Детство в Эфиопии часть 5
Всем привет. Я снова на связи. На прошлой неделе было очень много работы поэтому "мемуарами" заняться не получилось.
Но я намерен довести дело до конца, поэтому можете не беспокоиться - новые части будут выходить в разумные сроки.
Хочу ещё сказать, всем спасибо за тёплые комментарии. Очень приятно было почитать бывших "эфиопов". У меня создалось впечатление, что мои посты затронули тему, которая не была в полной мере "отрефлексирована" и осмыслена многочисленными детьми, которые выросли за рубежом. Надеюсь, что будут поступать и новые посты и комментарии на эту тему.
Я же хочу продолжить свою серию детских "мемуаров".
Мне кажется, что многих читателей интересует вопрос - как мы чувствовали себя в чужой стране? Были ли мы счастливы, скучали ли по Родине?
Я не могу сказать, как ощущали себя взрослые, но могу с уверенностью сказать про детей, что периодически мы очень скучали по Советскому Союзу (до того как это стало трендом).
Эта тоска в иммиграции проходит незаметно, такой тонкой нитью, которая кажется незаметной в повседневной жизни и для ребёнка, как мне кажется, это прежде всего связано с климатом.
Эфиопия, это прекрасная страна с идеальной погодой. Сухой климат, среднегодовая температура в Аддис-Абебе 16 градусов. Днём обычно стоят комфортные 22-24 градуса и нету зимы. Вместо зимы, в летние месяцы начинается сезон дождей. Дожди идут почти каждый день и это не наши хилые российские дождички, в Эфиопии всё на максималках. Сначала на небе собираются тяжёлые грозовые тучи, которые застревают в окружающих Аддису горах, где-то вдалеке вспыхивают неторопливые молнии, а потом внезапно, без предупреждения в виде маленьких капель включается ливень, как будто кто-то переключил смеситель в ванной.
Папа пытался фотографировать в сезон дождей, но к сожалению цветная сотая плёнка не держала и он быстро забросил эту идею. Но здесь на фото видно, как низко плыли тучи. Ведь Аддис-Абеба находится довольно высоко в горах.
Ещё немного зимней тревожной Эфиопии. Синяя машина - это местная маршрутка, переделка из легкового Фиата. Вмещалось туда по 10-13 человек. Сзади был кондуктор, который всегда громко кричал маршрут. Наши люди на них никогда не ездили.
Ливень зачастую такой силы, что из Зелёного дома просто не видно было Белый. По "Кашаша-стрит" стразу начинали катиться бурные потоки коричневой воды, в которой было смешано все - мусор, канализация, неубранные вовремя вещи. Я помню один раз как наблюдал и окна, как пожилая эфиопка поскользнулась и её буквально утащило вниз по улице вместе бурным с потоком воды. У нас же экстремальным развлечением были - перебежки из Зелёного дома в Белый. Это сидя в уютной квартире, кажется, что пробежать две сотни метров не такая уж серьёзная задача, но для маленьких детей бегущих под хлещущими с неба потоками воды, бежать в тумане дождя было настоящим экстримом. И когда ты добегал до Белого дома, то несмотря на болоньевые куртки, резиновые сапоги и зонтики все поголовно оказывались мокрыми насквозь.
В Белом доме на втором этаже был холл с теннисным столом и там на нём мы раскладывали наши вещи чтобы высушиться.
Грозные ливни заканчивались точно так же как и начинались - на небе просто закрывали кран и как ни в чём не бывало появлялось солнце предлагая оценить ущерб народному хозяйству Аддис-Абебы. В некоторых случаях двор возле Белого дома, как стоящий чуть ниже, оказывался по щиколотку залитым водой, поэтому мои синие резиновые сапоги были не роскошью, а необходимостью. Разумеется, потом были все стандартные развлечения - запуск корабликов, ходьба по лужам и игра в "Индиану Джонса". Да, в офисе на видеомагнитофоне мы уже посмотрели этот фильм с Гаррисоном Фордом, раньше чем все в СССР и он прямо сильно тронул струны моей детской души. И тогда мы начинали играть в приключения археолога в шляпе, ведь под рукой было всё - экзотическая страна, бурные водоёмы, и мост над пропастью в виде забора, стоящего в глубокой воде. Почему я это запомнил? Всё просто - когда в очередной раз отважный археолог преодолевал пропасть с бурной рекой внизу, я глубоко расцарапал себе тыльную сторону кисти левой руки. Прошло уже больше 30 лет и шрам сильно ослаб и уменьшился, но в косом свете его до сих пор видно. Раньше он меня раздражал, а теперь я смотрю на него и всегда улыбаясь вспоминаю свои смелые приключения в дебрях Африки и явственно помню именно тот дождливый день.
Иногда вода выходила, а иногда заливала двор возле Белого Дома так, что взрослым приходилось притаскивать огромный дизельный насос, который тарахтя, часами откачивал воду, в том числе из подвала Белого дома, где в подъезде на стенке осталось огромное чёрное пятно от выхлопа мотора.
Когда же сезон дождей заканчивался, вся детвора радостно гуляла во дворе. И тут в наших занятиях мы ничем не отличались от советских девчонок и мальчишек. Самым любимым занятием у нас дворе днём была детская "водная" Зарница. Как вы помните, врачей во дворах было полно. А что есть у врачей? Правильно - стетоскоп, белый халат и шприцы. И вот шприцы были главной нашей драгоценностью. Особенно котировались 15-20 кубовые и 30-кубовые монстры (а ещё круче - если с резиновым поршнем), которые мы просили родителей привезти из госпиталя. Мы заполняли их водой, обвешивались ими как матросы патронташами и играли в Каунтер-Страйк нашего детства. Все варианты - команда, на команду (партизаны против фашистов) и каждый за себя. Кто промок, тот выбывает, пока не быстро не высохнет под африканским солнцем. Во дворе, было много "нычек", а разбитые на первом этаже торцевые окна подъезда Белого дома, давали огромное поле для манёвров и кемперства. После этих войн двор был забросан поломанным шприцами, но тогда было ещё не то время, когда шприцы, валяющиеся в подъезде говорили о чём-то плохом, нам нескоро предстояло узнать, что это означает не только весёлую игру.
Также, в наш двор из СССР проникла и другая детская забава - дневники, которые вели девочки. Именно из них я узнал свой знак зодиака и перспективы своих дальнейших отношений со слабым полом)) Что-то сбылось, лол.
Другой народной детской игрой была - покорми орла. Дело вот в чём, если задрать голову и посмотреть в синее африканское небо, то можно было заметить, двигающиеся там тёмные точки. Это были орлы, парящие в высоте. Обычный африканский орёл, расправлял крылья и лежа на потоке воздуха планировал над городом. Когда выкидывали всякую мясную требуху на помойку, я заметил, что орлы с огромной высоты это видят и забирают их с помойки. Тут позавидовали бы современные БПЛА и спутники разведки. Мы просили наших мам не выбрасывать остатки от разделки мяса и набрав тазик этих мясосодержащих продуктов категории Б, начинали подбрасывать их над собой в воздух. Не проходило и пары минут, как одна из точек в высоте отделялась и начинала кругами снижаться. Вы продолжаете подбрасывать требуху. Орёл уже близко, он аккуратно кружит над двором. И вот в один из бросков мяса, он как молния бросается к добыче, резко тормозит и разворачивается на 180 градусов прямо в воздухе красиво распушая крылья и хватает кусок мяса своими когтями, немного проваливается от потери скорости, но тут же быстро начинает набирать высоту. Они обычно садились на старый засохший эвкалипт рядом с двором и там разделывали свою добычу. Мы до того прикормили орлов, что был случай, когда самый наглый из них вырвал рыбу прямо из рук женщины рядом с Зелёным домом, был удар крыльями её по лицу и много визга. Потом на нас ругались, чтобы мы прекратили их прикармливать
Весь день во дворе мы всегда обыскивали помойку пока не приехал мусоровоз. Кроме военного инвентаря, о котором я уже упоминал, мы искали картон, газеты и любое дерево. Также обдирали кору к неструганых брёвен, которые держали наш дворовый забор. Зачем?
Как только начинался закат, а он на экваторе очень быстрый - вечернего неба нету как факта (как я всё время радуюсь северным многочасовым сумеркам!), маленькие дикари собирались во дворе на костёр. В огонь шло всё, что было найдено за день на помойке и отодрано от забора. Это такое счастье - сидеть со своими друзьями и подругами и смотреть на огонь. Потом, кто-нибудь тащил картошку у мамы с кухни и мы запекали её в костре. Русские есть русские, даже в Африке! И потом была классика - родители, кричащие из окна - %username%! Домой! И ты тянешь каждую минуту, потому что эта минута самая важная и возвращаться домой никак нельзя! Там тебя только отругают, за то что ты грязный и весь пропах дымом.
