Еще раз об Илье Ефимовиче
Уже писал о художнике И.Е.Репине в посте: "Не ждали" расшифровка картины.
Помимо прочего, Репин известен своей любовью к переписыванию собственных картин. Стремление к перфекционизму, можно сказать, было проклятьем великого художника. Чуть ли не в каждой, даже уже законченной картине, он пытался что-то дописать, улучшить, иногда дело доходило до курьезных случаев.
Фото Репина, 1909 год.
Известно, что одним из самых страстных собирателей (и покупателей) картин Репина, был его друг – Павел Михайлович Третьяков.
И вот, в один из дней, когда Павел Михайлович был в отъезде, на пороге третьяковской галереи возник Репин с этюдником и красками. Возник-то и возник, однако, с порога, он направился к своей картине «Не ждали». Мало того, попросил принести лестницу.
Хранители напряглись и задали вполне резонный вопрос: что он собирается делать и зачем лестница?
Мало смутившись, Репин заявил, что хочет подправить лицо на картине (уже купленной и выставленной в галерее!), и что Третьяков в курсе.
Хранители знали о дружбе живописца и собирателя картин. Делать нечего - принесли лестницу. И Репин принялся подправлять лицо вернувшегося ссыльного.
Думаете на этом остановился?
Закончив с "Не ждали", Репин потянул лестницу к картине: "Иван Грозный и сын".
Хранители немного напряглись.
"Вот я немного трону краской голову Ивана Грозного, " - заявил художник.
После его «троганья», голова значительно изменилась в тоне.
А Репин, между тем, войдя во вкус, к ужасу сотрудников, уже перетаскивал лестницу и краски к картине "Крестный ход в Курской губернии"...
Нечего и говорить, что Третьяков никак не был в курсе намерений художника. Вернувшись домой и увидев правки, меценат был возмущен до крайности.
Портрет П.М.Третьякова, работы И.Е.Репина.
Хотя, справедливости ради, известен случай, когда на этот раз Третьяков переделал картину Репина.
Речь идет о портрете Л.Н. Толстого. Уже после того, как картина была куплена и выставлена в галерее, Третьякову показалось, что у Толстого очень румяное лицо. Особенно лоб.
«Будто он из бани!» — недовольно говорил Павел Михайлович. И все допрашивал Н.А.Мудрогеля – сотрудника Третьяковки: «Вы видели Толстого. Не такой же у него румяный лоб?»
Так ходил он вокруг портрета с месяц, пока, наконец, не решился:
«Принесите-ка краски, масляные и акварельные».
Взяв кисти в руки, Третьяков залиссировал румянец и убавил красноту на портрете Толстого. Так портрет и остался, поправленный Третьяковым.
Страница автора на АТ. Рекомендую обратить внимание на роман "Истории на песке"... но можно и не обращать.