Бусидо — учение о Пути Воина в Японии

Душа японской культуры — это Бусидо, учение о Пути Воина, душа Пути Воина — это смерть.

Многие считают, что «библия» Бусидо — это «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо, но это не так. Хагакурэ написано в 1700-ых годах, а до этого ничего не было что ли?

Официально Бусидо и самураи появились в XII веке, неофициально во времена реформ Тайка 646 года, хотя суть реформ была не в этом. Там такая ситуация получилась, что Япония напала на Корею и получила очень хороший отпор, тогда японцы поняли, что надо «вкладывать» в воинов. Смысл реформ был в том, чтобы Японию сделать, как соседнюю китайскую империю.

Еще многие почему-то думают, что Бусидо — это единый целостный догмат, нельзя сделать шаг влево – шаг вправо, но это тоже миф. Бусидо постоянно менялось.

Вообще «Бусидо» — это компиляция всей дальневосточной или азиатской мудрости и философии. Объясню. Когда ты читаешь «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо, то видно влияние ДЗЕНА. Когда Миямото Мусаси — ДАОСИЗМА. Когда Юдзана Дайдодзи — КОНФУЦИАНСТВА.

На первый взгляд, возникает вопрос, как можно такое сочетать? Но это на наш европейский взгляд. Мы слишком категоричны в этом плане. В Японии человек может быть одновременно христианином и буддистом, а по праздникам ходить и поклоняться духам предков, то есть практиковать традиционную этнорелигию «Синтоизм». Японцы могут и не боятся синтезировать разные учения, религии, философии и идеологии.

Приведу пример. В западной культуре ученый и поэт часто изображается поборником мира, а воин — грубым бесчувственным существом, варваром-дикарем. То есть они взаимоисключают друг друга. В Японии же издревле пытались соединить эти два берега. Воин в Японии — это не только мастер меча и боевых искусств, но и художник, и поэт, и ученый, и философ-интеллектуал. Хоть этот идеал и не всегда достигался, но самураи хранили его в своем сердце. Вспоминаю слова Брюса Ли о том, что цель необязательно должна достигаться, иногда это просто указатель в какую сторону надо идти.

Мне всегда было интересно в самураях — не только история, но и этика. Откуда тянутся корни их идеализации и романтизации в поп-культуре? Как появились те самураи, которых мы знаем: благородные, мужественные, храбрые и справедливые?

Во времена воюющих провинций самураи уже начинали воевать в 15-16 лет, они были неграмотными, часто грубыми, жестокими и агрессивными. Об этом пишет и Ямамото Цунэтомо. Потом наступила мирная эпоха, самураи стали чиновниками, привыкали к спокойной жизни. Тогда идеологи Бусидо начали более глубже смотреть на проблему: «Что ж такое воин-самурай? Кто он?». Если самурай больше не может бездумно махать мечом, не может сражаться, то, что делает его воином? Тут и начиналась этическая философия: самурай предан родине, императору, сегуну, господину, семье, родителям и родственникам. Он посвящает весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним. Ямамото Цунэтомо пишет, что по тому, как сидит самурай на циновке, можно понять воин он или нет, по его манерам и речи.

Многие теоретики Бусидо пишут о том, что Путь Воина — это смерть? В действительности важна не сама смерть, а желание умереть, то есть не бояться ее. Сейчас я вам объясню. Это мы, современные люди, читает разных самурайских авторов, а что читали и изучали сами самураи? Они читали Конфуция, который говорил, что, выбирая между жизнью и смертью, выбирай смерть, тогда сохранишь жизнь. Я думаю, вы замечали такую тему по жизни, что если что-то сильно хочешь «поймать», то это ускользает от тебя, как мираж и сон, но если относиться к этому спокойно, то оно как будто само прилипает. То же самое и здесь.

У японцев есть хорошая пословица, которая отвечает на этот вопрос: «Есть у тебя нет ничего за что можно было бы умереть, то у тебя нет ничего за что можно было бы ЖИТЬ». Да, вот такой вот парадокс: смерть вдыхает жизнь в нашу жизнь.

Вот что пишет об этом Юдзан Дайдодзи: «Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги — что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так, что стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем мгновении, а глядя в лица родственников он чувствует, что никогда не увидит их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности».

Теперь поговорим про базу Бусидо с точки зрения Ямамото Цунэтомо, несколько его цитат помогут глубже понять тему:

1) Путь Воина — это смерть.
2) Путь — нечто более возвышенное, чем праведность.
3) Если все в мире не более чем притворство, искренна одна лишь смерть.
4) Правильно поступает тот, кто относится к миру, словно к сновидению.
5) Все в этом мире — всего лишь кукольное представление.
6) Имеет значение не сама смерть, а решимость умереть.
7) Безупречный человек — это тот, кто уходит от суеты.
8) Нет ничего за пределами текущего момента.
9) Жизнь человека коротка, но имя его вечно.
10) Совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость.

Мне кажется, что здесь даже комментарии излишни. Все и так понятно.

Хочу вам показать слова Юдзана Дайдодзи, которые в одно время меня нереально вдохновили и смотивировали, в этом СУТЬ Бусидо:

«Правильное и неправильное. Воин должен глубоко понимать эти два качества. Если он знает, как делать одно и избегать другого, он обрел Бусидо. Правильное и неправильное — это не что иное, как добро и зло, и хотя я не отрицаю, что различие между словами незначительно, поступать правильно и делать добро считается утомительным, а поступать неправильно и делать зло — легким и приятным, поэтому естественно, что многие склоняются к неправильному или злому и не любят правильное и доброе. Но быть непостоянным и не различать правильное и неправильное противоречит разуму, поэтому тот, кто различает их и при этом поступает неправильно, является не самураем, а грубым и неотесанным существом. Причина тому — неумение управлять собой. Само по себе это может и не звучит так плохо, но, если посмотреть глубже, мы увидим, что все идет от трусости. Поэтому я утверждаю, что самураю необходимо воздерживаться от неправильного и стремиться к правильному».

Хоть самураи после восстания Сайго Такамори и исчезли, как класс, но Бусидо никуда не делось. Как я уже и сказал, Бусидо — это душа Японии. Бусидо повлияло на все стороны жизни японцев, а сейчас особенно заметно, как Бусидо интегрировалось в японский бизнес. Вот такой интересный момент: американские бизнесмены читают самурайскую литературу, чтобы понять, почему их японские коллеги так хороши.

Знаете, я изучаю Бусидо уже довольно-таки давно. Понятно, что я не могу все вам рассказать от «А до Я», там можно целую книгу написать и наверно ни одну. У меня такой задачи нет. Я хочу вас заинтересовать для дальнейших поисков.

Я вам посоветую книги и фильмы для глубокого погружения в тему.

Кино:

1) «Восставший» или «Бунт Самураев» 1967 года.
2) «Харакири» 1962 года.
3) «Семь самураев» 1954 года.
4) Трилогия: «Сумеречный самурай» (2002), «Скрытый клинок» (2004) и «Любовь и честь» (2006).

КНИГИ:

1) ЯМАМОТО ЦУНЭТОМО — «ХАГАКУРЭ» ИЛИ «СОКРЫТОЕ В ЛИСТВЕ».
2) ЮДЗАН ДАЙДОДЗИ — «БУДОСЁСИНСЮ» ИЛИ «НАПУТСТВИЕ ВСТУПАЮЩЕМУ НА ПУТЬ ВОИНА».
3) МИЯМОТО МУСАСИ — КНИГА ПЯТИ КОЛЕЦ.
4) СУНЬ ЦЗЫ — ИСКУССТВО ВОЙНЫ.
5) УИНСТОН КИНГ — ДЗЕН И ПУТЬ МЕЧА.
6) ЮКИО МИСИМА — ХАГАКУРЭ НЮМОН.
7) БРЮС ЛИ — ПУТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО КУЛАКА.
8) УИЛЬЯМ УИЛСОН — ИДЕАЛЫ САМУРАЕВ. СОЧИНЕНИЯ ЯПОНСКИХ ВОИНОВ.
9) ИНАДЗО НИТОБЭ: «БУСИДО — ДУША ЯПОНИИ».
10) ТАКУАН СОХО — ПИСЬМА МАСТЕРА ДЗЕН МАСТЕРУ ФЕХТОВАНИЯ, ВЕЧЕРНИЕ БЕСЕДЫ В ХРАМЕ ТОКАЙДЗИ.

«Человек, желающий стать самураем, должен быть твердо уверен: не существует ничего такого, что он не смог бы совершить».

Бусидо — учение о Пути Воина в Японии Бусидо, Путь воина, Самурай, Япония, Философия, Военная история, Дзен, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство, Хагакурэ, Миямото Мусаси, Воин, Этика, Книги, Фильмы, Литература, Жизненный путь, Длиннопост

Духовные практики Востока

1.8K постов1.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.