Я говорил про детскую иммиграцию. Чего мне, выросшему в снежных зимах Дальнего Востока, и остальным детям так не хватало? Конечно же волшебства Нового Года! Мы его были по факту лишены. Да, мы с родителями ставили, старую маленькую искусственную ёлку, у которой выцвевшие на эфиопском солнце, пластиковые диски, изображали ветки. Откуда она взялась? Наверняка, притащили военные на транспорте. Да, посреди жары мы нарезали снежинки из листа бумаги и клеили их на мыло на стёкла подъездов. И да, родители отвозили меня в совершенно фантастический магазин игрушек на огромный рынок, который называли "Маркат"
На Маркате я как-то выбрал абсолютно чумовой набор солдатиков производства Гонконга, который лежит у меня до сих пор и с которым играет теперь моя дочь, которой сейчас столько же сколько мне тогда.
И да на Новый Год, приходил подвыпивший офицер в костюме Деда Мороза, но когда у тебя на улице +28 градусов, то атмосферы Нового Года нету. Это факт. Сами же эфиопы Новый год не котировали. У них вместо этого был Мескель.
Когда ты взрослый, то многие плевать хотели на Новый Год, лишь бы жилось комфортно, но для детей, это единственное время, когда ты можешь реально прикоснуться к волшебству, и мы этого были лишены. Был единственный раз, когда мы прикоснулись к новогоднему счастью. Однажды утром в воскресенье мы слышали сильный шум - оказалось идёт град, который громко стучал по окружающим лачугам. Никто не обратил внимание на него и мы просто готовились поехать на утренний детский фильм на базу. Но град не утихал, он шёл и шёл. Через час выглянув в окно я не мог поверить своим глазам - зимняя Аддис Абеба! Все было белым. Я быстро одел свою самую тёплую балоневую куртку и резиновые сапоги и выскочил на улицу, где уже резвились наши дети. Кругом лежали сугробы мелкого града. Картина зимнего города. Эфиопы все попрятались и не особо выходили на улицу, зато советские дети разошлись на славу. Конечно, мы кидали замёрзшими руками (варежек-то нет) ледяные снежки, которые больно разлетались на ледяные осколки, потом тут же скатали снеговика. Подъехал ПАЗ и мы отправились на базу. К нашему, расстройству пока мы ехали град активно таял и когда мы были в "офисе", градовые сугробы лежали только вокруг бассейна с золотыми рыбками. Когда мы вернулись во двор от снеговика вообще ничего не осталось.
Другой тоской по родине был бзик на продуктах. Вы просто не поверите, но второй раз я такое же испытал когда жил в южном Китае. Я как сейчас помню, больше всего хотелось съесть две вещи - чёрный хлеб и яблоки.
В Эфиопии при полном товарном изобилии совершенно не было этих двух продуктов. Импортные яблоки стоили каких-то бешеных денег в долларах и родители никогда их не покупали, а чёрного хлебы просто не было. Чёрный бородинский возили чемоданами по заказу на военно-транспортных самолётах (вместе с ёлками, я полагаю).
Единственный раз когда мне удалось закрыть этот "гештальт" в полной мере, был приличный запас чёрных сухарей, который мне подарили пилоты в дальней комнате отдыха на базе, а заодно устроили персональную совершенно бомбическую экскурсию по лёгкомтотрным самолётам и нашим боевым вертолётам. Спасибо вам, мужики, вы уже забыли давно, а я всё помню!
Другим ностальгическим кинком всех советских людей в Эфиопии была непомерная тяга к ванным и бассейнам. Людям в России это не понять. На юге вообще не приняты ванны. Водоснабжение в Аддис-Абебе было только холодным и в каждой квартире стояли небольшие бойлеры и души. Ты заходишь в душ и смотришь на стрелку бойлера. Ты хочешь поплескаться, но она, собака, уже упала до 30 градусов. Тяга к ванным была колоссальная. Частично она компенсировалась тем, что недалеко от нашего дома был парк Гейом, в котором можно было за деньги поплавать в бассейне. Там обретались реально богатые эфиопы, по сравнению с которыми, советские офицеры были сущей беднотой. Поэтому мы были там нечастыми гостями. Так, что для меня это был как ежегодный торжественный выезд в аква-парк (про выезды я еще расскажу)
Поэтому вопрос со своим бассейном просто витал в воздухе.
Начало его решению положил я, уж извините за нескромность)) Я очень хотел бассейн поэтому предложил детям надёжный план - выкопать его прямо... во дворе.
Благо, все компоненты у нас были - 7-8 детей, лопаты, мешки с цементом (у Гетачо в сарае), вёдра и шланги с водой. Прямо за Зелёным домом, под моим руководством развернулась стройка бассейна, размером с обычную песочницу. Работники из детей были плохие, копали они посредственно и я, как положено, тендерному подрядчику на ходу внёс коррективы в проект. Теперь уже не песочница, а её половина. Когда мы еле-еле докопали яму, мой авторитет у детей, упал. Поэтому пришлось срочно переходить ко второму этапу - класть цемент. Как это делается, мы понятия не имели. Ведь до этого, мы воровали у Гетачо цемент только для того, чтобы из глины делать "дымовухи", это такие прообразы тактических гранат для нашего водного Каунтер-Страйка, в виде мешочков из глины и собственно, цемента, которые классно давали облачка после броска на землю.
В итоге, дети и я месили цемент и обмазывали стены ямы. Получилось плохо, руки безобразно сохли. Потом я вёдрами носил воду в получившуюся конструкцию, но увы, вода уходила в землю. Потом, месяцы спустя, я находил в яме застывшие пластины цемента и вздыхал, что если бы не предатели проекта, то бассейн точно был бы наш.
Но вы не поверите - взрослые дети были и в нашем военном руководстве.
Итак, бассейн хотели все. А на территории базы были наши инженерные войска. А что могут наши инженерные войска? Они считают, что могут всё. А что такое бассейн? Ведь это просто большой капонир, выложенный кафельной плиткой. Правильно? И теперь смотрите - у вас уже почти есть бассейн. Осталось пара шагов для него.
Первым делом наши инженеры заехали на тракторе, которым на базе рыли окопы. Мы с раскрытыми ртами смотрели, как эфиопская земля отлетает в стороны. Детей, вообще, восхищает работа могучей техники. Очень быстро, буквально за пару дней котлован для бассейна и прилегающих территорий был вырыт.
Инженеры сказали - так мы полдела сделали, теперь вы кладите плитку, а мы пока быстренько сделаем скважину.
И был кинут клич. Я как сейчас помню. Подрядили вообще всех военных. Это была стройка века в лучших традициях развитого социализма. Мешали бетон, клали арматуру, подвозили плитку. Работали дружно по выходным в едином порыве, без всяких шуток.
В стенгазете в холле Белого Дома выкладывали фотографии наших родителей, которые превозмогая, кладут арматуру и плитку. На пару месяцев строительство бассейна стало главной темой в военной среде. Мы дети постоянно бегали к краю котлована и осторожно подходя к краю видели эпический размах работ и восхищались могуществу взрослых.
Я очень надеюсь, что кто-то из "эфиопов" кинет в тему фотки строительства советского бассейна в Африке. А фотки точно были.
Наконец, огромный бассейн, и ещё плюсом детский "лягушатник" стал обретать финальные черты. Мы поверить не могли. Более того, помимо голубой плитки, наши военные начали выкладывать мозаику в виде рыбок и осьминогов, выглядело это очень эпично.
И вот, бассейн на военной базе был почти готов. Командование уточнило у инженеров - что там с водой? Бассейн почти готов.
А ранее мы с детьми бегали по базе за буровыми установками и как-то смутно уже догадывались, что с водой не всё в порядке, ведь всё лётное поле было в дырках от скважин. И инженеры сказали - "ну не шмогла я". - Нету воды здесь, это саванна, тут 2400 метров над уровнем моря! Надо бурить скважину глубиной с Кольскую. А у нас таких буров нету. Всем пока!
Но, как вы знаете, наши военные никогда не отступают. Из всех окружающих строений были брошены шланги, и бассейн стал наполняться силами местного водопровода. Мы с детьми аккуратно подходили к раю и видели как ооочень медленно вода наполняет Мечту.
И этот день всё-таки настал. Свезли вообще всех, до кого могли дотянуться. Народу было битком. Играла музыка. Все одели купальники и плавки. Помню, как Нептуна с трезубцем кидали в воду. И мы плавали в лягушатнике. У нас был свой бассейн! Отдохнули мы в бассейне всего один раз на открытии, и очень здорово.
Сейчас уже будучи умудрённыи опытом, я могу сказать, что у Бассейна была "проблемка" - не были продуманы сливы и очистные системы, но не это его сгубило, не успело, так сказать. Через неделю, с него массово начала под водой отваливаться плитка, и в итоге вода ушла, мы чуть не плакали.
Стоя, на краю этого сооружения я подумал, что с бассейнами в этой стране, не получается даже у взрослых...
До 2008 года яма от бассейна со следами плитки была видна на спутниковых снимках Аддис-Абебы. А ведь прошло 20 лет. Потом всё это разравняли. Теперь здесь поле для гольфа. Гугл спутник 2008 год.
Огромная просьба, - все кто имеет фотки этого африканского чуда света. Кидайте в тему - прикреплю к тексту))
Продолжение следует....








