153

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum

Поклонникам ностальгии по детским воспоминаниям, залам игровых автоматах и вообще, а также желающим понять, что это вообще такое есть, рекомендую обратить свое внимание на Часть №0.

Итак, в прошлом посте мы познакомились… со мной. Теперь же пришла пора перейти к куда более конкретным явлениям в IT-индустрии, которые мог наблюдать ребенок в первой половине и середине 90-х годов. В особенности я постараюсь понятно и доступно объяснить, что же такое «спектрум», о котором знает огромное число людей, родившихся в 80-х и о котором мало что слышала современная молодежь. Я прекрасно понимаю, что на эту тему написано немало статей и снято множество видеороликов, однако я хочу рассказать об этом явлении 90-х максимально просто, понятно и без совсем уж лишних подробностей (но немного технической инфы все же будет).

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Но прежде чем добраться до ZX Spectrum, нужно пройти еще один небольшой шаг, имя которому КУВТ «Корвет». Если же вас мало интересует предыстория моего обладания этим продуктом британского гения, можете смело мотать вниз вплоть до фотографии «спектрума» - там начинается самая мякотка.

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

В Советском Союзе школы часто имели одну из нескольких разновидностей «комплектов учебно-вычислительной техники» или КУВТ. Ничего сложного и страшного в этом термине нет – всему виной советская тяга к аббревиатурам. Сегодняшний человек, вместо использования этих букв, может подставлять у себя в голове обычное и понятное «компьютерный класс».


Итак, именно из «Корветов» состоял первый класс информатики в моей школе – предмета, который у нас появился в третьем классе. Почему в третьем? Полагаю, все дело в том, что первые два класса школы у нас протекали в отдельном крыле (туда даже из основной части школы пройти было проблематично), а вот начиная с третьего класса мы потихоньку начинали самостоятельно ползать по школе.


Сами же «Корветы» были чем-то вроде «спектрума на стероидах». Нет, они не были совместимы, но как минимум поддержка CP/M (это такая операционка была в те годы) и какая-то совместимость части команд процессора присутствовала. К слову, о «Спектрумах на стероидах» - в следующем посте уделю этому чуть больше внимания.


На уроках информатики в первый год мы занимались какой-то ерундой. Несмотря на то, что при старте ПК был доступен Бейсик, мы гоняли в какие-то обучающие игры, а когда заканчивали выполнять задания, играли в менее обучающие. Игрушек было несколько, но мне больше всего запомнился «POP Corn» - эдакий клон арканоида, в котором нужно было разбивать шариком кирпичики, отбивая его лопаткой. Было еще что-то про пожарников, Lode Runner, ну и парочка других занятных развлечений.

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Куда интереснее был метод загрузки: дисковод присутствовал только на учительском компьютере, в результате чего грузили всё поэтапно. Например, первым загружают POP Corn – все, кому хочется в него сыграть, перезагружают компьютеры и ждут, пока на экране не появится заставка. Потом так же поступают те, кому интересна следующая игра и т.д. Одним словом, программа слалась на все компьютеры, которые были недавно перезагружены. К сожалению, я до сего дня так и не смог увидеть, как это было реализовано на учительском ПК (хотя была даже вполне реальная возможность утащить такой комп домой), но даже с клиентской стороны все было несколько необычно.


Именно на этих уроках я и заметил, что один парнишка, который только в третьем классе перевелся в нашу школу, не испытывает особого восторга. Причиной тому оказался тот факт, что дома у него уже был компьютер с кучей игр, да еще и цветной! Мониторы же наших Корветов были поголовно черно-белые. Естественно, идея напроситься в гости к свежеиспеченному однокласснику возникла за считаные секунды.

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Парнягу звали Константином (ну, тогда он был просто Костя, но какая разница). По меркам 90-х его семья жила очень и очень неплохо. В то время, когда всем повально задерживали зарплаты, его отец работал (кажется) дальнобойщиком, и не только регулярно получал неплохую зарплату, но и мог привозить интересные шняжки из поездок. Дома у одноклассника обнаружился музыкальный центр, куча машинок на пультах и радиоуправлении, но самым интересным для меня оказался… очередной клон спектрума. Ну, а что поделать, если в то время они были нереально распространены. Что примечательно, хоть клон и был довольно топорным – явно самоделка с корпусом из согнутого листа алюминия (он еще и током бился), монитор был вполне себе заводским – выглядел солидно, а главное – был цветным! До этого цвет мне доводилось наблюдать только на тех Atari, о которых я вспоминал постом ранее.


Именно проводя время у этого одноклассника я и насмотрелся на кучу спектрумовских игр (стоит ли их перечислять?), наслушался звуков загрузки и, наконец-то, научился играть на клавиатуре. Более того, даже пресловутое LOAD "" перестало быть для меня чем-то сокровенным.

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

При всем при этом, был один момент, который не давал мне покоя – играть, безусловно, было интересно, но ведь компьютер не только для игр, и мне прям свербило попробовать сделать что-то свое, а главное – записать это на кассету! Какое-то время я думал о том, что это в принципе невозможно, пока Костя не показал мне «игру», которую написал его отец. Почему в кавычках? Потому что этой «игрой» оказалась простенькая программа, содержащая в себе лишь один экран текста, в котором содержалась информация сколько шагов нужно пройти в том или ином направлении по квартире, чтобы найти заныканый в шкафу подарок на день рождения. Стоит отметить, что в компьютере моего одноклассника уже был вшит русский язык, ибо без него вряд ли подобная «игра» вообще появилась. Так вот, несмотря на свою незамысловатость, эта программка являлась доказательством того, что задуманное мной вполне реализуемо, вот только проблема заключалась в том, что магнитофон, которым мы пользовались для игр на спектруме, не мог что-либо записывать. Функция-то такая у него была, да вот только что-то было вшатано и запись просто не работала.

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Ну, вот и все. На этом можно официально считать «Вступление» законченным. Почему? Да потому что спустя всего каких-то полгода, году эдак в 1996-м, накануне моего дня рождения родители прямо спросили: «Что тебе подарить: маленький магнитофон, маленький телевизор или маленький компьютер?». Судя по обилию прилагательных, вы уже могли догадаться, что с финансами у нас тогда дела обстояли, мягко говоря, не очень. Как бы то ни было, думать мне вообще не пришлось – магнитофон у нас дома уже был, телевизоров было даже несколько (разной степени ушатанности), а вот компьютера не было.


В результате, докинув пару тысяч тенге к моим уже накопленным к тому времени двум тысячам (подарки на праздники и прочая лабуда – на самом деле, по тем временам деньги довольно большие). Мы с отцом отправились к его другу детства, который на компьютерах не просто «собаку съел», а открыл настоящий ресторан северокорейской кухни. Данной темой он начал интересоваться еще в те годы, когда компактными назывались те компы, которые размером были сопоставимы с трехкамерным холодильником. Естественно, дома у него присутствовало и несколько рабочих экземпляров, один из которых оказался ему абсолютно не нужным, во всяком случае, за 4000 тенге он согласился с ним расстаться (дабы был понятен масштаб трагедии, 4000 тенге по тем временам представляли собой нечто вроде 100-150 долларов сегодня). Домой я в тот вечер вернулся уставший и счастливый, ибо на собственном горбу пер тряпичную сумку, которую обычно использовали для транспортировки домой картошки из погреба. Вот только в этот раз в ней лежали на грязные клубни, а маленький автомобильный телевизор (мы его таскали из дома с собой, дабы подпаяться к видеоусилителю), несколько десятков аудиокассет, пара книжек и его величество ZX Spectrum, вернее, один из его клонов.


Сразу оговорюсь, что фотографии его не осталось. Тем не менее, я отчетливо помню, что у него был очень и очень приличный вид – светло-бежевый пластиковый корпус, QWERTY-клавиатура, на которой помимо стандартных спектрумовских кнопок, присутствовала еще и RUS/LAT (которая, впрочем, делала ровным счетом нихрена). Были нанесены и русские буквы, вот только толку от этого было ровным счетом никакого. В уголке же красовались выдавленные цифры «0010». Логично было бы предположить, что корпус с клавой достались ему от какой-то БК, однако, сколько бы я не искал фотографий этого компьютера, ничего похожего найти не удалось, да и расположение клавиш у БК заметно отличалось (у нее хотя бы был полноценный пробел).

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Итак, Sinclair ZX Spectrum 48k. Для тех, кто не в курсе, это был очень распространенный в странах СНГ компьютер, который можно было собрать если не из спичек и желудей, то как минимум из весьма доступных компонентов, достать которые особого труда не представляло. Его клоны клепались на радиозаводах, в радиомастерских, да даже на домашних кухнях. Несмотря на то, что характеристики этой железки были весьма скромны, это был самый настоящий компьютер, а значит, его хотели себе все. Так что же было внутри этого красавца?


Ну, во-первых, интересна уже его конструкция – все потроха (за исключением, как правило, блока питания) располагались внутри клавиатуры. Я до сих пор жалею о том, что данный форм-фактор ПК на 99% вымер – было в нем что-то практичное и неуловимо ламповое. Процессор спектрума был 8-битным (как правило Zilog Z80 или один из его клонов) и фурычил со скоростью 3.5MHz. Оперативки, если судить даже из названия, в компе было 48 килобайт (в число которых входила и видеопамять), а наиболее распространенным устройством ввода-вывода был обычный бытовой магнитофон. Вот как раз к нему я и присандалил свой новый (во всяком случае, для меня он был новым) спектрум. Агрегат выглядел вот так:

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Команду загрузки, выглядевшую как LOAD "" я знал уже давно. Кроме того, мои познания в тот вечер были пополнены командами PRINT, RUN, а также REM и SAVE. Одним словом, у меня было все необходимое для того, чтобы не только загружать программы, но и записывать их. Позже я понял, что с отдавать компьютер с таким набором "знаний" - то еще издевательство, но об этом позже.

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

На первой же кассете, которая своими воплями изображала адскую какофонию проклятых котов Вельзевула, первой игрой оказалась Captain Blood. Честно говоря, вообще не лучший выбор для старта. Я не понял ровным счетом ничего, ибо, несмотря на довольно неплохую по меркам спектрума графику и интерфейс (эмуляция курсора мыши, полеты «в 3D» и пр.), понять, что же в ней нужно делать, было попросту невозможно. Пришлось искать что-то попроще.

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Впрочем, про игры не рассказывал только ленивый, да и я им уже порядком уделял внимания. Отдельному рассмотрению «бриллиантов» я посвящу немного времени позже (или в следующий раз), а пока, вернемся к комплектации моего компьютера. Помимо кассет и самого спектрума, мне в сумку положили парочку книжек, одна из которых оказалась порождением сумрачного гения (50% ее объема составляли патчи к каким-то программам в HEX-формате, а вторую половину – обзоры различных копировщиков и альтернативных языков программирования, вроде Laser Basic), а вот второй была «мышка Программышка». Как мне кажется, она была предназначена для компьютеров IBM PC первых ревизий. Она рассказывала о встроенном бейсике (а тогда бейсик был основой большинства компьютеров и играл роль операционной системы), а также имела в себе несколько примеров программ. И вот тут началось «самое интересное». Обратите внимание на клавиатуру ZX Spectrum:

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Вас не озадачило обилие надписей на каждой клавише? Дело в том, что команды здесь не нужно было вбивать побуквенно – достаточно было нажать на кнопку и она вставлялась целиком. Кто-то считает, что такое решение использовалось для того, чтобы сделать компьютер более «дружелюбным», но на деле все дело в обычном жмотстве экономии ресурсов. Например, вместо того, чтобы хранить в памяти 7 байт для команды PRINT и окружавших ее пробелов, можно было просто записать в оперативку ее код, который, как правило, был всего 2-3 байта (если ошибаюсь, пусть меня поправят). Одним словом, кромешная экономия ресурсов. Если вам кажется, что это – перебор, чуть позже я расскажу о том, как в спектруме была устроена видеопамять – там вы совсем офигеете.


Но вернемся к книжке. Давайте представим, что у нас есть программка, которая получает от пользователя число, прибавляет к нему 10 и выводит результат. В книжке она была бы записана так:


10 INPUT A

20 A=A+10

30 PRINT A

Вот только на ZX Spectrum это не работало. Во-первых, начать строчку с буквы уже было достаточно проблематично, ведь при нажатии на букву А компьютер сразу втыкал оператор NEW. Конечно, можно было после оператора набрать нужную строчку, а потом стереть слово в начале, но тогда ничего не работало.


