8

Потёмкинская работа... или как упало IT

Картинку нарисовал ИИ, который отобрал хлеб у иллюстратора...

Картинку нарисовал ИИ, который отобрал хлеб у иллюстратора...

Всем привет. Давно я ничего сюда не писал, но ситуация на рынке труда заставляет мою задницу пылать адским пламенем от того, что происходит. Я дизайнер с почти 14-летним стажем работы. Веб, UI/UX, продуктовый — называйте как хотите, а по высшему образованию я вообще графический. Ну то есть все эти годы я успешно участвовал во множестве реальных проектов, работал с банками, известными крупными торговыми сетями, в крупных компаниях в статусе синьора, реализовал кучу крупных и мелких проектов. Я пишу это для того, чтобы все поняли, что я не «вкатун » в профессию, который прошел пару курсов, а вполне себе человек с реальным рабочим опытом по специальности. Так случилось, что с того момента, как в мае закончился мой крайний проект в банке, я нахожусь в поиске работы, и судя по всему, этот поиск будет безрезультатным. Ну что мне остается? Кидать отклики, рассылать резюме и ждать, пока позовут на собеседование, но вот тут есть большая проблема, на которую у меня уже не хватает злости, и хочется публично высказаться.

Сразу скажу: кризис того, что роботы заменяют человека и всё сейчас делает ИИ, — тут ни при чём. Он, конечно, подкосил многих, но одно дело, когда вы делаете картинку, как в начале поста, и совсем другое — когда разрабатываете полноценную дизайн-систему (UI-kit), которую нужно полностью описать, а после, на её основе, создать ещё кучу сложных и объёмных интерфейсов банковской системы, по которой не проработана даже аналитика. Вот тут, конечно, ИИ вам поможет, но вы будете очень долго и нудно рассказывать ему, как надо делать. А если вам ещё и нельзя по безопасности это делать... Ну, в общем, пока проще, чтобы был человек.

Первый повод напрячься
Если зайти на ХХ, купить премиум и начать рассылать отклики, можно посмотреть статистику вакансии и количество откликов. И если вакансия только появилась, то в первые часы число откликов превышает 100, а через несколько дней доходит чуть ли не до 300–500. То есть прямо сейчас работу пытаются найти ещё несколько сотен таких же, как я. Понятно, что это люди разной квалификации и навыков, но в целом, думаю, среди них большая часть — это реально люди с опытом, знаниями и способностями. И вот эта масса людей двигается без изменений уже около четырёх месяцев от вакансии к вакансии. Даже самые дурацкие вакансии — с завышенными требованиями и заниженными зарплатами — тоже собирают огромное количество откликов.

А есть ли вообще вакансии?
Если забить в поиск «продуктовый дизайнер», «ui/ux дизайнер» и всё в этом духе, можно понять, что вакансии есть. Очень много свежих. Причём подавляющее большинство из них — это вакансии крупных компаний. Всё тех же банков, бигтехов и прочего в таком роде. Практически всегда найдётся вакансия от компании, где ты хотел бы с удовольствием работать. Почти все предлагают оформление по ТК, ДМС, всякие плюшки и стабильное будущее. Будь ты крутым специалистом — кидай резюме, и его обязательно рассмотрят...

А в чем проблема?
А проблема в том, что эти вакансии фейковые! Практически все! И доказать это очень просто. За всё это время я отправил больше 100 откликов куда только можно и нельзя. И в большинстве случаев я получил отказы практически сразу — естественно, без объяснения причин. Просто формальное «мы не можем пригласить вас на следующий этап собеседования, спасибо за интерес к компании», либо перевод отклика в статус «собеседование», вопрос от какого-нибудь HR-бота — и с тех пор мой ответ висит непрочитанным. Ну отказали и отказали, бывает — значит, не подошёл. Логично: если мне отказали, значит, кого-то точно должны пригласить. Выбор, как вы все понимаете, огромный! Из 500 откликов можно же найти того, кто вам подойдёт? Думаю, конечно, можно... Но вот тут происходит фокус. Через месяц-полтора все эти вакансии закрываются и уходят в архив. И открываются точно такие же — от тех же самых банков, от тех же самых маркетплейсов и так далее, и они опять ищут продуктового дизайнера... И подобные метаморфозы я за всё время поиска работы наблюдаю уже по несколько раз: безрезультатно отправляю резюме, пытаюсь его доработать, но сценарий действий как правило один. Либо отказ, либо игнор. А потом появление вакансии вновь.

Из всех моих откликов я только один раз попал на реальное собеседование в реальную компанию, где пришлось сделать огромное тестовое. По результатам — оно понравилось, я прошёл интервью, после которого попал в пятёрку лучших кандидатов, и после попросили скан трудовой и отзывы работодателей. Дал все контакты, так как со всеми хорошие отношения, они написали одному, но в конечном итоге сделали выбор в пользу другого кандидата. По каким причинам — не указали. Но это было реальное честное собеседование — к нему вопросов не имею. Думаю, кто-то получил работу, причём заслуженно. И на этом всё. Такая же статистика по собеседованиям примерно и у моих коллег-знакомых дизайнеров: на 100 откликов всего одно или пара интервью.

Зачем это делается?
Все мы знаем, что кризис сейчас везде. Сейчас на российском рынке огромное количество дизайнеров и прочих айтишников разного уровня, которые ищут работу. А вакансий на самом деле нет. ХХ и другие сервисы для поиска работы получают деньги за размещение вакансий от крупных организаций. Так же они получают деньги от соискателей, которые пытаются продвинуть свои резюме, заказать рекомендации и так далее, в надежде хоть как-то стать заметней. Компании делают это, чтобы имитировать бурную деятельность и показать, что у них есть найм. Насколько я знаю, это приятно наблюдать акционерам. Тут даже не придраться: сервисы не виноваты — это просто бизнес. Но неужели те, для кого это делается, не понимают, что это обман? Если поспрашивать коллег, которые работают в этих компаниях, они почему-то говорят, что найма у них нет либо найм закрылся. Мелкие фирмы, в которых раньше работали все эти люди на рынке труда, позакрывались. В основном потому, что раньше кормились с иностранных денег, выполняя их проекты. Малый и средний бизнес тоже в глубокой заднице и тоже не особо хочет тратить деньги на развитие IT-продуктов. У бигтеха на порогах очереди из работников, готовых работать за еду, но и на них работы не найдётся. Те, кто ещё работают, вряд ли сейчас будут искать другое перспективное место. Как правило, сидят тихо, чтобы их не сократили. Поэтому работников везде хватает, и реальный поиск сотрудника начнётся только тогда, когда действующий сотрудник компании случайно попадёт под автобус... И то ещё тысячу раз подумают, нужен ли он там был или нет.

В чем ужас ситуации?
Стали бы вы играть в лотерею и продолжали покупать билетики, если бы точно знали, что выиграть в неё невозможно? Скорее всего, нет... Из-за количества призов, из-за фотографий реальных победителей кажется, что счастье близко, и если ещё немного постараться, потратить ещё немного денег на билетик, то может повезти и можно сорвать джекпот! Перенося эту ситуацию на рынок труда: стали бы вы кардинально менять область деятельности, если на доске объявлений полно вакансий по вашей специальности, которые полностью вам подходят по требованиям? Очень маловероятно. Скорее всего, вы будете сидеть и писать бесконечные сопроводительные письма, адаптируя их под каждую вакансию, переписывать резюме, покупать премиумы и повышать заметность. Сидеть в тысячах тг-каналов. Регистрироваться на куче агрегаторов по поиску работы. Тратя на это всё бесконечное количество времени и сил, постепенно проедая свою финансовую подушку, если она, конечно же, была. Ведь если бы в момент начала поиска вы сразу поняли, что работы по вашей специальности нет, то было бы гораздо больше времени, чтобы понять, что надо идти учиться на электрика, сварщика, токаря, шиномонтажника, в конце концов — можно подставить любую профессию. А чем дольше вы сидите и кликаете по работе мечты, тем ближе тот день, когда надо будет идти в любую макдачную, только уже не за бургером, а за тем, чтобы его делать. Ну либо на кассу в «Пятёрочке», либо в ПВЗ... Главное, чтобы там были свободные места.

Для чего я это написал?
Просто как наблюдение. Возможно, некоторым это поможет открыть глаза на ситуацию. Я пришёл к нему не сразу. Всегда кажется, что виноват лично ты сам. Думаешь, что недостаточно хорошо себя презентуешь, думаешь, что имеешь недостаточно опыта, думаешь, что где-то допускаешь ошибки. Но пообщавшись со своими коллегами-дизайнерами, которые тоже имеют уже огромный опыт за плечами и ищут работу, — статистика у них примерно точно такая же, как и у меня. Ну и планы на дальнейшую работу в макдачке уже тоже появляются.

На рынке разрабов и тестировщиков всё так же плохо, но есть ощущение, что всё же чуть лучше, чем в нашей сфере. Люди хотя бы на собеседования попадают, хоть, может, и безрезультатно. Неприятно, конечно, когда твой длинный профессиональный путь, начавшийся с 2012–2013 года, а перед этим ещё 6 лет высшего образования по специальности, в один момент разлетается, как тарелка о керамогранит на кухне...

PS. Всем, кто видит у себя в контекстной рекламе курсы по профессии дизайнер либо обучение фигме с гарантированным трудоустройством, — прочтите этот пост ещё раз и подумайте. Оно вам надо?

Быть может, я не прав, и вы думаете по-другому. Приглашаю в комментарии.

9
Автор поста оценил этот комментарий

Так случилось, что с того момента, как в мае закончился мой крайний проект в банке,

Вот-вот... ты назвал проект "крайним" - вот отсюда проблемы и пошли...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры