IPhuck 10 Виктор Пелевин

Чтобы максимально понимать такие книги, надо ехать в метро, надменно глядя на окружающих, погрязших в смартфонах и планшетах. И пусть ты сам не сильно разлучен со своим гаджетом, соединяясь с ним белой ниточкой поддельных наушников Earpods, но ты то случаешь аудиокнигу Пелевина, как бы используешь свой дьявольский девайс во благо, в отличие от всех этих зависимых, низменных и погрязших в паутине людишек. Но ты не такой. Ты читаешь IPhuck и глумишься над тем, как Пелевин в очередной раз стебёт (от матерного слова) этот стадный социум, пропитанный фальшью маркетологов со всеми их брендо-трендами. Вчера это был Цукерберг и Брин. Сегодня это айфон, наизящнейше перекаламбуренный в айфак (the[е]best, Витя).


По итогу писатель, который доводил до экстаза своими философскими дискурсами и играючи критиковал Бодрийяра и Дерриду превратился в ту бабку из ютуба «нах*й не нужон нам ваш интырнет». И вроде как была неплохая попытка порассуждать об искусстве и его будущем, но это ограничилось очень поверхностным барахтаньем без погружений и заплывов, а местами и вовсе напоминало попытку вые*ать паркет.


Проблема сегодняшнего Пелевина в отстраненности от мира. Мир для него перестал быть живым и превратился в симуляцию, которая всё чаще и чаще мелькает в его последних работах. Если Пелевин 90-ых был завсегдатаем эзотерических тусовок, а Пелевин нулевых гастролировал по Непалу и Японии, то к 2018 году он окончательно пересел в кухонный горшок и превратился в рефлексирующего комнатного овоща, медленно дрейфующего на ранних трудах. Кто-то из его биографов очень восхищался этой замкнутостью Пелевина и объяснял этим его успех: мол, он не тратит себя и свою энергию на отдельные субьекты, а транслирует идеи на уровень всей страны. Но как по мне, Вите и его творчеству очень пошло бы на пользу хоть ненадолго вырваться в люди: сходить к Дудю или вместе с Быковым прочитать детишкам лекцию. Но Витя не такой. Витя против всего этого хайпа и иудео-саксонских бизнес-моделей.


А вообще не люблю критиковать Пелевина. Он пишет то, что думает. Без оглядки на публику. Это немного подкупает. Но иногда это выглядит очень пошло и наиграно. “Самсун Андрогин” – это явно не та аллюзия, которой ждешь от писателя с 30-летним стажем. Однако критиковать Пелевина не модно и опасно для собственной репутации, дабы есть риск быть обвиненным в узколобости или сравнимым с вокзальной минетчицей, которой приходится впихивать в свою голову много разных.. хм.. в результате чего мнение минетчицы (критика) будет искажено фалосно-солёным вкусом, перманентной белковой интоксикацией и подспудной обидой на то, что фиксировать ежедневный заглот приходится за крохотные деньги, на которые ты никогда не сможешь позволить себе айфак X. Наверное поэтому “Медуза”, опасаясь за свой статус, назвала «IPhuck» лучшим романом Пелевина за последнюю декаду.


Для меня же наиболее читабельным из поздних романов пока остается S.N.U.F.F.

Ему конечно далеко до еще более ранних магнум_опусов вроде Чисел, Чапаева и Насекомых, но всё же это было ярко, актуально и осмысленно. Именно S.N.U.F.F. кстати отметил Чача в своём интервью, назвав её крайне пророческой.


Эпилог: Факал факал да не перефакал.

IPhuck 10 Виктор Пелевин Виктор Пелевин, Шутка от Пелевина, Iphuck 10, Рецензия, Рецензия на книги, Современное искусство, Длиннопост