5

Франческа Вудман: Говорить без слов

Франческа Вудман родилась 3 апреля 1958 года в городе Денвер, штат Колорадо, и сразу же окунулась в атмосферу творческой деятельности: мать Франчески была художницей-керамисткой, а отец – фотографом и живописцем. Поэтому неудивительно, что с ранних лет Вудман стремилась покорить общественность своим уникальным виденьем, необычным для такого юного возраста.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост
Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

Уже в 13 лет у девушки появился первый фотоаппарат, так и началась история Франчески как фотохудожницы, история, длиною всего в 9 лет. Однако, несмотря на такую короткую жизнь и карьеру в частности, Франческе удалось оставить нам около восьмисот фотографий и несчетное количество негативов, нашедших отклик в сердцах людей, вдохновляя их спустя десятилетия. Потому в этой статье справедливо рассматривать творчество Вудман не через призму ее смерти, как делают многие, а сосредоточиться на жизни в ее фотографиях.

Для начала обратимся к источникам вдохновения самой Франчески. Считается, что девушка в своих работах оглядывалась на творцов разных направлений эпохи Возрождения, так как часто бывала во Флоренции, которую по праву можно считать колыбелью Ренессанса. Атмосфера города могла вселять в Вудман уверенность в правильности ее решений, подтверждением этого является то, что самыми плодотворными для Франчески были периоды нахождения в Италии. Также несмотря на то, что уже к шестидесятым годам расцвет сюрреализма был давно позади, его приемы все еще использовались в различных областях творчества, что, несомненно, могло заинтересовать юную девушку и предопределить характер ее работ. Существует предположение, что свою лепту внесли такие люди искусства, как Ман Рэй и Клод Каон. И действительно, заметить определенную схожесть не составляет труда.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост
Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

Франческа Вудман имела уникальный стиль съемки: чаще всего это были автопортреты, изредка фото друзей, которые снимались на длинной выдержке. Это помогало создать ощущение душевных метаний, неопределенности, а иногда и паники, связанной, возможно, с размышлениями о будущем, поисками себя, своего предназначения в этом мире.  Девушка экспериментировала с пространством на своих снимках, то появляясь в самых необычных местах кадра, то сужая рамки самой фотографии путем подбора ракурса и предметов в кадре.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост
Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

Как уже говорилось ранее, Франческа использовала себя как главный объект в работах, однако часто в кадре можно заметить самые разные зеркала и стекла, благодаря которым девушке удавалось модифицировать собственное тело, создавая гротескные изображения. Вудман брала абсолютно непримечательный предмет, с которым мы можем сталкиваться каждый день, и наделяла его совершенно иным смыслом, но в то же время не стремилась объяснить каким именно. Возможно, эта особенность и заставляет нас тщательно всматриваться в каждый снимок фотохудожницы.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост
Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

Передать словами мысль, которую закладывала в своих работах Франческа, невозможно. Ее необходимо прочувствовать. Мы же в свою очередь можем лишь попытаться разобрать некоторые снимки девушки.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

На примере этой фотографии можно уловить все особенности творчества Вудман. На первый взгляд перед нами девушка в легком, воздушном  сарафане, немного осевшая на пол. Однако чем дольше смотришь на эту работу, тем больше замечаешь деталей. Первое, что бросается в глаза, – это яркий контраст веселого платья в горошек и обстановки вокруг: облезшей стены и беспорядка на полу. Второе – это расстегнутое, возможно, даже разорванное сбоку платье. Эти детали заставляют смотрящего прочувствовать неопределенность, страх, тревогу – все это сама девушка ощущала на протяжении своего жизненного пути. Оголенные участки тела, которые присутствуют на многих снимках Франчески, подталкивают к размышлениям о потребительском отношении общества к женщинам, их душе, творчеству. Вудман бросает вызов естественности, канонам эстетики в целом, что делает ее снимки уникальными.

Несмотря на то, что творческий путь Франчески Вудман выдался чрезвычайно мимолетным, нельзя отрицать: девушка стала одним из самых инновационных и перспективных художников своего поколения. Ей удалось расширить границы экспериментальной фотографии и найти признание у аудитории как своего времени, так и нашего.

«Я изобретала язык, чтобы люди могли видеть», — так написала в своем дневнике девушка 19 января 1981 года — это стало последней записью Франчески перед уходом из жизни. И сейчас мы смело можем сказать, что у Вудман все получилось: ей удалось создать язык, которым может овладеть каждый. Язык, не ограниченный ничем, кроме фантазии.