В результате, меня оставили один на один с Basic, не рассказав о имевшемся в нем операторе присвоения. Думаете меня это остановило? Фиг там! Я даже умудрялся писать какие-то игры. Помню, у меня был симулятор похода в магазин, в котором расчет денег после покупки производился примерно так (K – количество ваших денег, 30 – цена булки хлеба):


1050 PRINT “Вы купили хлеб за 30 рублей!”

1060 PRINT “У вас осталось”;

1070 PRINT K-30

1080 PRINT “Введите количество оставшихся денег”

1090 INPUT K

Для тех, кому совсем чуждо программирование в целом и Basic в частности, переведу. Представьте ситуацию: вы приходите в магазин и просите у продавца булку хлеба за 30 рублей. Продавец дает вам хлеб, отбирает кошелек, видит в нем 200 рублей и вытряхивает все содержимое в кассу. Потом говорит, у вас должно остаться 170 рублей, после чего поворачивает к вам открытую кассу и уходит.


В книжке хватало и других занятных различий, от разницы в командах (в книжке был PSET, а на спектруме – PLOT), до перевернутой координатной сетки. Так, к примеру, координаты 0:0 по книжке находились в левом верхнем углу, а у ZX Spectrum они были в левом нижнем (тут может и перепутал – давно это было). Ну или команда LINE – в книжке она рисовала линию, а у спектрума использовалась для того, чтобы указать строку автозапуска в сохраняемой на кассету программе. Одним словом, было весело.

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Но самым мощным толчком, направившим меня в объятия болота под названием программирование, был учебник по спектрумовскому Бейсику, но уже в виде обучающей программы. Что занятно – софтина была жутко каноничной, ибо сама также была написана на том же Sinclair Basic. К тому времени я уже знал, что можно остановить любое бейсик-приложение с помощью кнопок Shift+Break, а потом с любопытством покопаться в потрошках. Меняя те или иные строчки, я узнал за один вечер в десятки раз больше, чем от целой орды «мышек-программышек», «хомяков-сисадминов», «морских свинок-интеграторов» и «инфузорий-1Сников». Кроме того, я сам того не понимая, открыл для себя реверс-инженеринг. Но главное - я узнал об операторе LET, который позволял присваивать переменным значениям, благодаря чему мой «продавец» перестал бросать кассу на произвол клиентов.


Дальше было больше – уж не помню как, но я узнал расположение видеопамяти и научился пихать данные в нее напрямую через POKE. Тем же методом пришла и способность создавать собственные шрифты знакогенератора, благодаря чему в моих программах появилась возможность писать, как на русском, так и на английском языках (я просто переписывал строчные английские буквы заглавными русскими, получая тем самым сразу два алфавита).


К слову о видеопамяти. Как я уже упоминал ранее, она была включена в ОЗУ. Учитывая, что разрешение спектрума – 256х192 пикселя, а он поддерживает 16 цветов (фактически 15, но не суть), то необходимый для отображения картинки объем видеопамяти должен был бы быть: (256*192)/2=24576 байт… что, по сути, половина всей оперативки. Жирно, не правда ли? Вот и создатели спектрума так подумали, уменьшив ее до 6912 байт. Как вы понимаете, нельзя просто так отгрызть больше 60% видеопамяти и не получить неприятные последствия. Само собой, и тут без них не обошлось. В частности, пользователи ZX Spectrum прекрасно знакомы с таким явлением как «конфликт аттрибутов» (он же клэшинг). Дело в том, что весь экран разделяется на квадраты 8х8 пикселей и внутри каждого из таких квадратов может быть только два разных цвета. Именно благодаря этой особенности мы получаем вот такие психоделические явления:

История IT глазами ребенка. Часть 1: Эра ZX Spectrum Детство 90-х, Воспоминания из детства, Компьютерные игры, Zx Spectrum, Кувт, Корвет, Длиннопост, Видео

Зато изображение занимает всего 6144 байт и еще 768 байт на информацию о цвете. Экономия! Кстати, сама конструкция видеопамяти спектрума мне всегда казалась очень занятной. Честно говоря, тут я не особо специалист и может это абсолютная норма, но информация об изображении хранится в ней не последовательно, а строками с хорошим сдвигом, а потом еще и информация о цвете. На словах это объяснить очень трудно – проще посмотреть, как картинка грузится в память с магнитофона. Напоминаю, загрузка идет последовательно, просто спектрум «так видит».

Пожалуй, на этом пока закончу, ибо и без того портянка вышла знатной. В качестве бонуса – на днях запилю небольшой пост о наиболее интересных (на мой взгляд) спектрумовских играх, а также клонах и продолжателях идеи Синклера. А потом… да начнется эра IBM PC AT!

