Вы входите в дверь ближайшего гастронома. Поверните голову направо. Что вы видите? В сети магазинов Wal-Mart, Kroger, Whole Foods и многих других, в этом месте размещается отдел свежих овощей. Некоторые магазины пристраивают рядом ещё и выпечку. И во всех этих магазинах расположение дверей и касс вынуждает вас сразу же свернуть направо.
Учёные потратили не один год, анализируя наше поведение во время шопинга, и пришли к выводу, что мы так же предсказуемы, как животные во время миграции. Выяснилось, что люди любят обходить магазин против часовой стрелки. А следовательно, дела у магазина пойдут лучше, если установить двери справа, а не в центре или, того хуже, слева.
Современный супермаркет так спроектирован, что вы невольно обходите его по определённому, продуманному специальными людьми, маршруту. Зная, что вы свернёте вправо, они размещают самый свежий и соблазнительный товар там, где он первым попадётся вам на глаза. Не самый ходовой, заметьте — они понимают, что вы вряд ли побежите в магазин среди ночи за кочаном капусты. Они знают, что если в этом месте окажется полка с чипсами, вы просто схватите пакет и рванёте прямиком к кассе. Вместо этого они раскладывают там свежие овощи, у которых больше шансов произвести хорошее впечатление. Хитрость заключается в том, что магазин теперь автоматически будет вызывать у вас ассоциации со свежестью, приятными запахами и яркими красками умело разложенных овощей.
После того как они ослепили вас яркими лимонами, яблоками и апельсинами, они ведут вас против часовой стрелки таким образом, чтобы определённые продукты возникали перед вами в самый подходящий для них момент, то есть, когда вы, скорее всего, уже дозрели, чтобы их купить. То, что вам действительно нужно — кола, чипсы, молоко, яйца, нарезанный ломтиками сыр, появится перед вами только в самом конце. К тому времени ваша тележка будет доверху заполнена ерундой, которую вы даже не думали покупать.
Помните! Их цель — продержать вас в магазине так долго, как только возможно, и заставить вас обойти как можно больше стеллажей. Вы никогда не купите «перчик халапеньо на меду», если не узнаете о его существовании.
Почему это работает:
Мы знаем, что хождение по кругу — обычное дело для стадных животных, слонов, например. Но никто вам точно не скажет, почему и люди ведут себя так же. Более того, как показали исследования, покупатели Англии, Австралии и Японии предпочитают обходить магазин в противоположном направлении, то есть по часовой стрелке. Сам собой напрашивается вывод, что это как-то связано с принятым в этих странах левосторонним движением. Стало быть, если вы привыкли ездить по правой стороне дороги, в магазине вас неминуемо потянет направо, а потом по кругу, вдоль стены.
Так или иначе, импульс этот действительно мощный. В одном из магазинов Филадельфии попытались, ради эксперимента, вынудить покупателей входить в магазин слева и обходить его по часовой стрелке. Они открыли левый вход, а справа поставили несколько столов с товаром. Предполагалось, что покупатели просто пожмут плечами, повернут налево и продолжат свой шопинг, как ни в чём не бывало. Не тут-то было! Они стали пробираться к правому входу, проталкивая между столами свои тележки «с упорством лосося, плывущего против течения».