NewGiantProject

NewGiantProject

Мы — New Giant Project — творческое объединение, направленное на просвещение читателя, зрителя и слушателя в области искусства и актуальных тем. На странице NGP Вы сможете найти работы, посвященные литературе, кинематографу, и просто тому, что волнует наши сердца и умы. Мы постараемся раскрыть для Вас интересные и нетипичные темы в разнообразных форматах — надеемся, Вы разделите с командой NGP радость от изучения чего-то нового.
На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
110 рейтинг 4 подписчика 0 подписок 9 постов 0 в горячем

Фотопроект "Сад души"

Фотопроект "Сад души" Искусство, Творчество, Фотография, Фотопроект, Современное искусство, Длиннопост
Фотопроект "Сад души" Искусство, Творчество, Фотография, Фотопроект, Современное искусство, Длиннопост
Фотопроект "Сад души" Искусство, Творчество, Фотография, Фотопроект, Современное искусство, Длиннопост
Фотопроект "Сад души" Искусство, Творчество, Фотография, Фотопроект, Современное искусство, Длиннопост
Фотопроект "Сад души" Искусство, Творчество, Фотография, Фотопроект, Современное искусство, Длиннопост
Фотопроект "Сад души" Искусство, Творчество, Фотография, Фотопроект, Современное искусство, Длиннопост
Фотопроект "Сад души" Искусство, Творчество, Фотография, Фотопроект, Современное искусство, Длиннопост
Фотопроект "Сад души" Искусство, Творчество, Фотография, Фотопроект, Современное искусство, Длиннопост
Показать полностью 7

Скальды: кто они такие?

Скальды – древнескандинавские поэты-певцы, существовавшие в 9-13-х веках. Наиболее известными и талантливыми скальдами исследователи считают непосредственно скальдов исландского и норвежского происхождения, так как именно на этих землях было записано наибольшее количество песен. Поэзия, существовавшая в тот исторический период, заложила основу такого понятия, как «авторство»: древнескандинавский поэт впервые осознал, что такое быть автором, однако его авторский стиль заключался не в создании неповторимых лексических конструкций, а в формировании авторской формы его произведения.

Поэзия Исландии (мы будем знакомиться с понятием «скальд» преимущественно по работам поэтов древнеисландского происхождения) действительно активно развивалась в 9-13-х веках, и тогда она делилась на два направления: скальдическая и эддическая. Разница между ними заключалась в том, что в скальдической, как уже упоминалось, авторской была лишь форма текста, в эддической же – содержание. Несмотря на то, что на сегодняшний день большинство из нас знакомы со скандинавской поэзией этого периода именно по эддическим песням, в то время люди считали важнейшей из двух именно поэзию скальдическую. Популярная тогда, сегодня она открывается восприятию лишь мастерам-исследователям, ведь характерные черты делают скальдические песни практически невозможными для прочтения простым читателем. Тем не менее, пусть сегодня такие стихи и не находят отклика у широкой аудитории, появление скальдической поэзии является одной из главных поворотных точек литературы в целом. Исследователь А. Н. Веселовский называл появление скальдов «переходом от певца к поэту».

Скальды лишь пересказывали реально происходившие события, не добавляя ничего «от себя», т.е. скальдические песни по содержанию всегда были примерно одинаковы, а вот по стилю они разнились. Вообще, древнескандинавская поэзия в то время не воспринималась как нечто сакральное или даже творческое, Считалось, что быть скальдом – такое же «обычное» ремесло, как обжигать горшки или вырезать драккары («скальд» – в дословном переводе – «тот, кто сочиняет стихотворную хулу»), и так «владеть» словом может каждый. Однако настоящие скальды-певцы занимались поэтическим ремеслом всю свою жизнь – сегодня мы можем сказать, что это были люди с более «творческим» складом ума, хотя и не осознававшие полностью сути понятия «творчество». Скальды не высказывали никакого личного отношения к своему искусству, в песнях они могли лишь сказать «я слагаю стихи» или «я предлагаю свои хорошие стихи конунгу», однако они не считали это каким-то «даром»: характеристика «скальд» закреплялась за человеком так же, как и описание его цвета волос, цвета глаз и пр.

