Как закалялась сталь22
Я узнала, что роман Николая Островского "Как закалялась сталь" включили в школьную программу.
Говорят, что это вызвало непонимание среди учителей и родителей. Более того, я прочитала мнение одного эксперта, который высказывает скорее отрицательную оценку этого события. Учителям, говорит он, придется сначала выделить время, чтобы самим прочитать это произведение, а затем их нужно обучить, как его преподавать.
Странно, я думала, что в этом и состоит работа педагога по литературе — текст прочитать и проанализировать с учетом критики и педагогики. Наверно, эксперт имел в виду, что произведение Островского давно забыто, не обладает высокими литературными характеристиками и наполнено идейными смыслами советской эпохи начала XX века.
Но подождите, Солженицын же с "Архипелаг ГУЛАГ" включен в школьную программу. Хотя это вообще некий своеобразный жанр — художественное исследование, которое также отражает личный опыт автора и его же идеологию.
Почему же Солженицын - это ок, а Островский, недостойно усилий учителей по анализу и учеников по прочтению? Ведь "Как закалялась сталь" — это книга очевидца и участника событий 1914–1924 годов в Украине. В ней описаны оккупация немцами, Петлюра и поляки, которые не хотели упускать Украину, а также рабочие и солдаты, которые встали на сторону красных. Смещены акценты? ну и что? У Солженицына разве по-другому?
Роман, кстати, про уважительное отношение к женщине, и, не побоюсь этого слова, про равноправие. Про то, что отношения - это про романтику и чистоту, а не про пошлость и насилие.
Павел Корчагин - он же проходит трансформацию, учась, живя, вступая в отношения. И он формулирует смыслы, признает ошибки. Что плохого в том, что наши дети будут знать о том, что для достижения цели нужно ставить эту цель выше себя и гореть ею? Мне кажется, нынешнему поколению это совершенно не помешает.
Островский сам является реальным примером воли и характера: в 18 лет стал инвалидом, в 23 полностью парализованным, в 24 он полностью ослеп. Он болел сыпным тифом, пневмонией, несколько раз возвратным тифом, у него было несколько тяжелых ранений и травм.
Он выстрелил себе в сердце, когда узнал, что лечения нет. Но пуля прошла через верхушку легкого и он выжил.
И решил, что будет жить и писать книги: человек, которому сказали, вам учиться еще и учиться, чтобы писать. Инвалид, который был вынужден корябать буквы одной, еще не парализованной рукой по трафарету. А после того, как отказала рука и окончательно угасло зрение — по памяти надиктовывать книги. "Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной" (Ц).
Вы скажете, идея, социалистический реализм, формализм, текст существенно отредактирован. Подумайте о другом. В СССР эта книга была одной из самых популярных — к 1991 году ее общий тираж составил фантастические 53 миллиона. Всем известный "Тихий дон" Шолохова (лауреат Нобелевской премии) был издан 20 млн. тиражом.
Задайте себе вопрос - почему? и прочтите ее.
"Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..." (Ц)
UPD:
К вопросу о целях обучения в школе по предмету Литература (из Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература»)
Литература способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
По вопросу нахождения в школьной программе Архипелага.
Взяла я это из Федеральной рабочей программы среднего общего образования по литературе (базовый уровень), утв. Институтом стратегии образования, 2023г.
Ссылки в посте кажется нельзя давать, прикрепить файл в редактировании нельзя, поэтому размещу ссылку в комментарии. Здесь так :
на стр. 65, 78 в таблице под порядковым номером 2.8 и 2.19
2.8. Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы)
История создания, идейно-художественное своеобразие романа. Образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа.
2.19 А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору)
«Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»). Основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына. Автобиографизм прозы писателя. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», творческая судьба произведения. Человек и история страны в контексте трагической эпохи в книге писателя «Архипелаг ГУЛАГ»
Если вы нашли другой документ, в котором нет указанных произведений, вместе или по раздельности, это не повод срочно писать "ТС - кидает говно на вентилятор", потому что ГУЛАГ давно был в программе, а КЗС возвращают, потому что программы могут быть разные.
Но спасибо за внимание, в конце концов получилось обсуждение.