знаем, в начале 2020 грянула эпоха ковида. Пока с тестами было туго, в офисе открытого типа на работе у жены народ начал показывать сходные с ковидом признаки. В тот момент ещё не было активного перехода на удалёнку, посещение офиса было обязательным, но спустя месяц их офис закрылся, и было объявлено, что у двоих сотрудников подтвердился ковид (лишь у двоих, ха).
Вероятно, тогда мы с женой тоже заболели ковидом, но это неточно. Но похоже. Жена болела чем-то вроде гриппа, а у меня неожиданно начало тянуть ткани спины и ноги, сопровождаясь сыпью, я даже обратился в больницу, где мне сообщили, что это опоясывающий герпес/лишай, который, как объяснил врач, вызывается вирусом ветрянки, обычно спящем в организме с момента первого заражения в детстве. Позже я прочитал, что это одно из типичных осложнений ковида, что усиливает предположения о причинах.
Во время ковида первого года Торонто погружался в запустение и деградацию. Первое время движение на улицах практически вымерло. Я вышел на обычно под завязку загруженную и самую длинную в Канаде улицу Yonge и сделал фотографии в обе стороны, на север:
И на юг:
Что касается деградации, то в центре города и до ковида была напряжённая ситуация с бездомными. Но после объявления пандемии эта ситуация кратно усугубилась, по городу распространились палаточные городки, захватывающие парки, а вслед за ними грязь, шприцы и специфичная публика. Как вспоминает жена, особенное впечатление на неё произвело утро, когда по дороге в ближайший магазин ей встретилось лишь 4 человека, и все четверо были в активной стадии после свежего введения дозы в вену.
Тогда мы уже полностью перешли на удалёнку, но так как жена работала в туристической компании, то обстановка на их работе накалялась, поползли слухи о сокращениях, менеджеры включили режим давления. А работа с обращениями физических лиц часто и без того неблагодарная. В общем, мы посовещались и решили, что нормальным будет “забить” на избыточные требования и не напрягаться, пусть увольняют, и там уже пойдут страховые по увольнению и CERB (ковидная компенсация) от правительства.
В середине осени у жены на работе уволили всех, включая стахановцев, а канадский офис закрыли.
Год 4
Жену сократили, и мы начали размышлять о том, кем ей работать дальше, для чего был разработан амбициозный план, гласивший, что жене необходимо осваивать конвертируемую профессию, и становиться либо тестировщиком ПО, либо фронтенд разработчиком. Классическое “войти в айти”.
Помимо этого, мы решили уехать из центра Торонто, потому что из-за избытка бездомных жить стало невыносимо, да и просто за 3 года Торонто приелся и стал казаться однообразным. У Торонто название завораживающее, “Торонто”, нечто сказочное, немного напоминает “Тоторо”, но, по-моему, название лучше самого города, особенно теперь, с невероятными ценами на недвижимость, включая микроскопическую. Ниже полноценный пример квартиры в центре Торонто стоимостью около полумиллиона канадских долларов, и буквально не разгуляешься.
Что же до выбора между тестировщиком и разработчиком, то жене работа в тестировании показалась ужасно занудной, да и разработка продуктов даёт больше возможностей, чем их проверка. Сопоставив два предыдущих абзаца, мы сочли, что целесообразно переехать в Монреаль (вот это поворот!): аренда дешевле, город находится во франкоязычной провинции, что вызывает отток айти-специалистов, и поэтому, предположительно, там проще начать карьеру свежего айтишника, особенно если просят иногда выходить в офис.
С этим замыслом я сдал на водительские права, которых до тех пор не было, мы продали нехитрое барахло, подлежащее продаже, что-то раздали, запаковались в три чемодана, Новый Год встретили в гостинице, а потом почти как в “день ноль” отправились в Монреаль, но на поезде. Хотя не вполне как в день ноль, всё-таки у меня уже была канадская работа на удалёнке, жена получала платежи от правительства по увольнению, у нас были в наличии канадские права и кредитный рейтинг.
Прощальный взгляд на Торонто из окна гостиницы.
Монреаль оказался значительно более снежным, чем Торонто, а первым делом мы, конечно, побежали покупать французские булки, круассаны и сыр, не смотря, что, как показалось, далеко не все охотно или бегло говорят на английском.