Чаще всего скальды служили при дворе конунга, выбирая себе предводителя, которого будут воспевать в своих хвалебных песнях. За написание стихов в честь того или иного правителя, в случае, если конунг оставался доволен проделанной работой, скальды получали щедрую награду. Правители предпочитали держать возле себя одного, иногда даже нескольких скальдов, которые будут прославлять их подвиги, однако встречались и те, кто считал скальдов простыми прохвостами, недостойными хоть какого-нибудь уважения. Известно несколько историй, когда конунги отказывались принимать ко двору скальдов, и певцам-поэтам приходилось по-настоящему убеждать скандинавских правителей в своем мастерстве. Нередко хвалебные песни спасали жизни мастерам слова, уберегая их от казни. Кстати, самыми уважаемыми считались скальды именно исландского происхождения, а не, например, норвежского или датского.

Скальды, служившие конунгам, чаще всего сопровождали их и на полях битв, так как считалось, что сочинить хорошую песнь можно лишь увидев события своими глазами. Тем же, кто не хотел по каким-либо причинам находиться в непосредственной близости от места сражения, все же удавалось избегать немилости конунга-правителя, который мог сказать, что место скальда – в безопасном тылу, ведь если поэт погибнет, кто же тогда будет слагать песни в честь победы? Таким образом, скальд не подвергался бесчестью даже в том случае, если он бежал с поля боя.

Искусство скальдических стихов строилось на аллитерации – повторении одинаковых или однородных согласных – что является чертой, сходной с древнегерманской поэзией. Несмотря на то, что при чтении эти стихи могут даже напоминать произведения современных поэтов, чьи работы пишутся в самых разнообразных и странных формах, творчество скальдов не имеет с этим ничего общего: современная поэзия находится в поисках чего-то нового и нестандартного, скальдические стихи, напротив, всегда следуют традиции и крайне строги в своей форме, насколько это возможно. В отличие от своего современника, поэзии эддической, в этих стихах всегда строго установленное количество строк в строфе, количество слогов в строке и внутренние рифмы. Характерной особенностью песен скальдов является необычный размер: по метрике он не похож ни на ямб, ни на хорей. Размер, использовавшийся скальдами чаще всего, называется дроттквет. Строфа дроттквета состоит из восьми строк, которые образуют два четверостишия или четыре двустишия. Дроттквет – трехтактный размер с нестандартными внутренними рифмами:

Пьяной пены волны

Пью из зуба зубра.

Использовались и другие размеры, такие как, например, тёглаг и квидухатт, однако при прочтении скальдических песен дроттквет встречается наиболее часто – он составляет 5/6 всех стихов.

Помимо необычного размера, древнескандинавская поэзия имела фразеологизмы – кеннинги и хейти. В отличие от эпитетов и метафор, эти элементы состояли лишь из существительных. Кеннинг – это замена существительного обычной речи двумя другими, которые не называют предмет прямо, однако подразумевают его: «дерево битвы» (воин), «конь моря» (корабль), «огонь битвы» (меч) и т.д. Помимо таких неочевидных для нас двучленных «синонимов» обычных слов, скальды иногда шли и дальше, создавая трехчленные, и даже четырехчленные кеннинги, которые, в самом деле, с первого прочтения даже с трудом удается понять, например, «огонь треска стрел»: «треск стрел» – битва, «огонь битвы» – меч. Иногда встречались крайне изворотливые варианты – «прибой дрожжей людей костей фьорда». Звучит просто как набор случайных слов! Тем не менее, это лишь скальдический кеннинг для слова поэзия: «кости фьорда» – горы, «люди гор» – великаны, «прибой дрожжей» – мед, а «мед великанов» – это, согласно мифу, поэзия.

Хейти – поэтический синоним, состоящий из одного существительного. Хейти могло являться не только обычным синонимом, но и любым словом, которое было как-то связано или просто ассоциировалось с упомянутым предметом/явлением. Так, для слова «море» хейти могли быть следующими: устье, река, водопад, пруд, прибой. Точно так же распространенными хейти огня были луч, светоч, солнце, день, луна. Использование кеннингов и хейти позволяло сохранять форму и ритм песни. Создание таких сочетаний, на самом деле, не являлось проявлением авторства скальда, так как мастера складывали их из уже существующих: просто подбирали пару слов, наиболее подходящую, иногда из двух разных хейти, и таким образом получали необходимое и новое. Вскоре даже появилась «Младшая Эдда», которая стала книгой-учебником для молодых скальдов о том, как правильно писать песни.

Как уже упоминалось, скальды слагали свои стихи непосредственно о тех событиях, что происходили в их время, и основным жанром скальдической песни была песнь хвалебная. Она существовала в виде двух форм: драпа и флокк, причем первая считалась значительно более торжественной, чем вторая, и это имело значение! Бывало такое, что конунги, если вдруг скальд сочинил в их честь не драпу, а флокк, грозили поэту смертной казнью. Тогда, под страхом смерти, мастера слова – случалось, что и за одну ночь, – сочиняли новую хвалебную песнь-драпу. По факту, произведения такого жанра не несли в себе ничего, кроме сухого перечисления событий и достижений конунга. Приписывать что-то сверх уже существующего считалось скорее постыдным, чем лестным, поэтому скальды составляли свои песни лишь из рассказов о тех событиях, которые видели своими глазами, либо же о том, о чем слышали от своих близких друзей. Поэтического вымысла в хвалебных песнях не существовало по следующим причинам: во-первых, в то время люди еще не осознали саму концепцию понятия «творческий вымысел», во-вторых, о правдивости творения скальда судили десятки человек.

Интересным подвидом драпы является также щитовая драпа, которая сочинялась скальдом в благодарность за то, что конунг дарил ему какой-либо значимый подарок – чаще всего щит – на котором был изображен тот или иной сюжет, который и описывал искусник в своих стихах в благодарность за такую щедрость со стороны конунга. Наряду с щитовой драпой существовал также «выкуп головы» – это такие песни, которые сочиняли скальды, дабы избежать смертной казни: конунг давал время на сочинение хвалебной песни в его честь, и в случае удачи скальд, попавший в немилость, избегал своей прискорбной участи.

Многие хвалебные песни, благодаря своей достоверности и отсутствию намеренного вымысла, сегодня могут являться хорошим источником для научных изысканий: в них содержится даже больше полезных исторических сведений, чем в сагах, откуда и берутся куски этой древнескандинавской поэзии. Поскольку специально записывать скальдические произведения начали только после 13-ого века, многие из работ сохранились лишь в качестве упоминания в сагах.

Наравне с хвалебными песнями, одним из главенствующих жанров была и, наоборот, хулительная песня – нид. В противоположность хвалебным, такие песни сочинялись в адрес недругов или обидчиков. На самом деле, из-за таких стихов скандинавы даже развязывали войны, так как считалось, что нид обладает прямо-таки магическим воздействием: навлекает недуги и даже смерть. Кроме того, нидом скандинавы называли не только поэзию такого рода, но и жердь с надетым на нее лошадиным черепом, что является сильным руническим знаком. В скандинавской культуре хулительные песни тесно связаны с рунической магией, и неспроста. Существует множество легенд о том, как скальды оказывали прямое влияние на своих врагов нидом. Так, есть немало известный рассказ о «Ярлове ниде» скальда Торлейва. «Когда ярл Хакон Могучий (974–994) отобрал у Торлейва его товары, сжег его корабль и повесил его спутников, Торлейв, переодетый нищим, пробрался в палаты ярла и получил разрешение сказать сочиненные им стихи. Ярлу сначала показалось, что Торлейв прославляет его и Эйрика, его сына. Но вдруг на ярла напал страшный зуд, и ярл понял, что стихи Торлейва — скрытый нид. Когда Торлейв начал говорить центральную часть своего нида, в палате стало темно, все оружие пришло в движение, многие были убиты, и ярл упал без сознания. У него отгнила борода и волосы по одну сторону пробора, и он долго пролежал после этого больной».

Помимо бранного смысла, нид таил в себе и смысл сатирический: именно благодаря этому жанру скандинавской поэзии сатира смогла зародиться как художественный жанр. Хулительная песнь – первый жанр, где авторы «учились осмеивать».

Итак, скальдическая поэзия, которая не особо популярна и упоминаема сегодня, в свое время стала истоком зарождения таких значимых вещей, как понятие авторства и сатиры, а также подвела поэтов к осознанию художественного вымысла – поворотный момент в истории художественного письма. «Тихие и незаметные» древнескандинавские скальды, о которых многие из нас даже никогда не слышали, сделали огромный вклад в развитие литературы! На сегодняшний день существует немало интересных исследований, и все из них, естественно, не получится уместить в такую короткую статью-обзор. Поэтому, если вдруг Вы заинтересовались этой темой, подробнее узнать о ней можно благодаря статьям М.И. Стеблин-Каменского, выдающегося исследователя скандинавской поэзии, а также прочитав книгу «Поэзия скальдов» Гуревич и Матюшиной.

Показать полностью

Фотопроект "Reflection"

Without reflection, we go blindly on our way. (c) Margaret J. Wheatle

Достигая более-менее сознательного возраста, мы выбираем для себя дело, которому посвятим, возможно, всю свою жизнь; дело, которое станет основной сферой самореализации. Нашу профессию. Однако как часто эта профессия пересекается с тем, чем мы мечтали заниматься в детстве? Кто-то из нас действительно смог воплотить свои детские мечты так, как представлял это в самом юном возрасте, другие же нашли для себя что-то иное. Этот фотопроект – небольшой диалог с внутренним ребенком каждого. Ведь когда-то всем приходит на ум тот самый вопрос: «А стал ли я тем, кем всегда хотел стать?»

Фотопроект "Reflection" Искусство, Фотография, Творчество, Фотопроект, Психология, Длиннопост
Фотопроект "Reflection" Искусство, Фотография, Творчество, Фотопроект, Психология, Длиннопост
Фотопроект "Reflection" Искусство, Фотография, Творчество, Фотопроект, Психология, Длиннопост
Фотопроект "Reflection" Искусство, Фотография, Творчество, Фотопроект, Психология, Длиннопост
Фотопроект "Reflection" Искусство, Фотография, Творчество, Фотопроект, Психология, Длиннопост
Фотопроект "Reflection" Искусство, Фотография, Творчество, Фотопроект, Психология, Длиннопост
Фотопроект "Reflection" Искусство, Фотография, Творчество, Фотопроект, Психология, Длиннопост
Показать полностью 7

Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023

Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Фоторепортаж "Как прошёл концерт-лекция?" Брест, 2023 Фотография, Лекция, Длиннопост
Показать полностью 11

Космицизм в кино

Хоррор – один из самых популярных жанров сегодня как в кино, так и в литературе. Однако часто ли мы задумываемся над тем, кто проложил эту тропу ужаса, страха и адреналина, впоследствии так полюбившуюся многим из нас? Что ж, сегодня поговорим об отце сверхъестественного ужаса в литературе – Говарде Филлипсе Лавкрафте – и о том, почему его представление настоящего, чистого ужаса не так-то просто продемонстрировать в кино.

Космицизм в кино Искусство, Фильмы, Говард Филлипс Лавкрафт, Экранизация, Творчество, Научная фантастика, Статья, Рецензия, Писатели, Длиннопост

Для начала немного о самом писателе. Говард Филлипс Лавкрафт родился в 1890 году и за свою жизнь успел ни много ни мало повидать и Первую мировую войну, и Великую депрессию. Детство Лавкрафта не было спокойным: отец умер, когда Говард был еще ребенком, так что всеми финансовыми вопросами и воспитанием маленького Лавкрафта занимались его мать и тетушки. В обучении ребенка принимал участие и его дедушка, именно благодаря которому Говард Филлипс с самого детства развивал свою фантазию и знакомился с мирами ужасов. Дедушка рассказывал внуку страшные истории, которые позже вдохновили вундеркинда на создание своих вселенных и мифических существ.

Лавкрафт любил науку, в частности, больше всего он увлекался химией и физикой, и потому любил школу, хотя нельзя сказать, что в школе он чувствовал себя всегда комфортно. Говард не был общительным ребенком, у него было слабое здоровье, что часто становилось причиной его неоднократных «срывов», из-за которых он был вынужден то и дело прерывать обучение. По этой же причине писатель не смог окончить среднюю школу, о чем впоследствии глубоко сожалел.

Космицизм в кино Искусство, Фильмы, Говард Филлипс Лавкрафт, Экранизация, Творчество, Научная фантастика, Статья, Рецензия, Писатели, Длиннопост

Говард Филлипс Лавкрафт в детстве

Формирование вкуса и даже стиля самого писателя произошло под воздействием, во-первых, воспитания дедушки с его любовью к хоррор-культуре, во-вторых, конечно, его любимых авторов. Писатель сам не раз упоминал, что вдохновителем многих его работ стал Эдгар По. Пусть впоследствии Лавкрафт и станет более популярным в массовой культуре автором (многие из нас хотя бы заочно с знакомы с лавкрафтовской мифологией: Ктулху, ми-го и пр.), это не отменяет того факта, что «прочувствовать» его работы на сегодняшний день может далеко не каждый из-за специфики его стиля.

В отличие от «типичного ужаса» в понимании любого из нас: человек борется с чем-то пугающим наравне, или человек превращается во что-то страшное, или любая цепочка «страшных» событий, где центральной фигурой является человек, «ужас» Лавкрафта заключается совершенно в другом: это «кошмар» не антропного происхождения. То есть, когда человек выступает «никем» в излагающейся истории, он настолько ничтожен на фоне космических богов или других тварей, что является для них не более, чем пылинкой, которую никто даже не заметит. Лавкрафт думает о том, что будет, если вдруг человек поймёт, что он – никто в этой Вселенной? И есть то, о чём он даже помыслить не способен? Как помыслить немыслимое? Как описать неописуемое? Такие вопросы прослеживаются в каждом произведении автора, зачастую делая их весьма непростыми для прочтения.

Весь Деймос литературного героя Лавкрафта заключается в следующем: он не способен осознать то, что с ним происходит. Для этого у него не хватает широты сознания, способов чувств и восприятия. Он в постоянном конфликте, поскольку, на самом деле, представляет собой глубоко рационального человека, старающегося объяснить все в своей жизни с точки зрения науки, но неожиданно сталкивается с тем, о чем не способен рассказать. И вот этот внутренний диссонанс – «я не могу описать, но я постараюсь» - следует по пятам за литературным героем, делая его приключения еще более безумными. Читатель никогда не получит ни одного логичного описания от Лавкрафта. Здесь все построено на представлении о том, чего представить невозможно.

Кинематограф открывает для себя произведения Говарда Филлипса в 60-е года ХХ века. На экранах появляются фильмы ужасов по мотивам рассказов автора, и пусть какой-то сверхпоражающей компьютерной графикой они не отличаются, режиссеры стараются передать атмосферу оригинала всеми силами. Итак, для начала разберем фильм «Реаниматор» (1985), в свое время обретший довольно большую популярность, да и сейчас имеющий не такую низкую оценку (7,2 на IMDB).

Фильм повествует о молодом парне, Дэне Кейне, который живет обычной жизнью, учится в медицинском университете и встречается с премилой девушкой. Вдруг он знакомится с Гербертом Уэстом, новым студентом, приехавшим откуда-то издалека. Уэст просит разрешения поселиться в доме главного героя, обещая хорошую плату и тишину: ему нужна комната для занятий и подвал для своих небольших научных исследований. Дэн, вопреки уговорам своей девушки, соглашается, стараясь не обращать внимания на странности нового соседа. Собственно, с этого момента и начинается хоррор: исследования Уэста оказываются не такими уж небольшими и научными, и главным героям приходится столкнуться с последствиями неудачных пугающих экспериментов, в ходе которых погибают и живые, и мертвые.

Космицизм в кино Искусство, Фильмы, Говард Филлипс Лавкрафт, Экранизация, Творчество, Научная фантастика, Статья, Рецензия, Писатели, Длиннопост

«Реаниматор» - хороший фильм ужасов для своего времени, он содержит в себе как элементы романтической драмы, так и вкрапления боевика, чтобы зритель не заскучал. Картинка «Реаниматора» действительно получилась пугающей, пусть временами и кажется, будто с эпичностью режиссер переборщил, а комичная музыка и элементы эротики не совсем уместны. Тем не менее экранизация состоялась, благодаря чему мы сейчас и можем обсудить то, почему от Лавкрафта в «Реаниматоре» было не так много.

Как уже было упомянуто, у Г.Ф. Лавкрафта достаточно специфический стиль. Обычно его рассказы практически не содержат диалогов или динамичных действий, и мы просто наблюдаем череду событий глазами персонажа, а иногда это даже не событие, а один момент, который герой пытается описать в течение всей повести. Это относится и к произведению «Герберт Уэст – реаниматор». В этом случае литературный герой знакомит нас с несколькими историями (умещенными впоследствии в один фильм), и делает он это так: рассказывает о том, что уже было, делая акцент не на самом развитии событий, а на том, что при этих событиях чувствуют он с его напарником – уже известным нам Гербертом Уэстом. При этом изначально Уэст не выступает тихим безумцем, каким показан нам в фильме, он – обычный юноша, с огромной верой в силу науки и со стремлением открыть что-то исключительное, противоречащее затхлым, как он считал, умам профессоров. В этом и заключается вся суть: это история о том, как молодой гений, амбициозный студент, медленно сходит с ума и становится нервно больным, потому что полез туда, куда людям лезть не дозволено. Герберт боится того, что создал (чего мы не особо видим в фильме), и тем не менее с каждым новым чудовищем студент убеждается в своей правоте: за завесой смерти что-то есть, только вот что на самом деле, ему так и не удастся узнать.

Фильм пестрит драками, кровью и криками, в то время как рассказ передает мрачную атмосферу истории, в которой два жаждущих знаний студента проводят ночи на кладбищах и в самопальной лаборатории, пытаясь постичь то, что находится за гранью человеческого понимания и в итоге доводят себя до безумия. Что ж, так или иначе, рассказ Лавкрафта послужил подспорьем для неплохого триллера-боевика восьмидесятых, и это определенно не является чем-то негативным.

Более близким по духу к повестям автора является фильм «Цвет из иных миров» (2019). Картина повествует о семье Гарднеров: они проживают на небольшой ферме, занимаются фермерским хозяйством. В один из дней возле их дома приземляется объект, очевидно, из космоса, поскольку напоминает собой метеорит. Оказавшись под воздействием экстраординарного события, все члены семьи и сама ферма переживают кардинальные изменения, вызывающие у зрителя страх, непонимание и местами даже отвращение. Однако так и было задумано.

Режиссер выжал максимум из того, чем отличителен Лавкрафт: минимум диалогов, концентрация на природе, крайне близкая к воображаемой цветовая гамма, эпилептические кадры и полнейший сюрреализм в происходящем. Добавлены знакомые нам элементы хорроров (скримеры, пугающее музыкальное сопровождение), что помогает окунуться в атмосферу ужаса еще лучше, пусть это и не совсем соответствует источнику: картина «Цвет из иных миров» – изнурительная, медленно тянущаяся история, при прочтении которой появляются ощущения, будто ты очутился в центре пустыни без воды. События происходят крайне медленно, неотвратимость их предсказуема, и с каждой строчкой ты погружаешься все глубже в безумие фермы Гарднеров, ощущаешь беспомощность ученых перед космической загадкой, наблюдаешь за подступающим сумасшествием каждого из членов семьи по отдельности. Рассказ, на самом деле, совсем небольшой, однако Лавкрафт магическим образом заставляет нас прожить с каждой страницей, по меньшей мере, месяц.

Конечно, на экране такой роскоши себе позволить нельзя или хотя бы нежелательно, ведь тогда фильм становится слишком затянутым и тяжелым для просмотра, поэтому добавляется динамика, более активное взаимодействие персонажей и любовная линия. В отличие от «Реаниматора», здесь это показано без пошлости, поэтому кажется вполне уместным и оправданным. С продвижением сюжетной линии кадры фильма становятся все более хаотичными и абсурдными, отлично передавая ощущения героев, которые изначально пытались объяснить происходящее вокруг логически, но чем дальше они проживают окружающие ужасы, тем менее старательно пытаются найти ответы на свои вопросы. Они доживают отведенное им Вселенной время, понимая, что изменить что-то они не в силах. И пусть на экране не удается показать все так масштабно и величественно, как удается вообразить при прочтении самого рассказа, тем не менее, при просмотре «Цвета из иных миров» действительно можно ощутить что-то схожее с тем, о чем говорят «не антропный кошмар». Все происходящее вокруг героев пропитано не магией и не волшебством, а полнейшим отсутствием рациональности и чего-то объяснимого. Финальные кадры фильма вводят зрителя в еще большее замешательство, что, безусловно, является заслугой, а не недостатком.

Космицизм в кино Искусство, Фильмы, Говард Филлипс Лавкрафт, Экранизация, Творчество, Научная фантастика, Статья, Рецензия, Писатели, Длиннопост

«Цвет из иных миров» определенно отличается своим стилем от других хорроров, хотя бы потому, что в конечном итоге тут не дается пояснения тому, что все это время происходило на экране – это очень в стиле Лавкрафта. Нарастающий абсурд взращивает необходимую атмосферу, музыкальное сопровождение прекрасно дополняет ее, а старательно созданные спецэффекты не могут не радовать. Пусть, конечно, местами можно было показать и поменьше, ведь Говард Филлипс никогда не конкретизирует того, что выглядит пугающе: мы не знаем лица ужаса, о котором читаем. Безусловно, воссоздать такое в фильме намного сложнее.

Еще одним интересным примером фильма, связанного с творчеством Г.Ф. Лавкрафта является «Великолепный» (2022). Эта кинолента не является официальной экранизацией какого-либо из произведений упомянутого автора, однако одним из главных героев фильма выступает Гатаноэ – бог из лавкрафтовского пантеона. «Великолепный» является интересным феноменом: весь фильм выполнен в формате диалога, что полностью противоречит сути Лавкрафта, однако в некоторых местах имеет более тесную связь с его творчеством, нежели даже «Цвет из иных миров». Абсолютно хаотичная, безумная и претенциозная кинолента, которая, думаю, покорит сердца тех, кто увлекается творчеством «отца современного хоррора». Пусть, возможно, и не с первого просмотра.

Космицизм в кино Искусство, Фильмы, Говард Филлипс Лавкрафт, Экранизация, Творчество, Научная фантастика, Статья, Рецензия, Писатели, Длиннопост

В заключение хочется сказать, что, на самом деле, экранизировать произведения Лавкрафта – действительно задача не из легких. Вопросы, которыми задавался автор век назад: как показать ничтожность всего человеческого рода в рамках вселенной; как описать неописуемое; как заставить читателя испытать страх от понимания, что он ничего не значит в этом огромном пугающем мире, – вещи, подвластные не то, что не каждому кинофильму для демонстрации, но и не каждому человеку для воображения. Я думаю, масштабное покорение Лавкрафтом кинематографа еще ожидает нас впереди, и тогда всеобъемлющий космический ужас Говарда Филлипса Лавкрафта сможет развернуться во всей своей красе не только на страницах книг, но и на экране.

Показать полностью 5

Короткий метр "Something stupid"

Сегодня презентуем Вам короткий метр! :)

«Я часто думаю о том, как меняется мир вокруг, когда начинаешь взрослеть. Когда появляется неприятная рутина, которой в детстве занимались родители. И кажется, будто это действительно изменился весь мир, а не лишь твое восприятие. Вряд ли можно наслаждаться жизнью, когда ты «взрослый», если не поддерживать своего внутреннего ребенка. Быть взрослым – это брать ответственность за себя «маленького». Наверное, именно поэтому я отдаю предпочтение не ограничивать себя в вещах, которые другим зачастую кажутся глупыми и несерьезными. Иногда нужно вспомнить, что ты ребенок, чтобы понять, что ты уже вырос.» (с)

Посмотреть короткометражку можно по ссылке - пум :) Приятного просмотра!

Короткий метр "Something stupid" Фильмы, Кинематограф, Короткометражка, Творчество, Искусство
Показать полностью 1

Франческа Вудман: Говорить без слов

Франческа Вудман родилась 3 апреля 1958 года в городе Денвер, штат Колорадо, и сразу же окунулась в атмосферу творческой деятельности: мать Франчески была художницей-керамисткой, а отец – фотографом и живописцем. Поэтому неудивительно, что с ранних лет Вудман стремилась покорить общественность своим уникальным виденьем, необычным для такого юного возраста.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост
Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

Уже в 13 лет у девушки появился первый фотоаппарат, так и началась история Франчески как фотохудожницы, история, длиною всего в 9 лет. Однако, несмотря на такую короткую жизнь и карьеру в частности, Франческе удалось оставить нам около восьмисот фотографий и несчетное количество негативов, нашедших отклик в сердцах людей, вдохновляя их спустя десятилетия. Потому в этой статье справедливо рассматривать творчество Вудман не через призму ее смерти, как делают многие, а сосредоточиться на жизни в ее фотографиях.

Для начала обратимся к источникам вдохновения самой Франчески. Считается, что девушка в своих работах оглядывалась на творцов разных направлений эпохи Возрождения, так как часто бывала во Флоренции, которую по праву можно считать колыбелью Ренессанса. Атмосфера города могла вселять в Вудман уверенность в правильности ее решений, подтверждением этого является то, что самыми плодотворными для Франчески были периоды нахождения в Италии. Также несмотря на то, что уже к шестидесятым годам расцвет сюрреализма был давно позади, его приемы все еще использовались в различных областях творчества, что, несомненно, могло заинтересовать юную девушку и предопределить характер ее работ. Существует предположение, что свою лепту внесли такие люди искусства, как Ман Рэй и Клод Каон. И действительно, заметить определенную схожесть не составляет труда.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост
Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

Франческа Вудман имела уникальный стиль съемки: чаще всего это были автопортреты, изредка фото друзей, которые снимались на длинной выдержке. Это помогало создать ощущение душевных метаний, неопределенности, а иногда и паники, связанной, возможно, с размышлениями о будущем, поисками себя, своего предназначения в этом мире.  Девушка экспериментировала с пространством на своих снимках, то появляясь в самых необычных местах кадра, то сужая рамки самой фотографии путем подбора ракурса и предметов в кадре.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост
Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

Как уже говорилось ранее, Франческа использовала себя как главный объект в работах, однако часто в кадре можно заметить самые разные зеркала и стекла, благодаря которым девушке удавалось модифицировать собственное тело, создавая гротескные изображения. Вудман брала абсолютно непримечательный предмет, с которым мы можем сталкиваться каждый день, и наделяла его совершенно иным смыслом, но в то же время не стремилась объяснить каким именно. Возможно, эта особенность и заставляет нас тщательно всматриваться в каждый снимок фотохудожницы.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост
Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

Передать словами мысль, которую закладывала в своих работах Франческа, невозможно. Ее необходимо прочувствовать. Мы же в свою очередь можем лишь попытаться разобрать некоторые снимки девушки.

Франческа Вудман: Говорить без слов Фотография, Искусство, Статья, Биография, Длиннопост

На примере этой фотографии можно уловить все особенности творчества Вудман. На первый взгляд перед нами девушка в легком, воздушном  сарафане, немного осевшая на пол. Однако чем дольше смотришь на эту работу, тем больше замечаешь деталей. Первое, что бросается в глаза, – это яркий контраст веселого платья в горошек и обстановки вокруг: облезшей стены и беспорядка на полу. Второе – это расстегнутое, возможно, даже разорванное сбоку платье. Эти детали заставляют смотрящего прочувствовать неопределенность, страх, тревогу – все это сама девушка ощущала на протяжении своего жизненного пути. Оголенные участки тела, которые присутствуют на многих снимках Франчески, подталкивают к размышлениям о потребительском отношении общества к женщинам, их душе, творчеству. Вудман бросает вызов естественности, канонам эстетики в целом, что делает ее снимки уникальными.

Несмотря на то, что творческий путь Франчески Вудман выдался чрезвычайно мимолетным, нельзя отрицать: девушка стала одним из самых инновационных и перспективных художников своего поколения. Ей удалось расширить границы экспериментальной фотографии и найти признание у аудитории как своего времени, так и нашего.

«Я изобретала язык, чтобы люди могли видеть», — так написала в своем дневнике девушка 19 января 1981 года — это стало последней записью Франчески перед уходом из жизни. И сейчас мы смело можем сказать, что у Вудман все получилось: ей удалось создать язык, которым может овладеть каждый. Язык, не ограниченный ничем, кроме фантазии.

Показать полностью 9

Визуальная новелла "The Geometry of Choice"

Сегодня презентуем Вам небольшую уютную историю в формате визуальной новеллы – историю о внутренней дилемме, труде ради мечты и разочарованиях. Эта игра стала для нас по большей части автобиографичной, и нам кажется, что многие моменты могут откликнуться у Вас, дорогие читатели и зрители, поэтому делимся! Пусть один день из жизни Марии Костулас станет и Вашим днем.
Скачать новеллу (предназначена для Windows!) можно по ссылочке - пум :)
Приятной игры!

Отличная работа, все прочитано!