Работая на удаленке стало скучно постоянно сидеть дома, выползая на солнечный свет раз в неделю в магазин и захотелось физически активной подработки, чтобы дополнительно согнать жирок, скопившийся за годы жизни такой, плюс после отказа от курения я ощутимо и нежелательно набрала в весе.
Выбор пал на работу курьером. Описание привлекательное: работа на свежем воздухе в любое удобное для вас время с хорошим заработком. После созвона по вакансии определили пункт недалеко от дома, в который пошла на стажировку. Там мне не понравилось потому что все курили вейпы прям в помещении (а я же только курить бросила, ага). Скатали один заезд, по дороге с велосипеда упала, разбила коленку и порвала штаны. Дороги очень плохие и с большим перепадом высот, район очень старый и некоторые дороги были тропинками с ямами и камнями через кусты (из-за чего я собсна и упала), а тротуары местами очень узкие шириной с одного человека. По дороге стажирующий меня парень рассказывал некоторые аспекты, которые тоже не радовали, например то, что постоянно падают заказы с одного ЖК с закрытой территорией, и некому тебе открыть ворота и стоишь ждешь и теряешь время, поэтому они просто начали через забор пролезать.
Попросила перевести меня в другой пункт ближе к центру где хорошие дороги, но до него добираться на автобусе минут 40 (это важно). Перевели. Пункт очень понравился, ребята очень хорошие попались, работала 3 часа, по дороге с велосипеда на ходу 3 раза слетала цепь, измазала себе все руки. По возвращении в пункт сказали проставить смены на 2 недели вперед как я хочу. Поставила первую неделю по 4 часа в день с 2 выходными, вторую по 6, чтоб не упахиваться и заработать более-менее. Сказали что выходить надо когда смены одобрят (рядом с ними зеленая точка появляется. Я два дня смотрела в телефон и ни одной смены не дали. Спрашиваю в чате почему так происходит. Оказалось такие как я там не нужны. Чтоб мне дали поработать я должна выставлять смену от начала до конца рабочего дня и мною бы "затыкивали дыры" когда я понадоблюсь. Такая "дыра" возникла на следующее утро, мне написали в 8 утра "Человек не вышел, чтоб была на месте через 15 минут", я пишу что никак не смогу потому что на автобусе добираться 40 минут, так что либо опоздаю, либо мб кто-то другой окажется там раньше меня и это будет лучшее решение проблемы. Вызвали другого человека. И снова сижу без смен. Так прошла неделя. Снова пишу в чат "когда я буду работать?", на что мне ответили что не знают, потому что у них полный штат набран и непонятно зачем меня вообще на работу взяли и что я им не нужна. Возникло подозрение что возможно есть какая-то схема с бонусом "приведи друга и получи 10 000".
Уволиться сама я не смогла, потому что в договоре (который я прочитала, в нем всех работников так красиво называют ПАРТНЕРами, прям бальзам на душу), и вот там есть пункт, что при расторжении договора с моей стороны я должна выплатить какую-то неустойку в N-ое количество очень больших денег, чего мне конечно же не хотелось. Интересно, на это кто-то попался? Поэтому я решила подождать и просто написала что поищу другую работу потому что срочно нужны деньги и если что буду выставлять смены и подрабатывать если их одобрят (конечно же их никто не одобрил). Мне еще 3 месяца падало по 200-300 рублей не знаю за что, а потом уведомили что если я не выйду на смену в ближайшее время, то контракт аннулируют (ну и збс думаю я).
Так что вот так. Это работа для тех, кто готов пахать и находиться всегда на подхвате. Берут тех, кто на это согласен. А таких как я на "просто иногда педальки покрутить" не хотят, да оно и к лучшему, я не жалею что в это не ввязалась.
Зарплата под 200 тысяч, гибкий график, бонусы и отсутствие штрафов — все это обещают курьерам «Самоката». А как все обстоит на самом деле? Автор телеграм-канала «Самокат и мемы», действующий курьер компании рассказал обо всей «внутрянке» сервиса. Мы не называем имени, во-первых, по его личным мотивам, а во-вторых, потому что его опыт неуникален и характерен для все сферы.
«Я пришел в “Самокат” несколько лет назад: меня заинтересовала реклама на билборде, и я записался на стажировку. За время работы были разные конфликты, уходил в другие курьерские службы, но потом возвращался: свободное расписание и знание кое-каких уязвимостей компании, которые позволяют мне легче работать, привлекают меня.
Рассказывать о своей личности, будучи создателем канала с аудиторией в 26 тысяч человек, я не могу. Не хочу, чтобы на меня оказывали давление. Моя цель — это не поливание грязью “Самоката” или публикация контента для развлечения. Я хочу показать реальную сторону работы курьером, а не ту красивую картинку, что транслируется в медиа. Мне хочется рассказывать о проблемах сотрудников так, чтобы нас услышали, потому что сейчас этого нет. Ну и бонусом — сплотить курьеров из разных городов в единое независимое комьюнити. Руководство пресекает такие движения внутри компании, в некоторых местах люди даже не могут пообщаться нормально между собой. Но я сломал этот барьер и думаю, что это даст мощный рывок в самоорганизации работников, в желании отстаивать свои права и улучшать условия труда.
Оформление и зарплата
У курьеров “Самоката” нет официального трудоустройства, мы все оформлены либо как самозанятые, либо по договорам ГПХ. Плюс в том, что на работу выходишь уже на следующий день, минус — у нас нет оплачиваемых отпусков или больничных, не идет стаж и не полагается никаких социальных выплат.
Зарплата складывается из отработанного времени и количества доставленных заказов. Еще есть разные надбавки. Например, на приоритетных складах идет +20 рублей к часу. В воскресенье и понедельник — +15 рублей к часу. С 7 до 8 и с 23 до 00 часов — +30 рублей к заказу. С 00 до 01 — +70 рублей к заказу.
Надбавка за плохую погоду составляет +10 рублей к каждому заказу. Она действует, если по прогнозу ожидаются осадки в течение четырех часов и больше. Если небо внезапно прояснилось, тогда мы продолжаем работать с надбавкой еще какое-то время. И наоборот: если погода резко ухудшилась, будем работать в тяжелых условиях без надбавки. В дождь, снег или ветер ездить очень трудно, одежда пачкается, сам выматываешься. Десять рублей за такое — это невысокая цена.
А когда на улице очень сильная метель, или ливень, из-за которого затопило дороги, “Самокат” просто закрывает прием заказов, никто не работает.
Метель или проливной дождь — доплата курьерам в случае любой непогоды составляет 10 рублей
Сколько нужно работать, чтобы получать 200 000 рублей
Сейчас на сайте “Самоката” указана возможная зарплата в 180 800 рублей, в январе мне попадались объявления от компаний-партнеров, которые обещали 340 000 рублей. В целом, заработать столько реально. Если не спать, не есть, не отдыхать и забыть про личную жизнь. В соцсетях часто бывают вбросы, дескать, посмотрите, сколько курьер заработал. Но это единицы из тысячи и удачное стечение обстоятельств.
В Москве, Санкт-Петербурге и Сочи зарплаты самые высокие, в Чебоксарах и Балаково — одни из самых низких. Например, в столице ставка 160 рублей в час и 45 рублей за заказ, для электровелосипеда — 180 рублей в час. Если курьер на электровелосипеде будет работать весь месяц без выходных по этой ставке по 16 часов в день и все это время делать по четыре заказа в час (а это не так просто), то он заработает около 172 000 рублей. С надбавками выйдет примерно 200 000 рублей. Сумма неплохая, но стоит ли она того, чтобы весь месяц вставать к 7–8 утра на работу, 16 часов ездить туда-сюда и оставлять на сон в лучшем случае 6 часов, а завтра снова также себя убивать?
Ну а если работать как “нормальный человек”, по 10–12 часов пять дней в неделю, то там даже 100 000 не будет. И это в Москве. В Чебоксарах при таком же графике со ставкой 90 рублей в час и 25 рублей за заказ выйдет чуть больше 90 000.
Единственный плюс в этом — нет ни минимального, ни максимального ограничения по времени работы, то есть ты сам решаешь, насколько сильно готов “упарываться” ради зарплаты.
Расчет зарплаты курьера на электровелосипеде в Москве и Чебоксарах без учета надбавок
Урезание ставки
В декабре и январе 2025 года ситуация с зарплатой была адекватной, но в феврале и марте компания трижды понижала тарифы по всей стране и отменила большую часть надбавок. Если посчитать, то с декабря по апрель средняя зарплата сократилась примерно 25–40%. Точно сказать не получится, так как слишком много факторов влияет на ставку. Бонусы тоже порезали. Например, в начале года убрали надбавки за большое количество заказов, потом за вечернюю работу, затем сократили время, когда действовали бонусы за утренние и ночные заказы.
Делали это без объяснения причин, но одна из них очевидна: слишком много курьеров, которые пришли в сервис как раз ради огромных зарплат, обещанных в рекламе. А значит, замену недовольным нововведениями найти легко.
За чей счет велосипед и одежда?
Велосипеды “Самокат” и компании-партнеры обычно дают бесплатно. Электровелосипеды уже берут в аренду, но если работать больше 70 часов в неделю, то они тоже будут бесплатными. Есть и автокурьеры на своих машинах, но таких очень мало, в основном они работают на сложных и дальних локациях.
Какого качества оборудование и так понятно: оно часто ломается, и чинить его нередко приходится прямо на ходу. Неисправный велосипед администратор склада ставит на ремонт, а курьер тем временем катается на любом другом. Вопрос с личным транспортом решаем сами: нужно либо закрыть смену и поехать чинить, либо взять велосипед на складе и после работы заняться своим.
Форму выдают либо сразу после двухчасовой стажировки, либо после 40 отработанных часов. Новая одежда всегда есть на складе, но иногда не бывает нужного размера.
Раньше курьерам выдавали зимние куртки, ветровки и флиски. Но сейчас на многих складах из доступной формы есть только хардшеллы, розовые подстежки без капюшона под низ для зимы и фирменные футболки.
Одежда выдается курьерам в большинстве случаев навсегда, никто ее потом не забирает. Поэтому многие доставщики других сервисов ездят в самокатовских хардшеллах: они хороши в плохую погоду, но для постоянного ношения слишком жесткие.
В дарксторах есть бесплатные шлемы, но их состояние часто оставляет желать лучшего. Да и в целом везде по-разному к ним относятся: на каких-то центрах формирования заказа (ЦФЗ) за езду без шлема могут уволить после пары предупреждений, где-то их надевают только перед начальством.
Немного о стажерах
Стажируются курьеры в своей одежде, и менеджеры часто не доносят новичкам информацию о том, что первый день — тоже рабочий. Поэтому люди приходят в хорошей одежде, а потом “убивают” ее по грязным дорогам или пальцы отмораживают зимой, потому что пришли без перчаток и не додумались попросить их на складе.
Вообще, стажеры — это отдельная история. Иногда такие кадры приходят, что смотришь на них и думаешь, как они до своих лет дожили. Например, пришел парень лет 18. Видно, что не особо сообразительный. Я ему все объясняю, он кивает. Дали ему простенький заказ недалеко от ЦФЗ, и он, конечно, потерялся. Мы поехали его искать, нашли через полчаса вообще в другом конце карты на лавочке с разряженным телефоном. В итоге отправили парня куда подальше. Но на этом история не закончилась: к нам заявилась его бабушка. Начала выяснять, почему это ее способного внучка не взяли, ведь он хотел летом заработать денег, а у нее сердце больное. Еле спровадили.
Еще одна история: стажер пришел в самую запару, когда курьеров не хватало, и мы решили сразу показать ему все прелести работы в “Самокате”. Я взял на себя заказов килограммов на 45, половину отдал стажеру, и погнали на очень дальний маршрут — километра четыре на обычных великах. Был декабрь, шел сильный мокрый снег. По пути парень падал, останавливался отдохнуть. С горем пополам за полтора часа все развезли. На обратном пути я решил срезать, но идея оказалась плохая: всю дорогу замело, пришлось полпути идти пешком по мокрому снегу. Когда приехали в даркстор, я видел на лице стажера слезы. Он просто молча ушел, не был готов к такой адской работе.
Рабочий день
График можно выстраивать как угодно. У курьеров есть специальное приложение, где они выставляют интервалы своей доступности. Например, я хочу выйти 16 апреля с 8:00 до 20:00. Программа и люди на координации подстраивают курьеров под график, основанный на средних показателях. Они рассчитываются из того, сколько доставщиков требуется в тот или иной день. Если указана потребность в трех курьерах с 8 утра, а захотели выйти пятеро, то два человека выйдут позже или вообще не выйдут.
Так как больничных нет, то в случае недомогания сообщаем об этом руководству и ищем замены себе на следующие дни. Если заболел в день, когда стоит смена, нужно принести справку от врача, иначе могут уволить.
Организована работа максимально просто: выходишь, нажимаешь в системе «начать смену» и ждешь заказы. Они попадают в выборку, сборщики складывают их в боксы и отдают курьерам. После развозки нажимаешь «Завершить доставку» и попадаешь в список возвращающихся на склад.
Раньше задач было больше. Курьера могли поставить на разгрузку товара, на уборку даркстора, иногда даже на генеральную, вынос мусора, нарезку картона, раскладку и перемещение товара. Именно из-за этого многие ушли. Около года назад в компании стали строить работу так, чтобы курьеры выполняли преимущественно только свои обязанности. Разгрузка товара теперь полностью на поставщиках, картон режут товароведы, генеральной уборкой занимается клининг, какой-то работой по складу — курьеры, оставшиеся в последний час до закрытия. В их обязанности входит мытье полов, вынос мусора и расстановка велосипедов. В общем, привести даркстор в нормальное состояние.
В новых городах и локациях, где заказов немного, курьеров отправляют просто кататься на промомаршрут с сумкой или стоять как промоутер и раздавать товары за регистрацию в “Самокате”.
Как распределяются заказы
До лета 2024 года мы самостоятельно выстраивали маршруты и брали заказы, как хотели и сколько могли. Затем ввели автоматическую консолидацию: программа сама назначает задания, как считает нужным, и у нас нет возможности на это повлиять. И это тихий ужас. Работать стало сложнее, так как система часто глючит. Но самое плохое — ограничение в три заказа на курьера или в три пакета на один бокс, из-за чего приходится постоянно ездить туда-сюда. Да, иногда действительно три адреса — это нормально, дай бог их довезти. Но чаще всего в каждом из боксов лежит по какой-нибудь мелочевке, типа шоколадки и шампуня. И ты просто ездишь с пустым рюкзаком.
Система не дает курьерам брать больше трех заказов, поэтому нередко приходится ездить с пустым боксом
Второй момент — абсолютно не учитываются адреса доставки. Раньше на складе все работали сообща: кто-то берет дальние точки разом и едет в одну сторону, другой в это время развозит те, что поближе. Теперь же в один дом могут отправить трех курьеров. Кому это надо? Явно не нам, поскольку речь не только про усталость, но и даже про износ велосипедов.
Доходило до абсурда: система пешим курьерам выдавала дальние заказы, которые они физически не успевали выполнить. Приходилось идти к администратору, чтобы поручение с человека сняли. И такую простую вещь не могли пофиксить полгода.
В итоге в дарксторах то не протолкнуться, то не хватает курьеров, то не хватает сумок. Хаос и неразбериха.
Вес сумки
У каждого курьера — пешего, вело, электро — свои весовые пределы. Есть также ограничения для женщин и мужчин. Например, для пешего курьера-мужчины лимит 15 кг, а для мужчины на велосипеде — 25 кг. Если заказ не помещается в сумку, его должны везти два курьера на совместной доставке, а при недостатке людей такой заказ рекомендуется отменить.
Иногда попадаются негабаритные товары. В крупных городах это может быть разная техника, такая как телевизоры. Также курьеры возят посылки с “Мегамаркета”. Взять больше, чем положено, не получится, потому что система сама рассчитывает вес заказа. Если он слишком тяжелый или негабаритный, она распределяет его на двух курьеров.
Доставка за 15 минут
Дарксторов с каждым годом все больше, поэтому привезти заказ за 15 минут вполне реально без особых усилий, но ситуации бывают разные. Руководство давит на директоров и товароведов, те — на курьеров, чтобы выходили раньше, доставляли быстрее. За небольшие опоздания никого не ругают, если они не постоянные. Штрафов тоже нет, но если курьер доставляет слишком медленно и портит статистику, то с ним в большинстве случаев прощаются.
Чаевые
Чаевые оставляют очень редко, и чаще всего это одни и те же люди. Иногда их сумма за месяц при довольно интенсивной работе даже не переваливает за 1000 рублей. Это и по моим наблюдениям, и по отзывам других курьеров. В элитных районах чаевые оставляют также редко, но суммы больше.
Старшее поколение в основном дает наличкой, молодежь кидает на карту. Бывают индивидуумы, которым просто некуда деть мелочь, и они отдают эти несчастные 13 рублей курьеру, думая, что он будет рад звенящим монетам в кармане. Один мужчина в качестве чаевых предложил молитву, другой — вяленую рыбу.
В “Самокате” есть рейтинг чаевых за месяц, и в феврале больше всех их оставили девушке из Санкт-Петербурга — 18 000 рублей.
Отношения с начальством…
Как и в любом коллективе, бывают люди адекватные и не очень. Но руководство склада всегда в выигрышной позиции: неважно, кто прав в конфликте, курьера можно уволить, просто сделав пару кликов мышкой. Например, мне в канал присылали историю, когда директор склада требовала, чтобы курьеры не ждали третьего заказа, а ехали с двумя. Якобы чтобы простоя не было. При этом женщина оскорбляла работников, записывала в систему нарушение с их стороны. Кто-то просто угрожает унизить при коллегах или запугивает увольнением. Когда на такое руководство жалуешься на линию заботы, то просто ждешь ответа несколько дней, а потом про тебя забывают.
Курьеры тоже бывают виноваты. Некоторые ведут себя по-хамски, кто-то провоцирует ДТП, один как-то случайно забыл опарышей для рыбалки в заказе.
Курьеры могут косячить, но и начальство не всегда бывает адекватным
… и коллегами
Здесь тоже все по-разному. Где-то дружная устоявшаяся команда, где-то люди просто приходят заработать денег и побыстрее уйти. Так как заказы распределяет программа, то смысла в конкуренции нет: все дружно злимся на эту идиотскую систему. Можно сказать, что у нас есть своя тусовка, с шутками и болями, понятными только нам.
При этом контингент в “Самокате” очень разный. В крупных городах львиная доля курьеров — это мигранты, большинство из которых плохо знают русский язык. Много студентов на подработке, есть взрослые люди на подработке, очень редко приходят девушки. Иногда можно встретить маргинальных личностей, злоупотребляющих алкоголем или запрещенными веществами.
Клиентоориентированность
Конечно, работа не без курьезов, но 99% заказов проходят в режиме “приехал — отдал — хорошего дня пожелал”. Иногда клиенты скандалят на ровном месте или из-за недопонимания, бывает, выходят нагишом. Кто-то возмущается, что еду возим холодной, другие — что в упаковке мармеладных черепашек попался один мишка. Некоторые могут устроить целый квест как к ним добраться.
Иногда описание адреса ставит в тупик
Бывают просто странные клиенты. Коллеги рассказывали, как пожилой мужчина каждую неделю заказывал по 80–90 товаров, среди которых обязательно были йогурты с гранолой, с десяток мороженых, газировка и необъяснимое число освежителей воздуха. Коллеги даже завели специальную доску, на которой отмечали время с его последнего заказа, чтобы быть готовыми, когда он вновь решит отовариться.
Грубости и конфликтов в нашей работе очень много. Бывает, клиент заставляет ждать 10 минут, пока он оденется, а на вежливое замечание, что времени нет, посылает проклятья и грозит расправой. Кто-то писал комментарии об испорченном товаре еще до того, как его доставили. Нередки случаи, когда курьеров избивают неадекватные прохожие.
Конечно, есть и обратные ситуации. Одного из курьеров покусал сурикат, когда он передавал заказ клиенту. Женщина очень распереживалась, писала в службу поддержки, чтобы узнать, все ли хорошо. Кто-то накидывал большие чаевые, лишь бы побыстрее доехали.
В целом курьер — обычная профессия. Здесь можно хорошо заработать, если не лениться, но много своих нюансов. Если попадается дружный коллектив, то выходить на смену намного легче. А самый приятный бонус для многих — списанная продукция, которую можно забрать. Вот за нее порой идет настоящая борьба.
С лета 2024-го, когда пошла тенденция на автоконсолидацию и из курьера сделали тупую машину по развозке заказов, у меня пропадает всякое желание работать здесь. На днях, например, отменили любую возможность брать попутные заказы: везешь только то, что дала система. И неважно, что там собирается заказ в этот же подъезд. Для “электрокурьеров” тоже закручивают гайки: в Москве теперь не выйти на смену без регистрации в КИС «АРТ» (система контроля таксистов, действующая в Москве и Подмосковье — прим. ред.) и установки на транспорт IoT-модуля, ограничивающего скорость и отслеживающего движение.
Скорее всего, вскоре я уйду, как только разберусь с некоторыми жизненными трудностями».