27

Как я работал на Вымпелком

Добрый день пикабушники, этой мой первый, навеянный http://pikabu.ru/story/kak_krupneyshaya_kompaniya_razrushaet...

Прочитав, который я зарегистрировался и решил рассказать о том, как я работал на компанию Вымпелком, более известную в народе как Билайн.


Начну с небольшого лирического отступления. Не так давно я закончил ВУЗ по инфокоммуникационной специальности (которая считалась тогда перспективной до ужаса) в довольно крупном городе-миллионнике. Начался неспешный поиск работы и примерно к сентябрю, на известном всем сайте, появилась вакансия от конторы Huawei – обещали приличные для недавнего выпускника деньги + в моей голове все еще была иллюзия о том, что в сфере коммуникаций остались перспективные места.


Придя на собеседование мне объяснили, что Huawei обслуживает Вымпелком по аутсорсу.


У Билайна практически нет своей какой-то обособленно IT службы, практически все регионы обслуживают сторонние компании. Дальний восток и Привольже – Хуавей. Северо-запад, Санкт-Петербург и Сибирь – Нокия. В Москве все довольно сложно, но в основном Нокия. Про южные регионы сказать ничего не могу – взаимодействовал мало.


Работал я в NOC (Network Operation Center), т.е в понятной большинству связистов терминологии – Центр Управления Сетями. Идея за всем этим стояла достаточно красивая, как и в Мегафоне. Есть НОК, который состоит из высококвалифицированных специалистов, которые анализирует различные аварийные ситуации и координируют специалистов на местах. Есть, так называемая, местная эксплуатация – по большей части выездные инженеры. Как и во всех компаниях такого масштаба у Хуавей есть жесткий SLA по срокам решения различных инцидентов, о категориях которых я поговорю чуточку позднее. Так же для решения некоторых проблем в различных регионах привлекаются подрядчики (в основном это Ростелеком).


Сам НОК разделен по сути на 3 части – Мобильная сеть(Базовые станции, мобильные коммутаторы и т.д), Транспортная сеть(DWDM, RRL, мультиплексоры и т.д) и Фиксированная сеть (Коммутаторы, маршрутизаторы, rc, wi-max, телефония и т.д + инциденты, которые заводят юр.лица). В мобильной сети на момент моего ухода работало 5 человек (занимаются оперативным мониторингом базовых станций) + ведущий инженер+ инженер, который отвечает за работу мобильного коммутатора. В транспортном отделе в смену сидело 2 человека, которые оба занимались оперативным мониторингом. В фиксированный сети так же 2 человека – оперативный мониторинг + решение инцидентов от юр.лиц, 5 человек, которые работают не в смену и занимаются решением инцидентов по специфическим городам – Казань, Нижний Новгород, Уфа (Связано со спецификой построения сети в этих городах). Так же, безусловно в каждой смене присутствовал Старший смены –наиболее опытный сотрудник, который координирует работу между отделами и контролирует решение проблем, которые могут возникнуть на сети.


Все инциденты делятся на клиентские (которые создаются по обращению юр.лиц) и инфраструктурные ( проблемы на сети).


Теперь немного про SLA, для тех, кто мало знаком с этим термином объясню. SLA – соглашение об уровне предоставления сервиса (услуги). Любой инцидент, который рассматривает компанией имеет 5 приоритетов, я постараюсь примерно описать по памяти с примерами:


5-ый приоритет – срок решения инцидента 7 дней. В эту категорию попадают в основном инциденты о нарушении качества абонентов мобильной сети, которые возникают в определенный промежуток времени (например, абонент жалуется на то, что пару дней назад у него фиксировалось кратковременное пропадание связи). Еще одним примером являются потери на фиксированной или транспортной сети опять таки, носящиеся кратковременный характер.


4-ый приоритет – срок решения инцидента 3 дня. В эту категорию попадают инфраструктурные инциденты по базовым станциям связанные с Э/питанием (если отключилось небольшое количество базовых станций), т.е те случаи, когда вмешательство местных инженеров не требуется и все наладится тогда, когда вернется э/питание. А так же клиентские инциденты связанные с постоянным нарушением качества – например абонент слышит шумы в трубке, потери на канале и т.д.


3-ый приоритет – срок решения инцидента 1 день. В эту категорию попадают инфраструктурные инциденты, связанные в связи с недоступностью элементов сети – для фиксированной сети, например, недоступен 1 коммутатор или маршрутизатор, для транспортной сети – RRL пролет. Так же в эту категорию входят клиентские инциденты различного пошиба – от нерабочего интернета до недозвона на определенные номера.


2-ой приоритет – Срок решения 12 часов. Эта категория довольна сложна для восприятия, но я попытаюсь объяснить. Как вы понимаете, не все клиенты имеют одинаковые договоры с Вымпелкомом, соответственно, те кто платят больше – получают лучшие условия по SLA. А значит если у важного клиента не работает интернет – то это будет 2-ой приоритет. Если не работает инфраструктурный коммутатор или маршрутизатор, который стоит у клиента – это будет так же второй приоритет. Т.е это категория для тех, кто платит много – Спортмастер, H&M, М-Видео и т.д. Т.е это сетевые клиенты как минимум регионального масштаба, а обычно так и федерального.


1-ый приоритет – Срок решения 4 часа. В эту категорию попадают крупные инфраструктурные аварии – не в работе большое количество узлов сети, влияющие более, чем на 30 клиентов или более, чем на 20 базовых станций (могу чуток с числами ошибиться, не работаю уже давно).


Подводя итог, на словах все выглядит замечательно. НОК – голова, мозг, который анализирует сложившиеся проблемы и предлагает пути решения. Местные инженеры – руки, который эти решения воплощают. По SLA вашу проблему решат максимум в течении суток, а обычно даже быстрее. Но на деле…


Начнем с того, что 2 человека, которые отвечают за весь интернет по Поволжью и Дальнему Востоку, это охренеть как мало. Как вы думаете, сколько крупных аварий бывает у таких контор? Сколько так называемых «перваков»? Я спрашивал у своих друзей, и все отвечают – ну наверное 1 или 2 в месяц. Фиг там, крупные аварии с большим влиянием случаются в среднем 1 раз в смену, а иногда бывало и по 5 раз за смену. Т.е это крупные аварии, с большим количеством сопутствующей работы. Для тех, кто работал в любой техподдержке по юр.лицам примерно представляют объем работы и насколько тяжело с ними работать – «Клиент всегда прав», «Я вам плачу мильены рублей и вы мне обязаны», и т.д и т.п. А так же все IT специалисты знают, что более чем в 80% процентов случает виноват то сам юзер, но не признается в этом никогда. Сколько раз местные инженеры выезжали только потому, что клиент не мог проверить работает ли у него пилот не пересчитать. В среднем за смену (12 часов), у меня набегало порядка 150 обработанных инцидентов, т.е в среднем инцидент уходило около 5 минут, что очень и очень немного, учитывая, что есть инциденты, которые тянутся годами, и есть инциденты которые отнимают намного больше времени. И учитывая специфику обслуживаемых регионов (Регионы живущие по Московскому времени заснули – Сахалин проснулся и наоборот) – работа была постоянная и ее было много.


Теперь все таки перейду к тому, что побудило меня написать данный пост. К сожалению, как и в посте про Мегафон – в Вымпелкоме подкованные технически специалисты сменились менеджерами различного пошиба, которые принимают решения основываясь не на чем. За то время, что я работал на Хуавей, штат местных инженеров сократился в среднем на 10%. Цифра выглядит достаточно незначительно, а теперь представьте, что большинство инфраструктурных инцидентов по Казани обсуживает 4 человека. Четыре, Карл. Это меньше, чем уборщиц на моем новом месте работы. Они только и делают, что мотаются из одного конца в другой без перерыва. По Тольятти один. По Владивостоку – 4. По некоторым городам, как Нижний Новгород или Самара – местные давно спрятались за бюрократические проволочки и вместо них выезжают подрядчики.


К сожалению, механизм, который должен был работать как часы, регулярно ломается. И проблема тут вот в чем, вместо подкованных технических специалистов начальниками становятся менеджеры и управленцы. Например, мой непосредственный начальник заявлял, что в среднем мой отдел практически не работает, потому что видите ли в среднем(!), учитывая праздничные дни и ночи – у нас не 150 обработанных инцидентов на смену, а допустим 60, а значит и работаем мы в 2 раза меньше и вообще получаем деньги не за что. А то что работа плавающая и за час может быть хоть 30 обращений, который надо решать быстро – иначе клиенты впаяют штраф, а за следующий час 5, его не волнует. Как в том анекдоте, что кто-то ест мясо, а кто-то капусту, но в среднем все едят голубцы. В одном из филиалов Дальнего Востока, главным по филиалу со стороны Билайна по технической части стоял некий К. – человек который мне открыто заявлял, что в технических штуках он не понимает ничего и вообще, его хата с краю.


Учитывая количество инцидентов, сложилась следующая система работы. Задача НОКа не анализировать инциденты и находить ответственных, а просто быстренько спихнуть хоть на кого – угадал с ответственным – молодец, не угадал – кидай на другого, и так пока не найдешь нужного. Если сесть и разбираться с инцидентом, то можно обнаружить через час, что у тебя висит 40 обращений, который тоже надо обрабатывать. Поэтому сложилась следующая система работы – 5-ые и 4-ые приоритеты никому не нужны вообще, если у вас была проблема – вам напишут отмазку в стиле – В ходе проверки выяснилось, что была солнечная интерференция, и вообще виновата природа (кто работает с Дальним Востоком, тот поймет, как нелепо это выглядит).


Если вы заплатили Билайну тонны денег и считаете, что вы купили офигенное обслуживание, то вы глубоко заблуждаетесь, ни для кого нет разницы – Адидас ли вы или какой-то ИП с одним офисом, обслуживать вас будут одинаково – уж поверьте мне, именно я вас и обслуживал. Нет разницы и для местных инженеров.


Единственный ваш шанс, получить от билайна хорошее и грамотное обслуживание это платить не тонны денег, а сотни тонн денег – как это делает Газпром, вимм билль данн и некий Банк Шотландии на Сахалине.


Как я узнал уже после, Хуавей выиграл тендер еще и на Северо-Запад, Санкт-Петербург и Сибирь. Т.е все те же 2 несчастных человека будут обслуживать в 2 раза больше клиентов и регионов, а значит и качество упадет примерно в 2 раза.


Что я хочу резюмировать своим длиннопостом – мы живем в том мире, когда грамотных специалистов сменяют на менеджеров, которые ничего не понимают в работе. И все это приводит к таким авариям, какая была на днях у Мегафона. Что бы вам не втолковывали люди, которые уговаривают вас стать клиентом Билайна помните – вас обслуживает совершенно другая компания, которой вообще насрать на вас. Моя зарплата не зависела от того, качественно я работаю или нет, хорошо обработал я инцидент или нет, доволен клиент или нет – главное, чтобы на НОКе не было инцидентов. А значит плевал я на проблемы Адидаса в нижнем Новгороде, и плевал я на то, что у 1000 абонентов в Альметьевске нет связи, у меня нет личной заинтересованности, а значит и работать я буду как в популярном нынче ролики – на отъ*бись.


PS1: По моему опыту работы могу сказать, что очень многие провайдеры интернета в частности очень и очень адекватные. Могу отметить Virgin connect в НиНо, Уфанет в Башкортостане и т.д. Конторы, которые не вышли или только начали выходить на федеральный уровень очень и очень хорошо относятся к клиентам и обычно все у них построено по уму, по крайней мере так выглядит со стороны.


PS2: Работая на Вымпелком, мне естественно приходилось по рабочим моментам общаться и с Мегафоном и с МТС, и могу сказать, что главной причиной по которой я написал это пост послужило то, что я всегда думал где-где, а в Мегафоне все сделано на очень высоком уровне и адекватно. А оказалось вот так.


PS3: Чукча не писатель, писал быстро и много, поэтому уж сильно не ругайтесь. Если есть какие-то вопросы, то постараюсь ответить на них в комментариях.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества