«КАМАЗ». Начало. Слухи, сплетни, версии и интерпретации

В год празднования 55-летия с начала строительства КАМАЗа (а в 2024-м будет отмечаться именно такая дата) начинаю подрубрику «Начало», где буду напоминать об исторических фактах, выкладывать малоизвестные фотографии и забытые документы.

«КАМАЗ». Начало. Слухи, сплетни, версии и интерпретации История России, СССР, Строительство, Слухи, Сплетни, Камаз, Татарстан, Набережные Челны, Яндекс Дзен (ссылка)

Из газеты «Правда» от 2 января 1971 года

Сегодня вновь напомню о факте появления Камского автозавода на карте Советского Союза, в Татарской АССР - История КАМАЗа. Рассказывают документы. Про выбор площадки для строительства автозавода

Между прочим, кроме версии о «проигрыше» Леонида Ильича Брежнева, как самой важной причине появления КАМАЗа в Набережных Челнах, в конце 1980-х годов была ещё версия о «волюнтаризме» Генерального секретаря ЦК КПСС.

Вот вам пример, как рождался этот слух.

В журнале «Дружба народов» №1 за 1989 год были опубликованы воспоминания обиженного на Брежнева Л.И. Воронова Геннадия Ивановича – члена ЦК КПСС (1952-1976). Цитирую: «Пришли к выводу, что наиболее целесообразно строить завод в Абакане Красноярского края. Вопрос о строительстве был вынесен на заседание Политбюро, но перед самым заседанием Л.И. Брежнев вдруг заявил: "Будем строить заводы в Татарии, в Набережных Челнах". В ответ на моё возражение было заявлено, что этот вопрос сегодня обсуждаться не будет. Ни в этот раз, никогда либо ещё вопрос о месте строительства завода не обсуждался. Просто через несколько дней было опубликовано постановление о том, что завод этот будет строиться в Набережных Челнах».

Зайдуллин Ркаил Рафаилович – татарский поэт, сегодня председатель Союза писателей РТ, на страницах журнала «Идель» №1 за 1989 год, ссылаясь на Воронова Г.И. делает следующие выводы: «…Вот ведь как решались вопросы гигантских строек! Что это? Конечно волюнтаризм "верного ленинца"… Не с неба же взяли партийные и государственные руководители идею стройки именно в Челнах, не ткнули же они пальцем в карту, закрыв глаза? Значит, кто-то или что-то? (а может, и кто-то, и что-то) оказали на них давление. Кому-то нужно было построить завод именно в Челнах. Но кому? Ясно, что их имена всегда будут оставаться для нас в тени».

Ещё дальше пошёл популярный в то время историк Медведев Рой Александрович в интервью корреспонденту газеты «Советская Татария» от 1 июля 1989 года: «Насколько я знаю, руководство Татарии было не в восторге от строительства КАМАЗа, понимая, что поток приезжих в республику изменит демографический состав населения в ущерб коренной национальности, однако, Москва не посчиталась с его мнением».

Как вам такие выверты?

Не разделяю и не поддерживаю ни версию о «проигрыше», ни о «волюнтаризме» Брежнева Леонида Ильича в вопросе выбора строительной площадки для нового советского автозавода в Набережных Челнах. Объективные причины появления КАМАЗа читайте в ссылке, указанной в начале материала.

Автор материала: директор Музея КАМАЗа Александр Чухонцев
Источник: https://dzen.ru/a/ZXbO6BBKNQC6z0cK

Союз нерушимый • История СССР

877 постов1.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Политологи

2. Военные эксперты

3. Токсики

Бан 👉🏻👌🏻