Обзор снаряжения для Виа Феррат. Анализ гибели людей на Виа Ферратах Австрии. Обязательно ли нужны специальные усы самостраховки?
На фото часть ферратных сэтов, которые я использую в работе.
В горах Европы проложены многие километры Виа-Феррат. В последнее время и в России стали строить железные тропы.
Самые качественные и живописные расположены в Крыму. Статью с обзором всех Виа Феррат Крыма я недавно написал на Пикабу.
На Виа Ферратах, как впрочем и на любых горных маршрутах, регулярно случаются чрезвычайные происшествия, связанные с травмами и гибелью людей.
Обычно, Виа Ферраты абсолютно доступны и открыты для бесплатного посещения.
В Европе посчитали статистику по использованию Виа Феррат за 10 лет. С 2008 по 2018 год.
В источнике пишут, что в европейских Альпах около 1000 маршрутов Виа Феррат.
За 10 лет в одной Австрии зафиксировано 1231 чрезвычайное происшествие.
62 человека погибли.
Причина гибели 47 человек из 62-х - срыв.
При этом:
из 189 сорвавшихся со специальными усами самостраховки погибло 5 человек, 106 получили травмы;
из 69 сорвавшихся без использования специально предназначенного для Виа Феррат снаряжения погибло 26 человек и 19 серьезно ранены.
Выводы очевидны. Использование специального снаряжения снижает риск наступления фатальных последствий при срыве более чем на порядок!
За 5 лет я провел по маршрутам Виа Феррат в Крыму около 600 человек. Был один срыв без каких-либо последствий.
Что же за опасность таят в себе Виа Ферраты и почему на них возможен фактор рывка 5, что трудно достижимо в альпинизме и невозможно в спортивном скалолазании. В чем опасность рывка с таким фактором?
Фактор рывка
Фактор рывка - это отношение высоты падения к длине страховочной веревки, используемой для остановки падения. В альпинизме и спортивном скалолазании применяются статические и динамические веревки. Какие и для чего нужны тема отдельного разговора.
На маршрутах Виа Феррат страховка осуществляется карабином, который прикреплен усами самостраховки к страховочной системе участника и этот карабин свободно скользит по металлическому тросу. Металлический трос через некоторое расстояние закреплен к скале надежными анкерными точками. Расстояние между точками определяется рельефом трассы и целесообразностью. В среднем составляет от 3 до 6 метров.
Таким образом при средней длине уса самостраховки в 1 метр и срыве от верхнего анкера, получается запредельная величина фактора рывка, приводящая к фатальным последствиям на тушку упавшего, а также огромным нагрузкам на все элементы страховочного снаряжения.
Загадочный мешочек на сертифицированных ферратных сэтах содержит внутри себя амортизатор рывка, который снижает нагрузки до приемлемых значений.
Тем не менее, срыв на Феррате - это чрезвычайное происшествие... Поскольку, если наш амортизатор и погасит рывок, усы не порвутся, карабин не лопнет от контакта с анкером - при падении вас ожидает контакт с элементами маршрута в виде металлических скоб, да и сама скала иногда выступает. Тельцу будет очень больно. Не срывайтесь!
Поделюсь обзором того снаряжения, которое имеется у меня лично и которое я использую в повседневной работе. Данный обзор коснется исключительно ферратных сетов. Все оборудование и фото лично мое.
Я специально купил несколько разных ферратных сетов, которые были доступны, с целью оценить и сравнить их. Есть у меня сейчас еще ферратные сэты от отечественной компании Венто, но они лежат в Крыму, а я пишу в Москве. Зайдите на сайт компании посмотрите. Это сейчас самое дешевое предложение на рынке. Также китайская фирма Xinda на алиэкспресс предлагает сертифицированное снаряжение для Виа феррат. Если купите не подделку - эта фирма достойная.
Приложим к этой компании и обсудим самосбор из страховочных усов и амортизатора рывка для промальпа от фирмы Krok :)
1. Сет от Black Diamond. Модель Iron Cruiser.
Качественно сделанная вещь, красивая, приятная, вызывает уважение. Карабины с автоматической прыгающей муфтой, с маркировкой "К", 27-8-10 кН.
На карабинах не наблюдается следов износа и пропиливания. Муфта работает отлично. Никаких замечаний.
2. Сет от Climbing Technology.
Карабины с прыгающей муфтой, но иной конструкцией, чем у Black Diamond.
Карабины с маркировкой "К", 30-10-10 кН.
После относительно короткого использования муфта перестает прыгать до конца и карабины при перестежке периодически встают в такое положение:
Достаточно часто между муфтой и клювиком в это время оказывается трос, таким образом данные карабины небезопасны в использовании людьми, которые могут забыть проконтролировать этот момент.
Эта же самая особенность присуща и следующему ферратному сету.
3. Сет от Singing Rock. Модель Phario.
Маркировка "К" на карабинах присутствует. 30-8-9 кН. Усы имеют своеобразную конструкцию. Внутри трубчатой резиночки руками прощупывается шнур (веревка), по ощущениям 6-7 мм.
Карабинам свойственен тот же недостаток, что и предыдущему образцу, неполное закрытие после некоторого использования.
4. Сет от Edelrid. Модель Triton.
Несмотря на то, что именно на усах этой фирмы погиб тот самый чувак, которого бурно обсуждали в свое время на сайте риск.ру, фирма продолжает выпускать на рынок несколько моделей ферратных сетов. Ту модель, которая порвалась при срыве - сняли с производства, а новые сэты делаю по стандарту EN 958:2017.
У меня от сетов этой фирмы положительное впечатление. Буду добавлять в свое снаряжение именно эту модель по мере износа.
Маркировка "К" на карабинах присутствует. 33-8-12 кН.
Карабины работают как автомат Калашникова. Четко и без закусывания троса. К ним нужно немного привыкнуть, особенно детям. Но когда люди понимают и осваивают эту нехитрую моторику все щелкает как по маслу.
5. Сет от Ocun.
Маркировка "К" на карабинах присутствует. 30-8-8 кН. Карабины того же конструктива как и у предыдущей модели. Работают четко и без закусывания троса. Никаких замечаний.
6. Сет от Petzl. Модель Scorpio.
Маркировка "К" на карабинах присутствует. 25-10-8 кН. Имеют собственную запатентованную защелку с прыгающей муфтой. Исполнение муфты намного лучше, чем у Singing Rock и Climbing Technology. Пружина на ощупь сильнее и проблем с неполным закрытием защелки я пока не замечал.
7. Для суровых мачо :).
Фирма Krок выпускает много чего интересного для работы на высоте. Есть среди их продукции даже и специальный амортизатор для Виа Феррат (но у меня его нет).
Поэтому берем простой разрывной ленточный амортизатор, цепляем с одной стороны пару стальных карабинов... С усами из 11 мм статики с разрывом 27 кН можно присоединиться полусхватом (минус дофига прочности, что, впрочем, не особо важно :) ), а можно взять вещь в сбор, где усы присоединены через шакл.
На концы усов можно повесить карабины от именитой фирмы Kong, или Венто. Маркировка "К" присутствует. 30-10 кН.
Обе модели карабинов работают без замечаний, у Kong пружина в защелке помощнее.
Можно ли ходить на Фиа Феррату с последним сетапом?
Если ваша работа - водить клиентов за деньги. Нет. Не соответствует стандарту EN 958:2017.
Если вы сами идете прогуляться, лучше такое, чем ничего...
Что внутри мешочка?
Внутри мешочка разрывной амортизатор рывка. "Целка" на этом амортизаторе порвана, он непригоден к дальнейшей эксплуатации...