После почти ежедневного изучения (с нуля) интернет лекций и прохождения одного университетского курса, жена сделала несколько мини-проектов на React, и весной начала рассылать резюме, а, кроме того, мы репетировали с ней прохождение интервью. Сам то я такой себе недоайтишник, но более-менее представляю, чего ожидать. В результате, по одной из вакансий жена пробилась через первичный отсев HR, выполнила тестовое задание (которое, к слову, было сверх элементарным, что-то в духе, показать нечто на странице по нажатию кнопки, раскидать заданный набор цифр по группам и т.д.) и устроилась джуниор разработчиком React. Рабочий язык в компании английский, так что с этим проблем не возникло.
Уже полгода она успешно работает, и, хотя поначалу часто жаловалась, что ничего не понимает, и что реальный проект оказался намного сложнее учебных, но месяца через 2 у неё работа пошла увереннее, а сейчас “кризисы непонимания” случаются совсем редко. Я всё жду, когда ей уже начнут платить синьоритетную сверх-зарплату, ведь так приятно, когда жена программист, и ты покупаешь себе шмотки, дорогие машины, ходишь по барбершопам, дискотекам, ни в чём себе не отказывая. Шутка.
Что касается Монреаля как города, то для нас по сравнению с Торонто это просто небо и земля по всем пунктам (кроме налогов). В отличие от Торонто, который часто представляет собой недоступную по цене “одноэтажную Америку” с деревнями из нейборхудов, в Монреале намного больше городского жилья 2-3-этажной застройки, и вся его инфраструктура исходит из урбанистического уклада: у большинства нет частных дворов, поэтому в городе много парков, типичная монреальская пасторальная картина на фото ниже.
То ли монреальский народ так любит тусоваться, либо это из-за ограничений по ковиду, но парки это сверх-популярные места, порой почти яблоку негде упасть. Ниже пример обычного выходного дня в центральном парке, обратите внимание, как некоторые личности даже развешивают гамаки между деревьями.
Естественно, это сопровождается избытком кафешек на любой вкус и в целом развитой городской жизнью. Зима и лето ярко выражены в Монреале, и летом народ отрывается и отгуливается на зиму. Мне особенно понравилось, что некоторые крупные улицы делают пешеходными. Как заметила жена, из-за пешеходных улиц и множества кафе Монреаль летом оставляет ощущение курортного города.
Кроме того, в Монреале проложена большая сеть велодорожек, нередко отделённая от проезжей части. На всё лето мы подписались на городскую вело-программу, изъездили весь город, это тоже было очень круто. Между прочим, жена не умела кататься на велосипеде, так что заодно с программированием освоила и его. Ниже фото улицы, совмещённой для пешеходов и велосипедистов, которым разрешено ехать на низкой скорости.
Если подвести итог, то 4-й год это наш лучший год в Канаде на сегодняшний день. И, разумеется, мы записались на местные курсы французского языка, но пока что он у нас слабый. Можем сказать нечто простое, но о свободном общении речи не идёт.
В заключение напишу, что канадская иммиграционная программа Express Entry оказалась для нас в самом деле экспресс программой. К сожалению, из-за ковида многие заявки подвисли и поставили людей в неудобное состояние, но мы успели получить в России въездные визы всего лишь через 6 месяцев от подачи анкеты. Быстро обработались и наши декабрьские заявки на гражданство, и уже летом мы с женой стали полноправными канадцами, и даже успели проголосовать (против фигляра Трюдо) на федеральных выборах. Во многом нам повезло со скоростью принятия гражданства, потому что мы оба попали в какой-то экспериментальный стрим онлайн-заявок. Жене ещё доделывают, а мне уже прислали мой синий клыкасто-коронастый канадский паспорт, который я теперь могу доставать из широких штанин. God Save the Queen. Всем добра.
Эмиграция, адаптация, жизнь
680 постов6.5K подписчиков
Правила сообщества
Уведомления о постах могут отправляться в тг каналhttps://t.me/pimmigration . В сообществе ожидаются подробные истории интеграции и опыта переезда в другие страны в текстовом формате. Возможен бан за откровенную рекламу, провокации, переход на личности или агрессию, а также за сочинения, сгенерированные компьютером с помощью языковых моделей. Пользуемся здравым смыслом, в спорных случаях слово за админом.