Продолжение поста «На краю снега: Как живёт самый северный посёлок в России, где зима десять месяцев и солнца нет почти три месяца в году»
Самое жаркое время - июль, средняя температура в это время около +3°С..+5°С. И на короткое время тундра освобождается от снега и на двадцать - тридцать дней покрывается зелеными красками. Лето здесь настолько стремительное, яркое и короткое, что пролетает словно миг для всего живого.
Забытый и умирающий.
Сегодня самый северный арктический посёлок России переживает едва - ли не самые тяжёлые времена за свою долгую историю.
Огромная и разветвлённая сеть арктических полярных станций практически уничтожена. Арктические полярные аэродромы вдоль СМП ушли в историю, многочисленные зимовья разрушены, военные части заброшены, самый северный порт СевМорПути заброшен, гидробаза "дышит на ладан", ледовая разведка не ведется и никому не нужна. Всё это осталось только в памяти людей, связавших свою жизнь с Диксоном.
Весь Диксон сегодня - это новая погранзастава, котельная и дизельная электростанция, школа с детским садом, старенькое здание аэропорта, маленькая гостиница, администрация, пожарная часть, несколько магазинов и несколько жилых многоэтажных домов. И огромная свалка металлолома вокруг посёлка.
Как же попасть сюда? На Диксон никогда не было и никаких дорог в прошлом. Было гораздо проще, дешевле и быстрее доставлять всё воздухом и морем. А поэтому колёсная техника с "большой" земли никогда не приходила своим ходом. Не появилось никаких зимников и дорог и в настоящем.
Да и попасть в Диксон было непросто, что в советское время, что сейчас. Гражданам России требуется разрешение - пропуск в пятикилометровую пограничную зону от ФСБ, а уж иностранцам и подавно. Всех прибывающих в посёлок встречает бдительный наряд пограничников прям на выходе из самолёта и внимательно проверяет пропуск и документы.
В короткое арктическое лето с июля по август всё снабжение Диксона происходит по Енисею и Карскому морю из Дудинки. Завозят топливо, продукты, материалы на целый год. Зимой порт не функционирует. Ходит и пассажирский теплоход из Дудинки.
В оставшиеся десять месяцев вся связь с внешним миром - старые дряхлые Ан-26 и Ан-24 раз в неделю и то если повезет с погодой. А так можно ждать рейс неделями. Доставить что-то с большой земли можно только очень дорогой авиа - доставкой из Норильска.
Когда-то на Диксон летали Як-40, но и этих советских старичков уже осталось не более десятка самолётов на просторах страны. А никакой другой самолёт на плохенькую полосу Диксона сесть и не сможет. Лет десять назад аэропорт даже закрывали из-за аварийного состояния и в Норильск летали обычными вертолётами Ми-8.
Последние тридцать лет население Диксона неуклонно снижается и сейчас здесь проживает меньше трёхсот человек. Да и сам посёлок уже более 15 лет не районный центр и входит в состав огромного Дудинского района.
Вместе с населением скукоживается и сам посёлок. Жители постепенно покинули остров и покидают посёлок. Остались только самые преданные или кому некуда ехать.
Особенно массовый исход с острова был в "благословенные" 1990-е и "жирные нулевые". Жители, консервировали дома - сливали воду из систем отопления, заколачивали досками окна и двери. Уходя, надеялись, что покидают посёлок на время. Но оказалось, что навсегда.
Последних жителей с острова отселили на материк в 2009 году и сейчас там действует только аэропорт и здание метеостанции. Все дома на острове законсервированы (восстановить их уже невозможно).
Дороги и машины.
Несмотря на то, что из Диксона никуда не возможно выбраться по земле, здесь есть дороги из бетонных плит, дорожные знаки и разная техника. Из техники есть старенькие вездеходы ГТС, ГТТ, МТЛБ. Пограничники передвигаются между островом и материком на модной "газушке". Улицы почищены, но многие дома занесены снегом на высоту второго этажа. Снега здесь хватает.
Ещё на глаза попались несколько ТРЕКОЛОВ, принадлежащих администрации Диксона. И самое удивительное - несколько автомобилей. В сугробе я заметил старый мерседес, а некоторые местные жители передвигаются на старых внедорожниках. Их доставили сюда морем из Дудинки. Есть и грузовая техника, но задействована она обычно летом при строительстве и ремонте объектов. Основной транспорт для местных - снегоходы. На них можно съездить на рыбалку и охоту в тундру.
Настоящее и будущее.
Но даже в таких условиях можно не только выживать, но и жить. Здесь живёт немало детей. В центре Диксона есть детская площадка, функционирует средняя школа. Когда - то был отдельный детский сад, но сейчас он объединен с школой.
В магазине можно купить всё от хлеба и до стиральной машины. Обычный "сельпо", вот только доставка очень дорогая по воздуху. И не хватает "свежестей" с материка.
Вся надежда у Диксона на нефтяное будущее. Вроде как не первый год ведутся разговоры, что здесь будет большой нефтяной порт-терминал, ведь на Таймыре нашли нефть и газ и полуостров может стать едва-ли не вторым Ямалом.
А значит закипит жизнь и появятся деньги. Вместе с круглогодичным терминалом для перекачки нефти и газа закипит жизнь, реконструируют аэропорт, а может и зимник протянут в Норильск.
Или всё это останется в далёких мечтах и всё ограничится вахтовыми посёлками и Диксону суждено будет окончательно исчезнуть с карты страны, как и многим другим населённым пунктам в Артике.
Скоро я отправлясь в очередную зимнюю экспедицию по Арктике и мы планируем вновь заглянуть на Диксон. Посмотрим, что изменилось за прошедшие несколько лет.















































