«Flames of war»
Выстрел в член длинной в 5 лет (и он еще в процессе).
Дисклеймер: обзор написан ностальгирующеим дедом, все попытки объяснить деду, что все было не так, будут разбиваться об воспоминания о бурной молодости деда.
Что это такое?
Варгейм о Второй Мировой войне, танковые клинья и прочие прелести мировой мясорубки на полях битвы.
Масштаб миниатюр (1 к 100) и общая организация правил позволяют устраивать как взводные пострелушки за стратегически важный деревенский туалет, так и сражения целых рот, с поддержкой авиации, артиллерии и других батальонов усиления.
Сколько вы потратите на это денег?
От пары тысяч (спасибо Звезде за дешевые танки) до сотен тысяч (как же жить без дивизии Герман Геринг в полном составе по штатам на 44 год?).
Но запомните главное, если Вам кто то рассказывает: смотри вот классная $название игры$, ты там армию за 5-10 тысяч соберешь - не ведитесь, сами не заметите как общий ценник моделей будет достигать 100000+, полочки забиты нераспакованными коробками, Вы уже собираете 3 армию, а Ваша жена собирает Вам вещи на выход.
Немного социологии
Для тех кто не в теме варгеймов сделаю небольшое отступление - в целом вся аудитория покупающая миниатюры для любой настольной игры (хоть Вархаммера, хоть Наполеоники) делится грубо говоря на 3 категории:
Фанаты историчности/ лора - «Я с тобой играть не буду - у тебя в 45 году советские пехотинцы в форме без погон»; «Как ты мог! Мы с тобой играем на март 42 года, а у тебя дивизия по штатам апреля!!!»; «А с Кхарном такие парни вместе ходить не могут, бэк не позволяет». Сильно зависит от человека, кто-то тебе может задвинуть интересную лекцию на тему применения пак 40 в войсках (возможно против твоей воли), кто-то будет выказывать свое фи на твой неправильно нанесенный камуфляж на танки. Отдельно стоит историчка типа черного пороха и тп - уж если Вы решили залезть в варгейм который только для воссоздания различных битв и существует, то будьте готовы слушать предъявы за неправильный цвет пуговиц и пить коньяк в больших количествах, это неотъемлемая часть варгейма.
Паверплейщики - люди пытающиеся найти самый сильный набор отрядов из возможных по правилам. Если человек шарит, и Вы неплохо разбираетесь в игре, чаще всего Вы можете заранее сказать что Вас переиграли и уничтожили еще до этапа расстановки миниатюр. В особо запущенных случаях играют на определенный формат (количество очков, на который «покупаются» миниатюры в конкретную партию) и найдя там золотой состав просто унижают всех оппонентов своей крутостью (ну хоть про мамку не вспоминают и на том спасибо).
Все игроки в определенной степени входят в одну из этих групп, и по территории СНГ преобладают паверплейщики во всех распространенных варгеймах. С одной стороны им проще организовываться в турниры и прочие активности, с другой стороны был и есть ЕТС - европейский турнир по крупным варгеймам, и все игроки, которые играют в «спортивную» версию настолки так или иначе ориентируются на них и их результаты. При желании всегда можно найти тех, кто будет схож по своим принципам игры с тобой, и Вы небольшой компанией будете рубиться на кухнях/ дачах этого маленького кружка, но средняя температура по стране в клубах настольных игр именно такая. Следует понимать что ЕТС по FoW играется только по одному периоду в один год, что задает тренд во что играют в клубах в этом году, если объявили что в следующем году играют late (что это такое - описано чуть дальше), все играют в late и найти игрока на другой период может быть очень сложно.
PS. Есть еще конечно панки от настолок - это игроки в БТ, там своя атмосфера.
PPS. Хз с текущей ситуацией вообще берут нас на ЕТС или нет, может быть сейчас все не так, раньше игроки, которые отбирались на ЕТС, были основными массовиками затейниками.
Как это устроено?
Вся ВМВ поделена на 3 периода - early (1939-1941), mid (1942-1943), late (1944-1945), в рамках которых Вы будете играть. Да, условный Pz 3 и Т34 есть во всех временных отрезках (и мужики с винтовками в фффформе, ага), но их боевая ценность (и стоимость в очках) в зависимости от периода будет меняться. И армии набранные по листу из одного периода воевать с армиями из другого периода не могут физически, но вот в рамках одного периода армии одного блока воевать между собой могут, особенно если Вы будете ходить на турниры. Так что не удивляйтесь, что в вроде как исторической игре, у Вас сражаются между собой два гвардейских полка Советской армии, так получилось.
Просто накупить понравившихся танчиков и начать их двигать по столу не получится, Вам будет необходима книга правил и книга на определенный ТВД за выбранную сторону. Они выходят парами - например День D: одна книга для США и Британцев, вторая для Германии, аналогично операция Багратион - одна для СССР, вторая для Германии. Исходя из этого очевидно что контента для Германии всегда больше, чем для любой другой страны. В книгах на ТВД будут отдельные листы армий, по которым Вы можете набирать войска, у некоторых будут особые спец правила отражающие их действия в текущей боевой обстановке.
Роты бывают трех типов - пехотные, моторизованные и танковые, в зависимости от того, какую вы выберете костяк Вашей армии будет различаться, да в танковую роту можно (и нужно) брать некоторое количество пехоты и наоборот, но основная часть войск у вас будет соответствующая, и тактика Ваших действий должна это учитывать.
У всех войск есть 2 главных характеристики, которые будут общие для одного листа армии - мотивация (Reluctant, Confident, Fearless) и обученность (Green, Trained, Veteran) - толку от призывника в Германии 45 года, даже если он на Пантере, когда он на ней ездил в учебке 2 недели, и он и так понимает что война уже проиграна. Они будут влиять на 90% действий отрядов - чем лучше эти характеристики, тем проще эти действия выполнить. Но тут входит в игру баланс и стоимость одной модели с рейтингом Fearless Veteran будет значительно выше Reluctant Green, несмотря на то, что это будут абсолютно одинаковые модели (хоть пехота с винтовками, хоть т34).
В игре есть главные страны - Германия, СССР, Британия и США (ее, конечно, нет в early, по очевидным причинам), они представлены во всех периодах, у каждой страны есть свои общие на любой период особенности (у США, например, наличие связи в войсках, что позволяет любым командирам отрядов наводить артиллерию без штрафа) что немного меняет стиль игры даже схожими армиями за разные стороны. А есть и малые, от Японцев и Румын до Франции и Италии, они обычно представлены как несколько листов армий в нескольких книгах ТВД идущих дополнением к основным странам.
Как воевать то?
Вы выбрали страну, выбрали период, армию собрали по понравившемуся листу, даже нашли оппонента или целый турнир. Пора рассказать что будет собственно происходить на столе.
В любой игре одна из сторон будет обороняться, и в зависимости от типа миссии это будет или маленьким отличием (при лобовом столкновении) или серьезными различиями (например обороняющемуся необходимо вырваться из окружения) и один и тот же стол заставленный лесами, холмами и домиками может как оказаться удобной линией обороны, так и серьезным препятствием на пути прорывающихся, подчас даже без активных действий противника, 10 застрявших в лесу Pz 4 из 10.
Основная механика - видоизмененный вархамер, т.е. Вам нужны кубики, рулетка, шаблон для площадного оружия (один на все), ходите по очереди в одинаковой последовательности всю игру. Отряды и армия в целом могут сбежать по морали, причем приданные корпусные усиления в счет отрядов не идут, если костяк выбили - артиллерия и другие приданные отряды поддержки пакуют чемоданы и едут в сторону тылов.
Главный плюс в базовых миссиях - они очень разнообразны по условиям, при составлении армии Вы должны понимать, что Вы можете оказаться в различных ситуациях. Например, когда у Вас 40% армии будет в резерве, он может начинать приходить или в разных случайных частях стола, или начиная с 3 хода. Или вообще бой может начаться ночью или перед закатом и в определенный момент игры через пол стола стрелять не будет возможности, так как будет просто темно. А в дополнении всего у оппонента может быть несколько отрядов в засаде - в любой свой ход, он может их выставить так, как будто они всегда там были, и устроить Вашим прорвавшимся танкам теплый прием залпом в борт, ну или вы ему.
Игровая механика и удачные действия оппонента будут буквально сами Вас заставлять учить теорию расстановки войск - прячем артиллерию на закрытых позициях, ПТ пушки прикрываются пехотой, и ждут пока коробочки подъедут поближе, что бы жахнуть наверняка. Танки одни никуда не ходят, и главное не пытаются прорвать неподавленную оборону противника, ну а если ПТ подавлены, то можно и намотать пехоту на гусеницы, так как расстреливать ее окопавшуюся можно еще пару часов (и как тут всю картину портят немцы обмазавшиеся панзерфаустами и панзершреками).
Немецкая атака с борта вещь в себе - или ты гордо всех перестрелял/ разогнал или смотришь на десяток горящих машин и грустно говоришь оппоненту спасибо за партию.
Зенитки вещь ненужная, ровно до момента прилета самолетов противника, а ахт ахт (немецкая зенитная пушка) - вообще палочка выручалочка немецкой армии на протяжении всей войны, которых всегда мало, а враг всегда хочет их видеть как можно реже (и как можно дальше от своих танков).
Тут можно найти все - от распространенного Pz 4, до творений сумрачного немецкого гения Штурмтигра (они были аж в двух расписках в количестве двух штук) или Хеншель 129B3 с 7.5см бабахой, которая множит на 0 танки противника. «Бумажных» танков в игре нет, но весь почти весь арсенал воюющих сторон представлен и с исторической точки зрения корректен. Что может породить некоторые сложности, как с точки зрения покупки моделей, например плавающий Sherman DD, для Дня D, так и с игровой - КВ на early то еще вундерваффе, его кроме как ахт ахта и пробить то нечем, что нивелируется их огромной стоимостью, но при грамотных действиях он Вам только потреплет армию, а цели миссии выполнить не помешает.
Ну и конечно тут не обошлось без личностей - танковые асы (Кариус очень злобный) всех мастей, известные сержанты, лейтенанты со своими спец правилами. Да, Жукова тут нет, так как командование армией не вписывается в местный масштаб действий, но полевые командиры присутствуют.
К каждому отряду продаются карточки, которые прям максимально хороши. На них есть вообще все что нужно знать об отряде - какое у него оружие, какие характеристики, какая броня для техники, спец правила, если они есть. Также в игру в последней редакции добавили карточки как часть снаряжения армии - хоть Фауст патрон для отряда (раньше он просто покупался как снаряжение, с чего я горю адским пламенем), хоть особая организация дивизии со своими плюсами и минусами, и наконец на сдачу банальные разовые перебросы очень важных кубиков.
Да, сразу скажу, что СССР тут все таки выглядит больше как зерги, отряды больше, чем у остальных фракций, ходят только толпой, в пехоте почти всегда есть комиссар, который будет расстреливать, в некоторых листах есть способность взять и выслать новую волну. Но, техника СССР мощна и бодра, арт дивизионы страшны, а гвардейские полки, особенно под конец войны по внутриигровому «профессионализму» не уступают немцам. Но без клюквы конечно не обошлось, еще как пример: Советские огнеметные танки - единственные в игре, которые не боятся давить гусеницами пехоту.
Почему выстрел в член то?
Разработчики игры начали переход на 4 редакцию правил уже 5 лет назад и тут все пошло не по план - вместо быстрого и решительного запуска конвейера выпуска книг по ТВД (не забывайте что в игре 3 не пересекающихся периода) книги начали выходить по одной раз в год (все стороны в одной операции считаем за одну, хоть и технически их несколько). В итоге даже 5 лет спустя их удручающе мало, и по early периоду до сих пор нет вообще (sic!, тут может мне прилететь тапком, но я так и не нашел ни одной актуальной книги). По итогу огромный багаж книг отменили, а новых просто не дали. Да, там был эпичный провал с аутсорсом, но разработчику такое ощущение что вообще пофиг на это и у него все идет по плану.
Прекрасный FoW который мы потеряли
А сейчас я Вам расскажу как было замечательно в 3 редакции.
Пони ходили в штыковую через колючую проволоку на ничейной земле… Не та игра.
Помимо огромного разнообразия книг по ТВД, было большое количество спец правил, которые существовали ради аутентичности - пересечение рек, спецправила лыжников или горных пехотинцев, воздушных рот, высаживающихся на планерах на поле битвы и другие более мелкие вещи. Да их не использовало 99% игроков, а на турнирах вы такие карты или армии просто не увидите, но в остальном, для желающих, это было прекрасное подспорье для отыгрыша любых интересных игр. Чего стоила книга по Дню D: там и специальная расписка для прибрежных укреплений, и американцы поддерживаемые крейсерами из за карты. Большие газонокосилки на Шерманах и Черчиллях были очень полезны в бокаже Франции и так далее, и так далее.
Но самый сильный для меня удар был обезличивание листов армий, если раньше можно было найти:
заград роту СС (кстати такой у Советов я не помню),
Американских Нисэйев (японцы с американским гражданством), которые ходят в Банзай атаки,
безоружные инженерно-строительные отряды СССР, да клюква, но это берется в ограниченном
количестве в качестве «усиления» за копейки,
могучий ШИСБР прошибающий тараном любую оборону
и продолжать можно тако ооооочень долго.
Отдельным фаном было брать кампфгруппы Германии, особенно создаваемых под конец войны - забудь о нормальной организации: до 4 Pz 4, 5 пантер, 3 штуга и немного разнородной пехоты, вот и все что ты можешь взять - армия мечты просто. В каждой книге помимо таких особых кадавров были роты by default, на основе нормальной штатки, расписанные на основе одной из реально бывших на этом ТВД, но это было 30% от общего количества. Сейчас же все роты в книге такие обезличенные, и чего то странного и непонятного (я его слепила из того что было, а то что было, то и послали на фронт), ломающего нормальный ход игры за счет спец правил или нестандартного соотношение сил в выборе просто нет.
Аналогично подорвали жопу всем клепочникам - вместо моих любимых 387 модификации Pz 3 осталось только 2 short и long во имя упрощения, и живи с этим.
Убрали зачем то тяжелую артиллерию, остальную ослабили так, что она стала не грозным оружием, а подпоркой.
А главное, убрали еще 1 вид армии - фортифицированная пехота. Да, опять же, это редко используемый вид армии, но он прекрасно занимал свою нишу и заставлял других игроков всегда думать, а если прийдет кто то на турнир с километрами колючки, мин, бункерами, я это как ломать то буду??? Я всего один раз за 8 лет игры видел миссию, сделанную специально, если вдруг 2 таких роты сойдутся в бою.
Отдельного места в этих листах занимает Французский лист, который с собой таскает развалины средневекового форта (в том плане что они перед игрой на уже расставленный стол берут и выставляют это чудо занимающее треть стола).
Помимо этого сломали ранее простой и понятный принцип выбора атакующего в играх: танковая рота > моторизованная рота > пехотная рота > фортифицированная пехотная рота. При этом часть листов могли ломать эту последовательность - всегда защищаются или всегда атакуют, что тоже добавляло интереса на этапе выбора листа армии. До сих пор помню лицо игрока на королевских тиграх (всего 7 танков и пехоты по мелочи), которому я, играя за пехотную роту говорю - я тебя атакую, убирай более 50% в резервы, они у тебя будут приходить после 3 хода.
А еще там были книги кампаний про пехотных или танковых асов с прокачкой в стиле РПГ, а также куча специальных сценариев, для отдельных совсем ищущих приключений, да.
Что в итоге?
Flames of war — наихудший варгейм, если не считать всех остальных по этой тематике. Серьезно, не смотря на то, что дед перестал пить таблетки, что я тут писал 4 редакция проста для вхождения, особенно если Вы уже играли в другие варгеймы, купить к ней миниатюрки проще простого, по ней есть достаточно большое комьюнити (не уровня MtG или Warhammer’a, но все же), играя в нее вы волей-неволей узнаете много фактов из истории и скорее всего захотите узнать еще. У нее нет серьезных проблем с балансом (когда нибудь я напишу пост почему не стоит играть в настольные игры от GW). А главное - у него нет ни одного серьезного конкурента на рынке. В нее можно играть как в серьезную историчку, так и обычный варгейм типа Warhammer'a без забивания головы клепками, камуфляжами и прочими срачами на тему правильного цвета фельдграу. Ну а если захочется глубины или чего то нестандартного, всегда можно подбить кого-нибудь на сценарий или кампанию по третьей редакции.
Советские войска сконцентрировались перед броском
Советские войска рвутся к центру Берлина
Немецкая артиллерия под прикрытием СЗУ и фольксштурма
Помогите Даше найти чертового наводчика
Берлинское метро
PS
Эти же ребята делают на том же движке игры по вьетнамской и арабо-израильским войнам, а также по третьей мировой в формате ОВД против НАТО, но у них и с балансом проблемы и комьюнити просто мизерное, так что пробуйте только на свой страх и риск.
PPS
Отличная история от моего знакомого - он как то раз зашел со своими немцами из дивизии СС, покрашенными правильно, со всеми причитающимися знаками в клуб настольных игр в Австрии. После того как он это расставил на стол, подбежал администратор с круглыми глазами и попросил его покинуть помещение со своей пропагандой.
PPPS
У этой игры великолепный армибилдер от разработчиков, любой лист стоит от 1 до 3$, плюс можно выкупать все листы из книги с дисконтом. Если бы не текущие проблемы с оплатой цены б ему не было. В нем есть листы и по 3 и по 4 редакции.
Настольные игры
3.4K пост11K подписчика
Правила сообщества
Основное и единственное правило для постов: здесь обсуждаются только хардовые настолки, компоненты которых можно пощупать руками. Никаких компьютерных, планшетных, и прочих электронных игр.