Найдены дубликаты

+6

На волне ностальгии по спекки, буквально пару недель назад купил книгу, с которой началась моя карьера.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+3

А у меня обе были, но так ничего и не написал. Просто из любопытства просматривал, как оно устроено.

Иллюстрация к комментарию
+2

с этой книги и я начинал...

+2

Пользовался уникальным агрегатом: моноблок Спектрум собранный умельцами корпусе цветного монитора. Там был встроен дисковод. Была выносная самодельная клавиатура подключенная многожильным тонким кабелем. До сих пор с восхищением вспоминаю сей агрегат.

раскрыть ветку 1
+2

Ну, цветной монитор - уже повод для восхищений, а дисковод - мне всегда казалось, что это для высшей лиги.

+1

Помню на ЮТ-88 детали собирал, но так и не собрал. Зато принципиальную схему все изучил, дамп знакогенератора на листочке в клеточку рисовал, чтобы понять какие там были символы зашиты. Первым домашним компом была ЕС-1842

раскрыть ветку 1
0

Погуглил - ЮТ-88, как я понял, был совсем уж хардкорным вариантом. Раз в дефолтной конфигурации даже к внешнему монитору не цеплялся.
А вообще, если задуматься, мне в какой-то мере всегда с компами везло - спектрум был не самой уж вшатаной 8-битной системой, эру IBM PC я начал не с XT-шки, а уже с 286-го. Да и первый комп с 32-битным процом был не 386 или 486, а прям даже Celeron 266. Зато была другая проблема - всего не хватало "совсем чуть-чуть" :) На двойке бесили программы для 386-го. На целероне - игрушки для P350Mhz (хотя там чаще были недотяги с видяхой).

+1

Здравствуйте. Может и глупый вопрос прозвучит и немного оффтоп, но с высоты вашего полета, что посоветуете для освоения в программировании? Так сказать, для начала. И есть ли смысл вливаться в эту сферу, когда уже 26 лет, с нуля?)

раскрыть ветку 8
+2

C#, просто иди в c# ))

раскрыть ветку 5
0

та все равно, для изучения того же java, на сколько я знаю нужно понимать принципы работы с, с++, с#. Все вытекает из с. То бишь в целом нужно понимание оо языков программирования

раскрыть ветку 3
0

Вы его словно послали :)... в C#... А аргументы?

+1

Полет у меня бреющий :) Так что особо к моему совету прислушиваться не стоит. Что же касается "с чего начать", то тут нужно определиться с тем, чего вы хотите добиться в целом. Если хочется начать побыстрее выдавать хоть что-то рабочее, то в руки вам PHP (для онлайна) или Visual Basic (просто - для практики, .NET для чего-то современного). Я тут недавно пробовал для Android'а писать - тоже не особо сложно, хотя заморочек хватает, но есть неплохие учебники в сети.
Пожалуй, вариант с явой, наверное, самый адекватный. Во-первых, всегда можно прикладуху для телефонов пилить, во вторых, она котируется и в достаточно крупных проектах, так что да - начинайте с нее.
Что же касается поздно или не поздно, я свое первое приложение на яве в 30 лет написал (до этого как-то не доводилось), так что, думаю время у вас еще есть.
P.S. Это все - чисто мое мнение, с которым многие могут не согласиться. Вообще ваш вопрос - идеальная почва для холиваров :)

раскрыть ветку 1
+1

понял. Спасибо за содержательный ответ :)

+1

Жаль, не охвачены "Микро-80" и "Радио-86РК", последний кстати, долго служил у меня программатором. А сейчас томится под диваном. )))

+1

Посмотрел видео с загрузкой-чуть не заплакал)))

Пойду эмулятор качну

+1

А чего сразу к IBM. У спектрума было такое полезное приложение, Laser Basic. С неплохой такой кучей операндов для графических фишек. Трудился я тогда пацаном на студии кабельного телевидения и написал на нем заставку с телепрограммой. Было круто. :)

раскрыть ветку 30
+1

Я его упоминал в этом посте, правда, не видел ни разу. Кроме того, совсем уж углубляться не хотелось бы - планировал рассказать про "копировщики", про ArtStudio и несколько занятных игрушек, ну и про парочку клонов (современных и не очень). Так что если есть что добавить: "Пилите, Шура Андреич, пилите... пост".

раскрыть ветку 2
+2

Самое офигительное было это когда я будучи пацаном и не тратя карманные на всякие газировки, кое-как насобирав на плату Scorpion 256 (на собранный комп категорически не хватало) припер ее домой с рынка, сел паять разъемы, уже все видео завелось, картинка пошла, я допаиваю кажется кемпстоны и тут паяльник коротит у меня в руках и засыпает плату кучами искр. Чудес не произошло, плата кончилась. Только через год я смог накопить на уже собранный компик. :)

раскрыть ветку 1
0

А я сразу на асм кинулся, бейсик как-то мимо прошёл. Тогда был популярен masm, но появился alasm, который надолго прописался в лучших IDE для спектрума) Кодить в нём было удовольствием. А вообще в асме особенно нравилась как раз работа с графикой - ищешь где бы сэкономить пару тактов, циклы разворачиваешь и вот это всё)


Блин, да я движок написал свой и редактор карт)

раскрыть ветку 26
0

Извините, но вы так красиво рассказываете, что я вынужден немного усомниться. Если позволите, можно провести небольшую проверку ваших знаний? Как можно сделать так, чтобы вместо строчной буквы "а" везде выводилась заглавная "А"? В смысле совсем везде - даже в листингах.
Навскидку, достаточно вшить 8 байт начиная с определенного адреса. Но у вас может быть и альтернативный вариант.
Просто и на асме вам кодилось с удовольствием, и сетевые игры на спектруме, и мессенджеры - как-то на байки похоже.

раскрыть ветку 25
0

20 мегабайт на винчестерском накопителе

Иллюстрация к комментарию
0

О славные ПК 8020 Корвет, связь между ними осуществлялась через последовательный  порт, программа STS называлась, запускалась под русской МикроДос, рассылка и прием работали адресно, у вас видать препод ленился адресную рассылку делать:)

раскрыть ветку 1
0

Вполне допускаю. У нас препод была молодая девушка, которая только-только ВУЗ закончила, так что многого от нее ждать не приходилось...

0

Куча времени тратилась на новых перебор игр с кассет друзей или после поездки в большие города(где были спектрумовые магазы или хотя бы палатки). Так вот грузится заставка, почти всегда очень крутая, а потом долго-долго сама игра. И пока она грузится, ты на эту заставку медитируешь, и думаешь, ну вот ща как загрузится! как заиграется!Не то что предыдущие 10 куч говна! Но по факту грузился 11 кусок говна)).

Но надобно сказать, что на спеке были сотни очень годных игр, а выпущенные на закате УФО(1,2), Last Battle, KingBounty, Space crusade, ELITE128, по геймплею до сих пор затмевают весь ПлейМаркетГугла, А еще был убойнейший TANKWARS!

0

прочитал про Синклер и снова вспомнил историю "Собачий гамбит"

раскрыть ветку 1
0

Всегда жутко бесило, когда спектрум называют "синклером"... это из той же оперы, когда Word называют "майкрософтом".
Про "гамбит" почитал - пойду, что-ли, ванну с бензином приму...

0

Сначала было РК86. Затем, БК0010. Затем прекрасное (Правец 8А/Ц/Д) ....

По поводу КУВТ. У меня в детсве не было их, но первая "моя сетка" была на Правцах. Загрузка игр выглядела так:

1) Читаем с диска PR#1,BLOAD <file>

2) Отправляем желающим PR#2,SPRG <адрес начала>, <длинна>

3) Желающий давил CTLR+ALT+F2

4) G<Адрес начала>

Вроде так ))

Затем были MSX-2, но там я уже подзабыл (((

Сетка была коаксиальная (обе), сетевые адреса выставлялись джамперами... Иногда, когда было дорого время, на некоторых компах выставлялись дубли адресов - и опа, игры прибегали на все сразу...

раскрыть ветку 4
0

Я правильно понимаю, что Правец 8 - это по своей сути были клоны Apple II? Ну, кроме 8D.

раскрыть ветку 3
0

ну, игры-то от мака2 запускались же ))

и, кстати, работа с видеопамятью была такой же геморной ($400-$7FF текстовая страница, графические страницы 1я- $2000-$3FFF, 2я- $4000); 

и да, программы на бейсике начинались с адреса $800, и поэтому большие программы не могли работать с графикой нативно))

ух, сколько я ещё помню, оказывается ))))

раскрыть ветку 2
0

Полный цикл производства Спектрумов был на Бендерском военном заводе электроники, я там перед армией грузчиком работал, перевозил микросхемы с этажа на этаж, где их производили, тестировали и отправляли на пайку. Почему военный завод? Потому что делали авионику для истребителей. Но пришёл 1991-й год и пошла конверсия. Но лично у меня был компьютер кишинёвского точмаша, назывался ВЕКТОР 6-Ц. В 1990-ом году отец мне его купил за 750 советских рублей.

раскрыть ветку 4
0

Там и процы фигарили?

раскрыть ветку 3
0

Нет, видимо закупали где-то. У меня не было ни одного проца, зато микросхем натаскал домой....

раскрыть ветку 2
0

Начнем с того, что Zilog Z80 - это клон IBM 8080, так что структуры команд у них общие.

раскрыть ветку 1
+1

Ну, не совсем клон - Z80 пободрее будет. Помимо того, что у него своих команд нормально так накинуто, он еще и от 5 Вольт работать умеет, а тому же 8080 (который, кстати, не IBM, а Intel) еще и 12 Вольт подавай. Да и по интерфейсу они абсолютно разные - на плате их друг другом не заменишь, так что клоном их назвать - ну никак.

Вот Am286 - это клон i80286, ибо кроме повышенной частоты нифига предложить не может.

0

@DNA.Naglario, я поймал Шурика! Посмотри видео.

0

Диззи)

0

Я начинал с БК-0010-01, 1987 год. "Биомасса", "десантник", "неуязвимый", кассеты с играми из под полы в магазине "Электроника-СВТ" на Ленинском. Потом Спектрум с дискетой) Лиззи, Саботур, и конечно Элита) было время

0
Мне повезло больше. Один знакомый нашей семьи попал, его имущество "трясли" и он раздавал на время непосильно нажитое ))). Короче, в 95, стал обладателем 386! 33 МГц, 40 мегабайт жёсткий диск. МС дос! Короче, я попал в рай! Дюна 2! М1 Абрамс, Дэйв... Батя, правда, Олд фагом был, - так дигира и гонял )))
раскрыть ветку 6
+1

Это будет дальше... (ну, разве что без тряски имущества) :)

раскрыть ветку 5
0
Тогда не тороплю. Но в 96 или 97, мне подарили пень 100 с сдромом. Это был космос.... До сих пор играю в дос боксе во властилина морей ( первая игра на СД).
раскрыть ветку 4
0

дочитал. оо, реверс, дааа :) а обитаете где по форумам?

раскрыть ветку 4
0

Да не особо, разве что на "Полигоне призраков" иногда бываю, но в основном читаю, а не пишу.

раскрыть ветку 3
0
а, ясно. просто имел ввиду чтото типа васма, кряклаба итд
раскрыть ветку 2
0

Бк 0010-01 вот он был моим проводником в мир цифры.

раскрыть ветку 7
0

О, на нем писал первые программы.

Мы рисовали, я решалку уравнений делал.

И меня не могли заставить писать алгоритмы, потому что я сразу на бейсике писал, язык простой

раскрыть ветку 5
0

А на бейсике, пардон, вы что писали? Не алгоритмы? Может речь идет о рисовании блок-схем?

раскрыть ветку 4
0

К сожалению - не видел... как и Радио-86РК, Микрошу, и кучу-кучу разных интересных вещей. Зато где-то в районе конца 90-х видел Amstrad GX4000. Откуда она была у соседа на подоконнике - до сих пор гадаю, ибо штукенция крайне редкая. Но, насколько мне известно, уже тогда не работала, ибо иначе попробовали бы включить.

0

А мне в то время организация видеопамяти казалось вполне логичной и правильной )))

раскрыть ветку 1
0

Меня смущало то, что строки шли не последовательно, а через 8, да еще и блоками по 1/3 экрана...

-1

я пока еще в первой половине текста, но спектрум в 96 явная очепятка..

раскрыть ветку 22
+3

Почему же? Или вы считаете, что их в 95-м спецотряды находили, отбирали и утилизировали? Я с ним до 1998-го сидел и был счастлив :)

раскрыть ветку 21
+2
аа, тогда пардон.
раскрыть ветку 18
0

Более того, он до сих пор существуют.

0

У меня и сейчас на чердаке где-то лежит Спектрум. Даже рабочим должен быть.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: