10. Как преступления раскрываются профессионалами.
"Виктор Андреевич, весьма приятно, но нам нужно работать". Так мне представился мой коллега на моем новом месте работы, пожалуй, самый харизматичный, странный и неординарный следователь из всех кого мне довелось узнать.
Подполковник с большим стажем, делать карьеру точно не стремился, но, на первый взгляд, очень любил выделяться.
Всегда в строгой одежде и исключительно черного или темного цвета, строгие очки в аккуратной тонкой оправе и даже легкий дефект речи в виде картавости не портил, а придавал необычную эффектность его поведению. Его единственной слабостью были быстрые автомобили адекватной цены, которые он менял раз в полтора года, при этом всегда оставляя свой старый номер "666". Парни также говорили, что руководитель в виде исключения всегда согласовывал с ним все дни его дежурств, который Виктор Андреевич определял одним только ему известным образом, говорят при помощи астрологии, в определенные лунные дни. Жил он вроде как один, хотя поклонницы у него имелись, я знал около трех. Вообще мне казалось, что шутки из категории мистики и чертовщины доставляли ему особенное удовольствие и всегда находились люди, которые очень серьезно реагировали на его в целом безобидные подколы из этого разряда, хотя среди них были и очень смешные.
Разговаривал он абсолютно всегда и абсолютно со всеми исключительно на "вы" и с таким количеством анахронизмов и фраз со скрытым смыслом, начатых издалека, что одно его предложение можно было "переваривать" в течение часа. Иногда казалось, что ему лет 400 и он недавно попал в 21 век откуда то из Царской России и просто не успел изучить современный словарный оборот. Так, порой можно было полдня безуспешно ломать голову над новой проблемой, а В.А. мимоходом бросит нелепую с виду фразу, смысл которой доходит через время и подсказывает путь решения проблемы.
Раньше я уже писал об одном вооруженном разбое, долгое время он оставался нераскрытым, если бы не одно но. Заявка поступила в дежурную смену Виктора Андреевича, который в отличии от других ребят никогда не ограничивался допросами заявителей в 1-3 страницы и не "слезал" с человека пока не выяснит вообще всё что можно. В тот раз он провел опрос свидетеля (мужа потерпевшей) на 24 страницы 12м шрифтом в течение 8 часов! Мне казалось это очень глупой и нелепой тратой времени, преступники не показали лиц и не называли имен, подробное описание событий просто не имело практической пользы. Дело в течение года побывало у начальников всех уровней и осталось нераскрытым. Когда я в тысячный раз перелистывал материалы в сотый раз отмененного дела и сетовал на бесполезность этого занятия, услышавший меня ВА поздно вечером рассказал байку из категории греческой мифологии и процитировал ее концовку на греческом.
Я на тот момент уже знал, что ВА неплохо владеет французским, немецким и английским языками и его поведение казалось неуместным выпендрежем и вызвало только раздражение. На утро я снова читал вполголоса объяснение мужа потерпевшей и в тексте, где тот пытался цитировать несколько фраз злодеев услышал знакомое звучание. Да, один из жуликов оказался греком и уже через неделю дело перешло в категорию раскрытых. И нет, ВА никогда и ни при каких обстоятельствах не выражался прямо, мне казалось, что ему доставляет удовольствие такая игра слов.
По вечерам он умудрялся писать стихи, но почитать их, насколько я знаю, никому не довелось. Он единственный следователь, имеющий свой отдельный кабинет. Как я понял, это было одним из условий его перевода 10 лет назад, когда начальник выпросил его себе у руководителя регионального СУ для наиболее сложных дел и потому же Виктор Андреич держался особняком от остальных.
Однажды мне досталось первое мое дело по незаконной порубке ценных пород деревьев на очень крупную восьмизначную сумму в глухой непроходимой части заповедника. Опера сходу заявили, что оно бесперспективно ибо добираться туда можно лишь на вертолете или на катере вверх по течению за полтора дня, а из очевидцев там только медведи и кукушки. Пням от срубленных деревьев на тот момент было около двух лет по словам экспертов, ни единой зацепки я не видел ни под одним углом.
ВА для его раскрытия потребовалась неделя. Первый раз прибыв на место он обошел и сфотографировал каждый сантиметр участка. На 11й час осмотра места происшествия сопровождающие его егеря взмолились и упросили его вернуться домой. В течение следующих 5 дней он самостоятельно возился с собранным материалом у себя в кабинете и стойко отмалчивался на всех совещаниях.
Когда к концу недели привыкшие к его поведению прокурор и руководство развели руками и согласовали необходимость приостановить срок следствия, пока хоть что нибудь не станет известно, Виктор Андреевич настойчиво стал требовать повторного вылета. Во второй раз после долгих споров, не верящие в смысл мероприятия егеря таки выделили катер и отвезли его на место. Во второй раз ВА облазил кусок леса с металлоискателем, чем дал повод егерям громко нашутиться насчет его адекватности и здравомыслия.
За несколько часов под слоем листвы и перегноя ВА собрал 4 гильзы и пол пакетика дроби. Согласно балистической экспертизы винтовок егерей, которые были изъяты обысками в тот же день в домах последних, гильзы и дробь принадлежали старшему егерю, отвечавшему за соседний участок заповедника. Оказалось в первый раз ВА заметил полусгнившую лежанку охотника из веток, и в следующие дни определял направление стрельбы чтобы быстро найти нужные доказательства. Через пару дней поплывший под напором доказательств егерь заложил закупщиков леса, которые договорились с ним о порубке и сплаве нужного количества древесины. Сам же егерь следил за тем чтобы всё прошло без проблем и со скуки сделал себе просеку, где и охотился на тамошних зверей.
На моей памяти это было единственное дело по незаконной порубке, которое было раскрыто баллистической экспертизой. Не знаю стоит ли сравнивать реального человека с книжными персонажами вроде Холмса, но удивлять Виктор Андреевич определено умел не хуже.
Здесь в некоторых постах и комментариях от различных специалистов я несколько раз видел самоуверенные заявления о том, как легко они могут или смогли бы уйти от правосудия или "чисто" сработать. Конечно же человеческий фактор имеет не просто большое, а решающее значение, но если такому ловкому диванному злодею повезёт попасть на кого то вроде Виктора Андреевича, то никакая идеальная "схема" не сможет дать ему гарантии безнаказанности, хотя бы на стадии следствия.