Как похерить бизнес. Часть 1.
Год назад от инфаркта умер мой дядька. Он был из тех трудяг-работяг, которые всего в жизни добиваются сами с нуля. О таких пишут всякие мотивирующие книжки вроде "как стать миллионером".
Миллионером в привычном понимании этого слова не был, жил очень скромно, но смог пройти путь от грузчика до владельца бизнеса в два десятка магазинов всякой бытовой мелочевки. Развивался он тяжело. Было дело, в долгах сидел по самые уши, но справился. Он научил меня вкалывать и не искать легких путей. Подрабатывать я начал у него еще в старших классах школы. Я, что называется, прохавал самые черные должности: и грузчика, и уборщика, и упаковщика. За этот опыт я дядьке буду вечно благодарен. Он дал мне умение, которого не хватает абсолютному большинству жителей больших городов: ценить и уважать чужой труд, даже если этот труд низкоквалифицированный и "грязный".
Поскольку дядька пахал как конь, времени на личную жизнь ему не хватало. Хорошей понимающей женщины он не нашел. Зато нашел Ирочку на двадцать лет себя моложе. Помню, батя мой покойный убеждал его, мол, что ты творишь, она ж безмозглая курица, ей только бабло от тебя надо. Несмотря на то, что отец (я так считаю) был прав, дядька мой был счастлив. Красивая молодая жена, щи-борщи, что еще надо? Что образования нет, фиг с ним, кому оно нужно. Пусть не очень умная, зато готовит отлично. Что денег ей надо на машину, салоны-шмалоны и телефоны - это нормально, мужик и должен обеспечивать свою семью и баловать свою красавицу. Вот что детей не хочет, его очень огорчало. Говорила, не готова, в тридцать лет подумает, а до того не хочет портить фигуру, хочет быть фито-няшей. Дядька расстраивался, но надеялся и терпеливо ждал, когда она созреет. Не созрела ни в тридцать, ни в тридцать пять.
Я не могу сказать, что Ирина такая бездушная стерва и сволота, типичная ТП, которой было только бабло. Нет. С первого взгляда такого в жизни не скажешь. Она очень приятная молодая женщина, обаятельная. Мужа она любила, это было видно. В гостях у них всегда было очень комфортно. Чистота, уют, вкусная еда и выпечка. Как домохозяйке ей не было цены. Мне она все равно почему-то интуитивно не нравилась. Позже я понял, что меня напрягает ее отношение к окружающим.
Если в семье она была прекрасна, добра и заботлива, дружелюбна к знакомым мужа, то ее отношение к тем, кто ниже его по статусу, оставляло желать лучшего. Облуживающий персонал она называла "халдеи". Часто качала права в магазинах, своем любимом фитнесс-центре, спа-салонах, добиваясь того, чтобы с нее пылинки сдували и угадывали желания. Праздновали как-то день рождения дядьки в ресторане, так она на ровном месте унизила официанта, а потом устроила форменный скандал, потому что официант, обиженный ее замечанием (а ляпнула она что-то вроде "ну куда с такой рожей знать, что такое парфе") не смог ей улыбаться в должной мере. Еле угомонили. Дядька горел от стыда и оставил парню хорошие чаевые, но настроение вряд ли поднял. Да и всем гостям было неприятно.
Со временем аппетиты Ирины стали расти. Отдых в любимых нашей семьей местах (Краснодарский Край, украинский Бердянск, Крым) ей не нравился. Нужны были Мальдивы, Фиджи, Япония. И не раз в год, а шесть. Летала отдыхать она одна, муж продолжал вкалывать как вол и обеспечивать. Потом она решила, что торговля - это как-то несолидно, надо вкладываться и в недвижимость. Убедила дядьку купить две квартиры и сдавать их. В принципе, мысль неплохая. Вложение средств действительно хорошее, только вывести из оборота несколько миллионов было не так легко, как ей казалось. Ну и переборщила она с реакцией на эти две квартиры. Почему однокомнатные? Почему только две? А когда мы (мы - особенно прекрасно) купим еще одну? А почему так дешево сдал? Дядька впервые на моей памяти напился тогда. Я его из бара овощем забирал.
Он начал изучать рынок недвижимости, искал еще варианты и подал заявку на пару кредитов в банках. Взять не успел. Работа по 14 часов в сутки ежедневно никого не щадит. Не выдержало сердце.
Похороны Ирина организовала достойные и сама. От моей помощи наотрез отказалась. Собрала всех родственников и друзей мужа.
Им и раздала его вещи. Кому часы, кому запонки. Сказала, что у каждого должна остаться память. Я, если честно, этого не ожидал. Не то, чтобы я считал её жадной бабой, которая зажилит все, что ей теперь принадлежит, просто не думал, что она способна поступать по совести. Мне стыдно было, что я так не думал.
Стыд улетучился, когда после поминок она мне деловито сообщила, что это не жест порядочного человека, а сделано для того, чтобы никто не посмел претендовать на что-то еще.
- У меня теперь бизнес. И мне надо сделать все, чтобы дело твоего дяди процветало. Воронов тут не надо. Кинул им кость и свободен. Ты же понимаешь, что мне нужна будет твоя помощь? Мы ведь семья.
Да, мы семья. Из которой у меня осталась только младшая сестра. Мать я видел редко, это чужой для меня человек. Что Ирина - по сути-то тоже чужой мне человек, я тогда не подумал. Был готов всем помочь. Уволился, долбень, с основной работы, перешел на фриланс, чтобы ввести Ирину в курс дел, в которых хорошо разбирался.
И чтобы потом чувствовать себя мудаком, мнение которого ничего не стоит, и наблюдать за тем, как то, что создавал мой дядька с нуля, разрушается в темпе вальса - плавно и умеренно.
Информацию Ирина впитывала отлично, читала какие-то книги и статьи, быстро разобралась в основах и столь же быстро начала принимать решения. Например, решила разогнать к хуям бухгалтерию и нанять пару своих подружек, когда-то закончивших факультет экономики и так же как она ни дня в жизни не проработавших. Или ввести неоплачиваемое стажерство при найме.
С Ирины можно писать пособие о том, как нельзя вести бизнес. Все ошибки, вот те основные базовые ошибки, о которых жирным шрифтом написано и в тех самых книжках, что она читала, совершались весело и задорно.
Сегодня был потерян второй магазин. Собственно, и писать начал, потому что хотел рассказать КАК. Извините, что предыстория затянулась. Сам не ожидал.