rodlaba

rodlaba

На Пикабу
114 рейтинг 1 подписчик 0 подписок 19 постов 0 в горячем

Что можно брать с собой на ППЭ?

Ребята и родители спрашивают, что можно проносить с собой на ЕГЭ\ОГЭ? Если коротко, то запрещено всё, что не разрешено. Список разрешённых предметов легко найти на официальном сайте ЕГЭ, но есть несколько нюансов.  

1. ЛЕВ. Лекарства, еда и вода.

- Если школьнику нужны медикаменты, их можно взять с собой в блистерах, но без картонной упаковки. Справка от врача не требуется, но лучше её иметь на всякий случай.

- Продукты лучше выбирать без сильных ароматов, которые не шуршат и не пачкают. Например: бутерброды, печенье, бутылка воды без этикетки.

- В московских и не только школах вода есть в кулерах.

- В некоторых школах могут попросить оставить ЛЕВ на столе у входа.

2. Для ребят с особыми потребностями, связанными со здоровьем, есть дополнительный список разрешённых предметов.

Например, слуховой аппарат, инсулиновые шприцы и прочее можно взять с собой, но потребуется документ от врача. Обычно такие ребята и их родители заранее знают, что нужно, не будем останавливаться.

3. Паспорт - главное.

- Если забыть его, то есть процедура верификации личности, ничего страшного. Но чтобы не добавлять стресса перед экзаменом, лучше взять заранее.

- В аудиторию паспорт нужно брать без обложки. Каждый год обязательно находятся несколько ребят, которые пытаются уговорить меня или коллег разрешить счастливую обложку или банковскую карту, но это не наша прихоть, это официальный запрет.

4. Талисманы и прочие предметы «на удачу».

- Посторонние предметы запрещены регламентом. Однако, как я уже писал в статье про саморегуляцию, некоторым людям помогают талисманы. Их можно взять с собой в кармане или как украшение на руку (например, чётки). Это снизит тревогу и добавит уверенности.  

5. Шпаргалки и телефон.

- Бумажная шпора - отличный талисман, который принесёт удачу и уверенность, но рекомендовать могу только тем шаманам, которые умеют пользоваться.

- Остальным тоже могу рекомендовать подготовить её самостоятельно, но брать с собой вовсе не обязательно. Брать чужую, тем более скачанную и не переработанную, скорее вредно, чем полезно.

- Средства связи, фото и видео фиксации запрещены категорически. Полагаться только на телефон - выстрел в ногу.

- Если решились стрелять - потренируйтесь в тире. Т.е. на пробниках. Сюрпризы будут обязательно. Например, один из учеников положит телефон в кроссовку прямо дома. На первой же ступеньке он услышал подозрительных хруст, до школы дошёл уже с охолощённым оружием. Лучше было понять это заранее, чем непосредственно в день ЕГЭ.

- Чтобы амулет не сглазили, не показывайте его никому. Мне, как организатору в аудитории, не интересно уличать списывающего, но часто находится школьница, которая пожалуется на нарушителя и его работу аннулируют. Не знаю зачем они это делают, но заявляют регулярно.

6. Вспомогательные вещи. На некоторые предметы можно взять:

- Калькулятор непрограммируемый (например, физика, география или химия).  

- Таблица Менделеева (химия).  

- Орфографический словарь (для русского языка и литературы).

- Линейка (математика, физика, география) и транспортир (география).  

- Все вещи тщательно проверят на наличие справочной информации, поэтому лучше не рисковать. В некоторых школах вообще запрещены калькуляторы и словари, но выдадут местные.

7. Чуть не забыл. Чёрные гелевые или капиллярные ручки. Казалось бы, как можно забыть основную вещь? К сожалению, оказывается, что можно.

- Ручки лучше брать удобные. Писать три - четыре часа к ряду неудобным инструментом - удовольствие сомнительное. Особенно для тех, кто делает это впервые.

- Возьмите с запасом. 1=0. Закончится, поломается, потеряется. Скорее всего, в аудитории найдётся запасная. Но точно неудобная.

Итого:

На ППЭ можно взять только то, что разрешено: еду, воду, лекарства, учебные материалы и паспорт. Лучше заранее подготовить всё необходимое, чтобы избежать тревоги. Для детей с особенностями здоровья существует дополнительный список. Талисманы, хотя и не разрешены официально, могут помочь снизить стресс.  

Это только 19 из 20 важных вопросов, которые волнуют родителей школьников. В следующих статьях обсудим, как избавиться от стресса, как повысить шансы на успех самостоятельно, как мотивировать ребёнка учиться и многое другое. Не пропустите!

С заботой о вашем ребёнке, Подкопаев Александр, педагог-наставник, сотрудник Лаборатории Родительства.

Показать полностью
1

Что такого съесть, чтобы всё запомнить? И остальные лазейки для подготовки

Людям свойственно искать чудодейственные рецепты. «Какую еду выбрать, чтобы всё запомнить?», «Какие есть секретные техники, чтобы за одну ночь выучить всё?» и прочая. Всегда отвечаю, что универсального чит-кода не существует, но есть проверенные методы, которые действительно работают.

1. Про еду лучше спрашивать у диетологов, тут я не специалист, но наблюдениями поделюсь.

- Лучше брать лёгкую пищу, чтобы кровь не отливала от мозга к желудку. Например, шоколадка без орехов — отличный выбор. К тому же быстрые углеводы помогают снизить стресс.

- Переедание перед экзаменом тоже вредно. Не зря говорят, что сытое брюхо к учению глухо.

- Вкусняшки добавят приятных эмоций и снизят тревогу. В своё время всегда брал на олимпиады шоколадку и печенье. Поглощал их с удовольствием, по мне видно, но сейчас не об этом.

- Лакомство, запланированное на время после экзамена, помогает понизить тревогу ещё и потому, что смещает фокус с ЕГЭ, напоминает о том, что жизнь продолжается.

Прятать ли шпаргалки в еде? Это личный выбор, обычно делюсь с ребятами своей историей, но напоминаю о рисках.

2. Слышал популярный совет: «Жуйте жвачку во время подготовки, а на экзамене возьмите с таким же вкусом — и всё вспомните!».

Предполагается, что работает через ассоциации и обращения к рептильному мозгу. Сам эксперименты не проводил, но если у Вас есть опыт, поделитесь в комментариях, интересно, есть ли кто, у кого сработало?

3. Мнемонических техник, которые помогают лучше запоминать материал, есть великое множество. Например:

- Ассоциации: Связать новое сложное с простым знакомым. Они не обязаны быть логичными.

- Рисунки, карты и схемы: Интернет не даст соврать, картинку сложно развидеть. Даты и формулы достаточно легко визуализировать и запоминать в таком виде.

- Истории: Люди любят и помнят короткие рассказы. Пусть даже абсурдные. Можно придумать такой с участием величин, дат, формул, терминов.

- Не обязательно выбирать что-то одно, в связке работает лучше.

Из практики: предлагаю ученикам назвать первую ассоциацию с новым термином, а потом представить это как картинку. Например, говорю «удельная теплота плавления», что в голове возникло? «Плавленный сыр». Тогда предлагаю вообразить треугольный кусок сыра, который плавится, обтекает по краям. Получается буква λ, которая похожа на перевёрнутую У, с которой начинается «удельная...». Это помогает запомнить формулу для подсчёта теплоты плавления Q = λm, где λ - как раз таки удельная теплота плавления.

Приглашаю разгадать формулу, которую ученик запомнил как «Робот выгуливает жирафов на поводке» в комментариях.

Даже лучшая техника требует времени для освоения, нельзя научится программировать за вечер. Скорее всего, по началу будет получаться как у начальника станции из «Похождений бравого солдата Швейка», но потом хорошо.

4. Техник, советов, лайвхаков очень много, обозреть их все, пусть и кратко не получится.

Есть среди них и откровенные пустышки, но иногда и плацебо срабатывает. Существует только один надёжный способ узнать, поможет ли что-то Вашему ребёнку - пробовать. Поэтому имеет смысл начать практиковать подсмотренное заранее, даже если у блогера 100% результат, чтобы было время попробовать ещё что-то и таким образом найти рабочий вариант.

Итого:

Волшебной таблетки, которая поможет всё запомнить, нет. Но правильное питание, техники запоминания и даже плацебо могут улучшить результат. Главное — не уповать на «лазейки», а готовиться заранее. Даже маленькие действия, такие как планирование вкусняшки после экзамена, снизят тревогу и добавят уверенности.

Какие лайвхаки помогли Вам или вашему ребёнку? Поделитесь в комментариях. Если будет рабочим, то украду в работу. 

Это только 18 из 20 важных вопросов, которые волнуют родителей школьников. В следующих статьях обсудим, как избавиться от стресса, как повысить шансы на успех самостоятельно, как мотивировать ребёнка учиться и многое другое. Не пропустите!

С заботой о вашем ребёнке, Подкопаев Александр, педагог-наставник, сотрудник Лаборатории Родительства.

Показать полностью
1

Достаточно ли школы для подготовки или нужна альтернатива?

Закономерный для родителей вопрос: «Достаточно ли школьных занятий для успешной сдачи ЕГЭ или ОГЭ?» Ответ зависит от целей. Если цель — просто получить аттестат, то школы может хватить. Если мечтаете о топовом ВУЗе, стоит подумать об альтернативных вариантах.

1. Если цель — преодолеть минимальный порог для получения аттестата, то школьной программы обычно достаточно.

Программа как правило выстроена так, чтобы много раз прорешивать задания «на троечку». Более того, грамотные учителя выстраивают процесс так, чтобы даже разгильдяй с камчатки что-то услышал и запомнил. Но на высокоуровневые задачи ресурсов обычно не хватает.

2. Для поступления в ведущие университеты одного школьного образования недостаточно. Например:  

- В 2024 году в МФТИ средний балл поступивших варьируется от 292,3 до 305,8 из 300 возможных в зависимости от факультета. Во ВШЭ проходной балл - от 252 до 308 из 300.

- Даже в хороших школах подготовка часто ограничивается стандартной программой, которая не учитывает сложные задачи ЕГЭ. Даже если набрать 100 баллов по физике и столько же по математике, но по языку собрать всего лишь 90, то в такие ВУЗы можно и не пройти. 

3. Когда нужен репетитор или курсы? Опять всё зависит от конкретной потребности:  

- К сожалению, в наше время стало нормой, что у школьника есть репетитор или несколько.

- Подтянуть предметные знания. Курсы или репетитор помогут разобраться со сложными темами и научат решать задачи повышенной сложности.  

- Определиться со своим жизненным путём. Иногда ребёнку нужен не только учитель в узком смысле, но и человек, который поможет определиться с направлением в жизни и предрасположенностями. Таким наставником может стать репетитор.

Пример из практики. В одном из прошлых ответов уже описывал историю ученицы, которая довольно неплохо представляла какие у нее таланты и мы занимались преимущественно хардскиллами, она поступила в ВШЭ. Но с её братом, который тоже очень способный парень, мы неоднократно беседовали на отвлечённые темы, чтобы понять, что драйвит его. Мы пытались представить его обычный день через 10 лет, что там должно происходить, чтобы было приятно. Мы обсуждали в каком формате ему хотелось бы работать: в частном найме, государственном или на себя. Одному или в команде? Быть руководителем или исполнителем? Что нравилось в детстве, какие эмоции хотел бы испытать? Таких вопросов очень много, все вместе они помогают сфокусировать внимание и определиться с желаемым образом жизни и занятостью.

Выбор жизненного пути важен, это довольно популярный запрос от родителей, но подробнее вопрос раскрою в других статьях.

Итого:

Школа достаточна для аттестата, но для поступления в топовые ВУЗы нужна дополнительная подготовка. Курсы или репетитор помогут подтянуть знания и научат решать сложные задачи. Наставник поможет выбрать уклад. Главное — ориентироваться на конкретные цели школьника и его родителей.

Как Вы смотрите на дополнительную подготовку школьников? Нужна ли, какую задачу должны выполнять? Поделитесь в комментариях, какого наставника пожелали бы себе в детстве?

Мы готовим бесплатную встречу для родителей, чтобы вместе обсудить, как поддержать детей в непростой период подготовки к экзаменам. Поговорим о том, как справляться со стрессом самим и как помочь ребёнку в этот важный период. Обсудим важные организационные моменты.

Очень хотим, чтобы эта встреча стала местом поддержки, внимания и настоящей помощи. Ведь когда родитель в ресурсе — ребёнку становится гораздо легче.

📅 Планируем провести встречу 21 мая вечером в Москве.
Если у вас есть возможность помочь с помещением — будем очень благодарны!

Это только 17 из 20 важных вопросов, которые волнуют родителей школьников. В следующих статьях обсудим, как избавиться от стресса, как повысить шансы на успех самостоятельно, как мотивировать ребёнка учиться и многое другое. Не пропустите!

С заботой о вашем ребёнке, Подкопаев Александр, педагог-наставник, сотрудник Лаборатории Родительства.

Показать полностью
0

Как вернуть концентрацию на экзамене? Что делать, если забыл всё, что знал?

Этот вопрос заботит не только учеников, но и их родителей. Ситуация нормальная, популярная и её можно исправить.

1. Почему так происходит? Не потому, что знания исчезли, просто эмоции «затопили» разум. Чтобы вернуть контроль:

- Назовите то, что происходит. Например: «Я сейчас волнуюсь, но это нормально. Знакомая задача кажется незнакомой, потому что я в стрессе.» Это как в народных приданиях, чтобы победить нечисть, нужно сперва назвать истинное имя, та лишится своей силы.

- Примите ситуацию, не сопротивляйтесь своим чувствам, дайте им время утихнуть, допереживайте эмоции до конца. Нужно пять минут для этого? Славно, посмотрите в окно, не торопите себя. Нужно 15? Отлично, можно и в окно посмотреть, и пройтись к кулеру, и порисовать.

- Лично мне иногда помогает самоирония в схожих моментах.

- Используйте техники саморегуляции, когда чувствуете, что контроль начинает возвращаться.

2. Техники саморегуляции. Подробно описывал их в соответствующем посте, но если кратко:

- Дыхательные. Например, сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Или метод «4-7-8»: вдох на 4 секунды, задержка на 7, выдох на 8.  

- Возвращение в момент: Сфокусируйтесь на том, что видите, слышите, ощущаете прямо сейчас. Например, сосчитайте предметы вокруг или обратите внимание на свои телесные ощущения.  

- Физическая активность: Даже на ЕГЭ есть возможность легко размяться, пройтись, пошевелить пальцами рук и ног, напрягать и расслаблять мышцы.

- Когнитивная и пальчиковая гимнастика: Эти упражнения понятнее на видео, таких много, но почти все они используют асимметричные движения для непривычной нагрузки мозга.

- Физиологические. Пронаблюдайте сердцебиение и дыхание, посчитайте пальцы на руках или предметы одного цвета. Вспомните таблицу умножения. 

3. Напомните себе, что жизнь не заканчивается.

- Подумайте о том, что будете делать через час после экзамена и на следующий день.  

- Проговорите в слух, что экзамен — это всего лишь этап, который можно пройти заново, если что-то пойдёт не так.  

- Закройте глаза, представьте, что прошло две недели после ЕГЭ. Хорошо представьте детали места, где Вы находитесь. Представьте, что Вы вспоминаете экзамен, объясняете решение задачи другу. Обычно в этот момент приходят хорошие идеи. Работает примерно как «лестничный аргумент», только с положительным знаком.

4. В процессе подготовки мы с учениками много раз репетируем такие ситуации на берегу. Тут полезно обращать внимание на:

- Нормальность и легальность происходящего.

- Безопасность возможных последствий плохих баллов ЕГЭ.

- Все знания умения и навыки, которые приобрели в школе пригодятся и в дальнейшей жизни, пусть даже в изменённой форме. Они никуда не денутся, даже если на время спрятались за волнением.

- В реальной жизни победителем становится не тот, кто никогда не падает, а тот, кто встаёт и двигается дальше.

- Всегда можно упростить ситуацию, сориентироваться в ней, потом вернуться в сложную. Можно упростить простую несколько раз.

- Всегда можно пропустить задачу и вернуться после перерыва. Даже если за первый круг потребуется пропустить три четверти номеров.

Пример: Парень решил задачу на производную за минуту, ему показалось, что это слишком легко и стал перерешивать, искать упущенные условия. С каждой итерацией задача становилась всё менее понятной, всё больше вещей забывались. Он принял решение оставить её, вернулся через 15 минут и заметил, что в начале всё было правильно. Если бы не бросил, то точно запутался бы и дал неверный ответ, т.к. много раз повторил бы в голове фантомные наблюдения и теории, после многократного повторения они всегда кажутся знакомыми, а значит и правильными, но это ловушка.

Итого:

Если на экзамене забыли всё, что знали, это не конец, просто эмоции временно затмили Ваши знания, но их можно вернуть. Используйте техники саморегуляции, легализуйте стресс, допереживайте эмоции, разминайтесь. Помните: жизнь не заканчивается, и всегда есть возможность попробовать снова. Всё обязательно получится!

Были ли у Вас ситуации, когда принимали правильное решение, но из-за эмоций меняли его на неправильные? Что бы порекомендовали делать, чтобы избежать такой досады?

Мы готовим бесплатную встречу для родителей, чтобы вместе обсудить, как поддержать детей в непростой период подготовки к экзаменам. Поговорим о том, как справляться со стрессом самим и как помочь ребёнку в этот важный период. Обсудим важные организационные моменты.

Очень хотим, чтобы эта встреча стала местом поддержки, внимания и настоящей помощи. Ведь когда родитель в ресурсе — ребёнку становится гораздо легче.

📅 Планируем провести встречу 21 мая вечером в Москве.
Если у вас есть возможность помочь с помещением — будем очень благодарны!

Это только 16 из 20 важных вопросов, которые волнуют родителей школьников. В следующих статьях обсудим, как избавиться от стресса, как повысить шансы на успех самостоятельно, как мотивировать ребёнка учиться и многое другое. Не пропустите!

С заботой о вашем ребёнке, Подкопаев Александр, педагог-наставник, сотрудник Лаборатории Родительства.

Показать полностью
0

Что делать, если ребёнок не сдаст экзамен?

Родители не редко паникуют ещё до начала экзаменов, но иногда вопрос «Что делать, если ребёнок не сдал ЕГЭ?» возникает в момент публикации результатов. В любом случае, лучше подумать об этом заранее.

1. Самое важное — поддержка.

Если выпускник не сдал экзамен, он уже испытывает стресс и чувство вины, дополнительные упрёки или наказания не вернут время вспять, даже если Вы ещё год назад предупреждали, что игры в компьютер и футбол не сильно повышают вероятность успешного поступления в университет.

Лучше сказать, что это неудача, но не конец жизни, поддержать, напомнить, что Вы рядом, сохранить доверие и повысить вероятность того, что в будущем ребёнок будет прислушиваться к Вашим советам.  

2. Пересдать.

- ЕГЭ по одному из предметов можно пересдать примерно через три недели. Но помните, что засчитывают последний вариант, а не лучший.

- Если не получилось в этом году, всегда есть следующий год.

- Можно рассмотреть альтернативные варианты поступления в ВУЗ или подумать над тем, действительно ли поступление в ВУЗ нужно.

Пример: мой одноклассник пересдал ЕГЭ через год и перепоступил в ВУЗ уровнем выше, куда метил с самого начала. Он не торопился хвастаться в военкомате первым зачислением, поэтому не потерял отсрочку. Разумеется, второй раз готовиться к ЕГЭ сильно проще, чем в первый.

3. Жизнь продолжается.

Важно напомнить не только ребёнку, но и себе:  

- Никто не умрёт, никаких увечий от этого не наступит.  

- Это всего лишь один этап жизни, его можно пройти заново.

- А можно и не проходить, есть ещё много путей, жизнь длинная и интересная, совсем не обязательно выбирать стандартный маршрут.

Особенно часто это приходится проговаривать с мамами мальчиков. Писал подробно, что делать в такой ситуации, но если кратко, то попробуйте уточнить чего конкретно боитесь, как это произойдёт и в какой последовательности. Тогда станет заметно как именно избежать нежелаемого исхода на каждом этапе.

4. Как работать с эмоциями?

- Напомнить, что самое ценное - жизнь не просто не кончается, но скорее даже только начинается.

- Признать и проговорить, что план А не сработал. Значит будем думать над планом Б.

Иногда ребёнок сам принимает решение «не сдать» или не готовиться должным образом. Даже в этом случае:  

- Не стоит причитать, обвинять или наказывать.  

- Лучше спокойно обсудить, почему он так решил, вместе придумать дальнейшие шаги.  

Например, один из учеников смог довести до матери, что не хочет идти в тот ВУЗ, который она запланировала. Она была слишком настойчива и у него не осталось (по его мнению) другого выхода, кроме как прийти на ЕГЭ и полностью провалиться. При этом сразу после экзамена он рассказал как решал каждую из задач и решения были правильными.

Итого:

Если выпускник не сдал экзамен, главное — поддержать его и помочь двигаться дальше. Неудача — это не конец света, а сигнал к новому началу. Экзамен можно пересдать, жизнь продолжается, и всегда есть план Б. Важно сохранить спокойствие, уверенность хорошие отношения с детьми и думать о будущем, а не прошлом.

Поделитесь в комментариях примерами хорошей или плохой реакции на провал. Возможно, Вы сами когда-то сдали экзамен не так, как планировали и можете подсказать, какую поддержку Вы бы хотели получить со стороны.  

Мы готовим бесплатную встречу для родителей, чтобы вместе обсудить, как поддержать детей в непростой период подготовки к экзаменам. Поговорим о том, как справляться со стрессом самим и как помочь ребёнку в этот важный период. Обсудим важные организационные моменты.

Очень хотим, чтобы эта встреча стала местом поддержки, внимания и настоящей помощи. Ведь когда родитель в ресурсе — ребёнку становится гораздо легче.

📅 Планируем провести встречу 21 мая вечером в Москве.
Если у вас есть возможность помочь с помещением — будем очень благодарны!

Это только 15 из 20 важных вопросов, которые волнуют родителей школьников. В следующих статьях обсудим, как избавиться от стресса, как повысить шансы на успех самостоятельно, как мотивировать ребёнка учиться и многое другое. Не пропустите!

С заботой о вашем ребёнке, Подкопаев Александр, педагог-наставник, сотрудник Лаборатории Родительства.

Показать полностью

Как происходит перевод баллов ЕГЭ и что они значат? Сколько баллов нужно набрать на тройку?

Этот вопрос волнует не только родителей, но и некоторых учеников. Если кратко, то шкала переводов нелинейная, «тройка» зависит персонально от ваших целей.

1. Первичные баллы переводят во вторичные довольно противоестественно:  

- Первые баллы «стоят дороже». Например, в профильной математике первые баллы приносят по 5–6 итоговых баллов.  

- Последние баллы «стоят дешевле». В той же математике они стоят ровно нуль. А предпосление переводятся по курсу 1:1.

-Получается, что 70% можно набрать за 20-25 минут, следующие 15% за час, а на финальные 15% часто не хватает и оставшихся 2,5 часов.

2. Где заранее посмотреть таблицу перевода?

Мне удобно пользоваться ресурсом 4егэ. Можно и в официальных документах смотреть, они появляются раньше, но таблицы там разорваны по страницам, это не сподручно.

3. Сколько баллов набрать, чтобы поступить?

Для поступления в ВУЗ суммируют:  

- Итоговые баллы ЕГЭ по трём\четырём предметам.  

- Дополнительные баллы (например, за индивидуальные достижения или конкурсы).  

- Бонусы за олимпиады.  

Это конкурсная сумма. Баллы не «подкрашены»: 1 балл за математику = 1 балл за русский язык. Некоторые олимпиады превращаю баллы ЕГЭ в 100, некоторые - просто добавляют 10, некоторые дают БВИ. Если в ВУЗе на направлении N мест, то зачисляют первых N людей из ранжированного по конкурсной сумме списка, которые принесут документы.

Важно: проходной балл  — это балл последнего человека в списке, а не гарантия поступления. Лучше ориентироваться на средние баллы, которые обычно публикуются на сайте приёмной комиссии интересующих ВУЗов. Эти списки хранятся как минимум полгода после окончания приёма.

4.Сколько нужно для тройки?

- Базовая математика - единственный предмет, где можно официально «сдать на тройку». Минимум — 7 баллов из 21.  

- Профильная математика и остальные предметы: Тройка как таковая не определена. Вместо этого есть минимальные пороги:  

- Математика (профиль): 22 балла.  

- Русский язык: 22 балла.  

Но эти баллы — только для получения аттестата. Для подачи документов в ВУЗ их недостаточно, для этого нужно набрать:

- Математика (профиль): 34 балла.  

- Русский язык: 34 или 39 баллов.  

Остальные предметы можно уточнить на том же 4егэ. Единой «тройки» для всех ребят нет. Даже пороги для поступления сильно разные. Например:  

- В некоторые ВУЗы достаточно 160 баллов за три предмета.  

- В топовые университеты может не хватить 270+ баллов. Например, в 2020 году в МФТИ устраивали конкурс БВИ, т.е. даже 310 баллов из 300 не были гарантией зачисления.  

5. Интересный факт: даже непрофильный предмет повышает шансы, учитывайте это.

Например:  

- В МФТИ часто решает балл по русскому языку, потому что почти все набирают 100 баллов по физике и математике.  

- Поэтому важно готовиться ко всем предметам, даже если один из них кажется второстепенным. Мы с учениками всегда смотрим за какой предмет вероятнее набрать следующие +5 баллов, распределяем ресурсы исходя из этого.

- Часто проще получить баллы за достижения, чем за ещё +6 часов подготовки. И, как правило, крайне сложно получить +3 балла за красный аттестат. К слову, он не тождественен золотой медали.

Итого:

Перевод баллов — это непростой, но понятный процесс. Для поступления важно ориентироваться не на проходные, а на средние баллы ВУЗов. Тройку можно получить только по базовой математике, для остальных предметов она не определена. Даже непрофильные предметы играют важную роль, особенно в топовых университетах.

Если бы была возможность вручать доп баллы за что угодно, то за что бы Вы давали и сколько?

Мы готовим бесплатную встречу для родителей, чтобы вместе обсудить, как поддержать детей в непростой период подготовки к экзаменам. Поговорим о том, как справляться со стрессом самим и как помочь ребёнку в этот важный период. Обсудим важные организационные моменты.

Очень хотим, чтобы эта встреча стала местом поддержки, внимания и настоящей помощи. Ведь когда родитель в ресурсе — ребёнку становится гораздо легче.

📅 Планируем провести встречу 21 мая вечером в Москве.
Если у вас есть возможность помочь с помещением — будем очень благодарны!

Анонс скоро появится в нашем телеграм-канале: TG

Это только 14 из 20 важных вопросов, которые волнуют родителей школьников. В следующих статьях обсудим, как избавиться от стресса, как повысить шансы на успех самостоятельно, как мотивировать ребёнка учиться и многое другое. Не пропустите!

С заботой о вашем ребёнке, Подкопаев Александр, педагог-наставник, сотрудник Лаборатории Родительства.

Показать полностью
7

Мотивировать детей накануне экзамена? Чем лечить прокрастинацию, как оторвать от телефона?

Нельзя просто забрать телефон или принудить учиться. Нужно понять, почему ребёнок не хочет готовиться и работать именно с причиной.

1. Почему бы просто не отнять телефон?

А почему бы просто не съесть торт, чтобы похудеть? Если отберёте телефон, возникнет дефицит, который может заполниться чем угодно, но только не подготовкой. Если нет запроса на учёбу, то даже смотреть в стену четыре часа увлекательнее, чем час готовиться к экзамену, который сильно определит следующие 10 лет жизни. 

2. Почему ребёнок не хочет учиться? Это подозрительно, человеки от природы любознательны — у нас есть гормоны, которые подталкивают нас к изучению нового. Возможно:  

- Ребёнок не видит связи между усилиями в подготовке и результатом.  

- Ему кажется, что эта цель (например, поступление в ВУЗ) ему не нужна.  

- Он топит чувство вины в потоке тик-тока или прокрастинации.

- Не знает, с чего начать или боится провала.  

- Уверен, что кто-то решит за него или всё само «рассосётся».  

3. Мотивацию можно выстроить от предыдущих наблюдений.

- Проявите связь между действиями и целью. Проиллюстрируйте, как подготовка помогает достичь его личных целей.  

- Сделайте первый шаг лёгким и понятным. Например, предложите начать с одной конкретной задачи или простой темы. 

- Подкрепите прогресс. Хвалите за маленькие победы, даже если они незначительные в масштабах человечества. Обратите внимание на прошлые успехи.

- Помогите «выпустить» чувство вины. Это сложно, но возможно. 

4. Как сразить прокрастинацию?

- Сделайте начало работы понятным и по возможности лёгким. Это победит страх «чистого листа».

- Поэкспериментируйте с популярными техниками, например с методом помидора: учиться 25 минут, затем отдыхать 5 минут. Можно скачать на телефон специальное приложение.

- Регламентировать использование смартфона, но без дефицита. Например, договоритесь, что телефон можно использовать только после двух часов учёбы и вне зависимости от правильности и количества решеных задач.  

- Замещайте. Нет лучшего способа оставить вредную привычку, чем заместить полезной или нейтральной. Например, вместо соцсетей предложите интерактивные задания или научпоп ролики, но чётко ограниченные по времени. Если не может решить задачу, то пусть объяснит уже решённую, а потом найдёт ошибку в рассуждении. 

Пример из практики. С одним из учеников мы ввели метод помидора, это помогло не отвлекаться на смартфон хотя бы 25 минут к ряду. Мы легализовали то, что можно листать ленту в пятиминутном перерыве между помидорками. Затем договорились в этот перерыв подтягиваться и иногда качать пресс. Затем добавили обсуждение на отвлечённые темы и обращали внимание на начало импульсивного желания схватить смартфон. Это не помогло полностью избавиться от зависимости, но сильно уменьшило время «залипания». К тому же он стал отслеживать начало импульсов самостоятельно всегда и это помогло ему признать, что зависимость есть и стоит её потихоньку изживать. По утрам он стал выбрасывать телефон из под одеяла в случайном направлении, чтобы не поддаваться на соблазн лент и в итоге перестал скроллить соцсети хотя бы после пробуждения, это уже победа.

Итого:  

Прокрастинация и зависимость от телефона — это следствие, а не причина. Чтобы помочь ребёнку, нужно понять, почему он не хочет учиться в ответственный момент, а только потом искать решение. Часто это связано с эмоциональным состоянием, например с перегрузкой, виной или страхом, но иногда это может быть и зависимостью. В каждом случае понятно, что именно нужно делать.

Как Вам удавалось помочь ребёнку справиться с прокрастинацией или с зависимостью? Поделитесь советами в комментариях.  

Мы готовим бесплатную встречу для родителей, чтобы вместе обсудить, как поддержать детей в непростой период подготовки к экзаменам. Поговорим о том, как справляться со стрессом самим и как помочь ребёнку в этот важный период. Обсудим важные организационные моменты.

Очень хотим, чтобы эта встреча стала местом поддержки, внимания и настоящей помощи. Ведь когда родитель в ресурсе — ребёнку становится гораздо легче.

📅 Планируем провести встречу 21 мая вечером в Москве.
Если у вас есть возможность помочь с помещением — будем очень благодарны!

Анонс скоро появится в нашем телеграм-канале: TG

Это только 13 из 20 важных вопросов, которые волнуют родителей школьников. В следующих статьях обсудим, как избавиться от стресса, как повысить шансы на успех самостоятельно, как мотивировать ребёнка учиться и многое другое. Не пропустите!

С заботой о вашем ребёнке, Подкопаев Александр, педагог-наставник, сотрудник Лаборатории Родительства.

Показать полностью
3

Как и когда выбрать предметы для сдачи и что делать, если ребёнок передумал?

Родители задаются вопросами «Когда начинать выбирать предметы для ЕГЭ? А если ребёнок передумал — что делать?» На первый взгляд, всё просто - выбор должен быть осознанным и основываться на желаемом будущем, а не на моде или на чужих хотелках. Если планы меняются, это нормально — главное понять, почему и в какой момент.

1. Если живёте в идеальном мире:  

- Сначала вместе с ребёнком определите, чем он хочет заниматься в ближайшие 10 лет или более.

- Вместе выберите ВУЗ, который лучше всего поможет достичь этой цели. Проанализируйте альтернативы.

- Узнайте, какие предметы нужно сдавать для зачисления и на какой балл примерно. Можно ли поступить иначе, например, по олимпиадам или через колледж.

- Продумайте планы Б, В, Г и т.д. Например, поступить в ВУЗ плоше или на непрофильный факультет, но перевестись через год.

- Составьте стратегию поступления и подготовки.

- И только после этого начинайте готовиться к выбранным экзаменам.

2. Но часто всё происходит наоборот:  

- Ребёнок выбирает «лёгкий» предмет или тот, по которому отметки выше.  

- После сдачи ЕГЭ он начинает думать, куда можно поступить с этим набором баллов.  

Результат закономерен: неподходящая специальность, потеря мотивации и времени, разочарование по всем фронтам.

3. Что делать, если ребёнок передумал?  

Передумать — это нормально, важно выяснить почему:  

- Возможно, он столкнулся с первыми трудностями. Например, изначально выбрал биологию, но столкнулся с тем, что нужно не просто параграф пересказать, а регулярно прорешивать сложные задачи и решил переключиться на литературу. Тогда:

- Поговорите о том, что трудности — это нормально, они есть в каждом предмете.  

- Поддержите его, предложите месяц активно готовиться к биологии.  

- Если через месяц он все ещё уверен, что это не его, тогда стоит поменять направление.  

- Возможно, он действительно осознал чем хочет заниматься. Например, понял, что физика — это хобби, а на самом деле он хочет работать с историей и трудиться в архивах. Тогда это отличный повод сменить направление. Лучше потратить пол года на прозрение, чем пять лет на отвратную работу.  

4. Хуже этого только попасть в ловушку лудомании:

- «Я уже потратил полгода на подготовку, не хочу терять время.»

- «Я уже год учусь, это точно не моё, но не буду переводиться, чтобы не терять год»  

- «Я пять лет работал в сфере, от которой воротит, не терять же это время, лучше потеряю всю жизнь.»

Лучше вовремя соскочить, даже не смотря на мнимое осуждение со стороны. Это я говорю как человек, который закончил топовый ВУЗ и работает по призванию.

Пример из практики. Отец выпускника настаивал на том, что сын должен поступать в технический ВУЗ, потому что у того высокие оценки по физике. В процессе подготовки выяснилось, что сын даже простые законы из 7 класса не понимает, физику не любит и заниматься ей не будет, а оценки он получал по договорённости с учителем. Зато на программирование он готов тратить время и силы, поэтому было разумно сменить профиль и здорово, что это решение было принято спустя несколько месяцев, а не лет.

Итого:

Выбор предметов для ЕГЭ должен основываться на жизненных планах, а не побочных факторах. Если ребёнок передумал, это нормально, но важно понять причину, чтобы поступить наилучшим образом. Важнее быть счастливым в учёбе и профессии, чем сжигать жизнь из-за того, что когда-то давно не хотелось принять жёсткое, но взвешенное решение.

Как бы Вы выбирали предметы для сдачи, если бы оказались в 11 классе?

Мы готовим бесплатную встречу для родителей, чтобы вместе обсудить, как поддержать детей в непростой период подготовки к экзаменам. Поговорим о том, как справляться со стрессом самим и как помочь ребёнку в этот важный период. Обсудим важные организационные моменты.

Очень хотим, чтобы эта встреча стала местом поддержки, внимания и настоящей помощи. Ведь когда родитель в ресурсе — ребёнку становится гораздо легче.

📅 Планируем провести встречу 21 мая вечером в Москве.
Если у вас есть возможность помочь с помещением — будем очень благодарны!

Анонс скоро появится в нашем телеграм-канале: TG

Это только 12 из 20 важных вопросов, которые волнуют родителей школьников. В следующих статьях обсудим, как избавиться от стресса, как повысить шансы на успех самостоятельно, как мотивировать ребёнка учиться и многое другое. Не пропустите!

С заботой о вашем ребёнке, Подкопаев Александр, педагог-наставник, сотрудник Лаборатории Родительства.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!