Человек ниоткуда (1961) | 7,5/10
Чудаковатая комедия Рязанова, предвосхитившая Гайдая.
Оказывается, за годы до того, как советский зритель короновал Гайдая, как гения абсурдистской комедии, его корону успешно поносил на себе Рязанов. С фильмом «Человек ниоткуда».
Начинается всё, как в фантастическом сне советского инженера: гигантский букварь для Чудака, вертолётное такси посреди Москвы, загадочное оборудование для изучения сердца, которое будто забрали с марсианской базы. Всё это не просто фон, а продуманные шутки. Всё это странные существа в зоопарке целой эпохи.
Сюжет — чистая фантастика с налётом притчи. Чудак (Сергей Юрский), член горного племени людоедов-рифмоплётов, оказывается в Москве 60-х. Вместе с оптимистичным антропологом (Юрий Яковлев) он попадает в водоворот советской реальности: с её спартакиадой, редакцией журнала «Аллигатор», и правилами «по праву сильного», когда самый драчливый становится начальником. В моменте герой Яковлева одёргивает Чудака: «Сначала стань человеком, а потом начальником». И тут мы понимаем, что этот фильм Рязановский, ведь даже смешные реплики здесь звучат, как диагноз времени.
Как и полагается раннему Рязанову, всё подано не лекцией, а аттракционом. Пластичная буффонада Юрского (его первая большая роль) местами превращает сцены в балет на грани комикса. Погоня в театре выглядит, как явный прообраз гайдаевской «Иван Васильевич меняет профессию».
Технические фокусы для 1961 года тоже сделаны дерзко: движущиеся фотографии (где ваш Гарри Поттер?), молнии из рук (где ваш Электро?), и даже переход из чёрно-белого в цветное (Гайдай какой-то!)
Актёрский ансамбль тут как парад звёзд. Папанов играет сразу четыре роли (это и его большой дебют), доказывая, что нахальный артист, тунеядец и карьерист легко становятся людоедами, стоит только чуть подправить декорации. Гурченко — мечта и мираж. В эпизодах мелькают Никулин, Моргунов, Милляр. И всё это так тепло, будто смотришь не кино, а старый бабушкин фотоальбом, в котором говорят страницы.
У этого фильма одна из самых низких оценок в ранней фильмографии Рязанова, и я лично ждал курьёза. Но вместо этого получил дерзко уморительный эксперимент, который сработал. Да, это не философская глубина «Берегись автомобиля» или «Гаража», но здесь есть азарт, игра и смелость — то, чего часто не хватает даже современному кино.
Самое ценное же — этот фильм доказывает, что можно носиться с гигантским букварём, прыгать по театральным кулисам, пускать молнии из рук и при этом попадать в тему. Можно смеяться до слёз и всё равно говорить о важном. Говорить талантливо и так, что это останется с тобой надолго.
7,5 из 10.
За Чудака, мечта которого — стать человеком с большой буквы. И за каждого из нас, в ком должен жить этот чудак.
_________
Заглядывайте в мой Telegram-канал — там посты выходят раньше.
Советую посмотреть
3.4K постов34.8K подписчиков
Правила сообщества
В тегах ОБЯЗАТЕЛЬНО ‼️проставляются:
- тег «советую посмотреть»❗️
-название фильма (на русском языке, как на Кинопоиске)❗️
Желательно добавлять в описание Жанр, год и рейтинг фильма на Кинопоиск, IMDb или Rotten Tomatoes.
Не нужно делать длинные посты и подборки.
Интересное, короткое описание к фильму вызовет к нему больший интерес.
Лучше пишите своё описание или свои впечатления от просмотра -это намного интереснее скопированных с Кинопоиска текстов.