Что я узнал, работая инженером-конструктором на государственном заводе3
1. Разработка изделия, которое войдёт в состав самолёта или газотурбинной установки - это очень долго. Опытно-конструкторские работы до момента передачи изделия в серийное производство (присвоения документации литеры "О1") в среднем идут около 4-5 лет. Иногда дольше. Самая быстрая разработка заняла чуть меньше года, когда требовалось срочно импортозаместить деталь, без которой самолёт бы не летал. Но это исключение из правил.
2. Даже если наше изделие получило литеру "О1" и считается серийным, это не означает, что оно летает или где-то работает. Оно входит в состав более крупного узла, разработка которого может быть ещё далека от завершения.
3. Разработка изделия на самолёты, даже если это самолёт гражданского назначения, ведётся с приёмкой военного представителя (ВП МО РФ), который выполняет функцию независимой приёмки. Он реально ходит в цех и может перепроверить размеры, которые до этого проверял ОТК (отдел технического контроля). У него ты обязан подписывать почти все выпускаемые справки, заключения и отчёты.
4. Разработка для наземной техники (ГТУ, ГТЭ, МТУ) часто ведётся без военной приёмки. Здесь контроль выполняет только ОТК.
5. Заказчики (конструкторы более крупных узлов, в состав которых войдет наше изделие) часто не понимают нюансов, поэтому не могут составить нормальное ТЗ. В большинстве случаев мы пишем основу ТЗ самостоятельно, а заказчики её немного правят.
6. Ещё раз: разработка - оооочень не быстрый процесс. Людям с СДВГ здесь не понравится. Всё происходит неторопливо и очень вдумчиво.
7. Каждый чертёж детали проходит многоступенчатый контроль: сам разработчик, проверяющий, ведущий конструктор, начальник конструкторского отдела, младший технолог, начальник технологического отдела, метролог, нормоконтролер, главный конструктор. Иногда добавляются какие-то смежные службы.
8. Даже такой многоступенчатый контроль не обеспечивает на 100% идеальную документацию. В неё все равно могут попасть некритические ошибки, которые потом приходится исправлять путем оформления особого документа - извещения об изменении.
9. Начертить детали, узлы и общую сборку - это только небольшая часть работы. Дальше необходимо выпускать кучу, КУЧУ документов, который составляют комплект рабочей конструкторской документации: расчёты размерных цепей, ведомости драгоценных и цветных металлов, технические условия, паспорт или этикетка или формуляр, руководство по эксплуатации и ещё дохрена всего.
10. Если задерживаться на работе и, например, работать по 10 часов вместо 8, общее время разработки вообще никак не ускорится.
11. Если какой-то один отдельно взятый день ебать вола вместо работы - ничего не изменится, общее время разработки вообще никак не замедлится.
12. Если ты умер - скорость разработки вообще никак не изменится, даже если ты главный конструктор. ОСОБЕННО если ты главный конструктор.
13. Пожилых конструкторов надо гнать на пенсию. Они много знают, но медленно и неэффективно работают. Если кажется, что без какого-то пожилого конструктора всё развалится - см. пункт 12.
14. В цеху периодически косячат и заваливают размеры деталей, которые ты задал. Иногда это не критично, и можно оформить разрешение на отклонение, а иногда деталь отправляется в брак. Иногда это ОЧЕНЬ много деталей.
15. Обед - самая важная и святая часть дня. Даже если что-то очень срочно и нужно вчера - в обед тебя не имеют права трогать.
16. Отдел испытаний и исследований - твой бро. Испытатель запихает твоё изделие в камеру тепла, холода или влаги и проверит, будет ли оно работать в определённых условиях. Если не работает - значит ты накосячил. Если испытатель нашёл косяк - это хорошо, его можно исправить сейчас, и изделие с косяком не попадёт в эксплуатацию. Вообще про отдел испытаний можно писать отдельный пост.
17. Разработка - это дорого. Заказчики, как правило, этого не понимают и хотят дёшево.
18. Придумал не я, но на 100% согласен: если провести достаточное количество совещаний, даже самую простую задачу можно сделать невыполнимой. Совещания - чаще всего зло, удобный способ попиздеть и создать иллюзию работы.
19. Автокад - хуйня, компас - заебись.
20. Два монитора лучше, чем один.
Вообще, если интересно, могу рассказать о процессе разработки подробнее, про отделы, цеха, испытания и тд. Нужно?