Вступление
В течение 2019 года мне удалось три раза побывать на Урале и поснимать там ночные пейзажи. Так как у кого-то подобного опыта может быть еще меньше, чем у меня, захотелось поделиться знаниями.
Говорить здесь я буду именно о пейзажной съемке в ночное время с обязательным включением в кадр звезд, то есть об астропейзажах. Обычные пейзажные и городские фото в сумерках и ночью уже другая тема, а в фотографии объектов солнечной системы, широких полей и далекого космоса опыта у меня нет совсем.
Не все из приведенных здесь фотографий мне сейчас нравятся. Но я все равно хочу показать их, так как они иллюстрируют процесс моего обучения. Все выводы, показанные ниже, я делал только для самого себя. Если кто-то захочет сказать, что я неправ, можно сделать по-другому и получить результат намного лучше – я не буду возражать. Тег «хочу критики» ставить не буду, так как критика и так разрешена. Из-за ограничений на максимальную длину всех фото в посте (30000 пикселей) весь материал будет разбит на несколько публикаций.
Все снимки были сделаны на Северном Урале на камеры Nikon D600 (фото 1) и D850 (остальные фото) и объектив Samyang 24 мм f/1.4.
Каждое фото сделано одним кадром. Разрешение снижено до 2048 точек по ширине максимум, с одновременным повышением резкости. Так как превью (шириной 700 точек) создаются автоматом, для них резкость низкая, увы. Если была дополнительная обработка, она указана в описании к снимку.
Весна. Часть первая, в которой автор безуспешно ищет кнопку «шедевр», не находит и почти впадает в отчаяние
Ночные пейзажи, в том числе и со звездами в качестве главных объектов, я снимал и раньше. Но было это 4–6 лет назад, съемки были почти единичными, я не накапливал свой опыт и не знакомился с чужим. Да и результаты не особо меня впечатляли. С тех пор сохранилось несколько снимков, которые мне в свое время даже чуть-чуть нравились, но сейчас у них осталась лишь одна функция – на память.
Фото 1. Пример первых попыток астрофото, август 2013. Неопознанные звезды. Пейзаж подсвечен Луной. 10 сек, f/5.6, iso 1600. Перевод из raw в jpeg без обработки
Поэтому для меня астропейзажи по-настоящему начались в мае 2019 года. Как раз приобрел D850 и загорелся идеей сделать хорошо то, что раньше выходило плохо, получить кадры, которые будет не стыдно показать другим. Отпуск мой проходил на Северном Урале. Городской и промышленной засветки тут не очень много, воздух чистый, поэтому условия для звездных фото благоприятные.
Мельком взглянул, что пишут о такой съемке умные люди:
• Камера – особых требований нет.
• Объектив с высокой светосилой, диафрагму открывать максимально.
• Автофокус не нужен.
• Кадры сохраняются в raw для облегчения дальнейшей обработки.
• Чувствительность в районе 4000–6000.
• Экспопрограмма ручная.
• Выдержка по «правилу 500» («максимальная выдержка, сек = 500 / фокусное расстояние, мм»), если не нужно получить треки звезд.
• Спуск с задержкой (автоспуск) или от пульта.
• Устойчивый штатив.
• Минимальное световое загрязнение (засветка).
• Видоискатель при длительных выдержках желательно прикрывать, чтобы через него не было засветки.
Итак, у меня была подходящая техника и желание сделать что-то новое и замечательное. Я вырос в этих местах, вдоволь насмотрелся на звезды и Млечный Путь – ну что могло пойти не так?
Местность – почти сплошной лес. Больших открытых пространств здесь нет, голых горных вершин тоже. Я не выбирал заранее место, поэтому вышел из дома и просто поднялся по дороге (коридор в лесу шириной метров в 20) на ближайший холм. Поставил штатив, закрепил камеру. Подсвечивая себе фонариком телефона, сфокусировал объектив на бесконечность, навелся на небо через видоискатель и… не увидел ничего. Я понимал, что камера смотрит вверх, но это никак не помогало мне понять, что же будет на снимке. Пришлось визировать по пробным кадрам. Экспозамер выставил матричный, автоспуск через 2 секунды. Экспериментирую с максимально открытой диафрагмой и на ближайших значениях. Чувствительность ставлю в районе iso 4000–6000. Выдержку подгоняю под нормальную экспозицию, но слежу, чтобы она была не длиннее 20 секунд (500/24=20 сек). Выяснил, что мой ИК-пульт от D600 с новой камерой уже не работает. Но при автоспуске это вообще не критично – в момент подъема зеркала и срабатывания затвора я и так не касаюсь камеры.
Так и не нашел на небе Млечный Путь. Невооруженным глазом разницу в плотности скоплений звезд не увидел. Уже отснятые фото ясности не вносят. На каком-то сайте читал, что Млечный Путь можно отыскать, ориентируясь на его центр в созвездии Стрельца. Это бы мне помогло, знай я, где находится Стрелец. Увы, из всех созвездий я на тот момент знаю ровно три – двух Медведиц и Кассиопею. Большой Ковш становится главным объектом части снимков, остальные делаю почти что наугад. Успеваю сделать три-четыре десятка кадров, когда небо начинает светлеть и затягиваться тучами. Широта 60 градусов, ночи в мае уже не такие длинные.
В Москве тщательно отсеиваю все неудачные снимки. На большинстве фотографий видны лишь звезды да иногда нерезкие верхушки ближайших деревьев. Оказывается, звезды сами по себе не вызывают в душе никакого отклика – это ведь не кадры глубокого космоса с водородными туманностями и звездными скоплениями. Оставил лишь один снимок, который нельзя назвать хорошим, но он самый лучший с этой съемки.
Фото 2. Лучшее, что я смог сделать в мае 2019. Большой Ковш. 1.6 сек, f/1.4, iso 3200. Перевод из raw в jpeg без обработки. Заметно сильное виньетирование
Первый опыт разочаровывающий.
Следующий раз на Урале я буду в сентябре. В Москве тренироваться снимать звездное небо даже мысли нет. В эти месяцы перечитываю статьи об астрофото. Они подтверждают вышеперечисленные требования к экспопараметрам и технике, но на деле у меня ничего хорошего не получилось. Что я делал не так?
Выводы на этом этапе:
• Место фотосъемки нужно выбирать тщательнее, голое небо с верхушками деревьев мне не интересно. С этим разберусь уже на месте.
• Нужно изучать звезды, чтобы знать, что именно снимаешь. В конце концов, где найти Млечный Путь. На смартфон устанавливаю приложение Star Walk 2.
• Нужна подсветка, чтобы не бродить по темноте. Покупаю налобный фонарь с дополнительным красным светом, который не слепит глаза.
Скорее бы проверить все на практике.
Конец августа 2019. Камера, объектив, штатив, сумка, самолет, поезд – Северный Урал. Вторая попытка.
Осень. Часть вторая, в которой у автора что-то начинает получаться
Первым делом нахожу удачную локацию. 45 лет назад это был луг на склоне холма, 30 лет назад – поселок строителей-монтажников, сейчас же это череда молодого леса и полянок разного размера. Среди них ретрансляционная вышка. 350 метров от дома. Фонари уличного освещения подсвечивают верхушки деревьев. С трех сторон воздух над лесом может быть чуть подсвечен фонарями города, с четвертой возможна подсветка закатом.
В первый же ночной выход вижу над собой огромную россыпь звезд. Четко выделяется Млечный Путь – через все небо. Есть легкие облака, но они совсем не мешают.
Выяснилось, что iso 3200 прекрасно подходит для звезд и поднимать до 4000–6000 необязательно. На максимальной диафрагме тоже можно не снимать, света достаточно и при f/2.
Фото 3. Плеяды и Млечный Путь. 4 сек, f/2, iso 3200. Перевод из raw в jpeg без обработки. По сравнению с прежними кадрами разница в качестве была ощутима. После минимальной обработки (резкость, шумы, ореолы звезд) понял, что это неудачное фото и откатил все назад, оставив файл в raw. Заваленную вертикаль еще можно было исправить, но дальше все равно был бы тупик
Что я думал раньше, когда видел приметное созвездие? «Ух ты, какая штуковина висит!» Что я думал теперь? «Сейчас запущу Star Walk 2 и узнаю, что это». Да, я слышал про Плеяды, но только сейчас я смог уверенно сказать, что вот то пятнышко в небе – это именно Плеяды.
Так как сенсор камеры видит намного больше звезд, чем невооруженный глаз, из мешанины звезд на фото с помощью приложений, подобных Star Walk 2, можно вычленить те созвездия, о которых и не слышал. Так рядом с ковшами Медведиц появляется Цефей, а между Цефеем и Медведицами Дракон. У звезд появляются имена: Дубхе, Кохаб, Эльтанин, Киносура. Левее Дракона – Лира с одной из самых ярких звезд северного полушария Вегой. Еще левее Млечный Путь и Орел со второй яркой звездой, Альтаиром. Чуть выше Орла Дельфин. А если провести прямую от Альтаира до Веги и повернуть под прямым углом влево, вдоль Млечного Пути, то упираешься в Лебедя и третью яркую звезду – Денеб. Спустя малое время ориентироваться в звездах можно уже без подсказок приложения.
Фото 4.1 Большая и Малая Медведица, Дракон, Цефей. 3 сек, f/2, iso 3200. Перевод из raw в jpeg без обработки. Деревья и облака подсвечены уличными фонарями
.
.
Фото 4.2 Большая и Малая Медведица, Дракон, Цефей. 3 сек, f/2, iso 3200. То же фото, что и 4.1, но с обработкой в RawTherapee: исправлен баланс белого, кривые, подавлены яркостный и цветовой шумы (не до конца – остатки видны на облаках), импульсный шум и ореолы звезд, повышена резкость и локальный контраст, снижена интенсивность в синем канале. Если сделать фото темнее (при съемке или при обработке), россыпь звезд разделится на созвездия, но тренированный взгляд справляется и так
.
.
Фото 5. Цефей, Дракон, Лира, Лебедь и Млечный Путь. 3 сек, f/2, iso 3200. Снято там же и тогда же, что и фото 4. Обработка в RawTherapee: аналогично фото 4. Резкость деревьев на фото 4 и 5 не очень высока, но, на мой взгляд, это не портит фото
Луна считается негативным фактором для астрофото – из-за неизбежной засветки от нее неба. Это я прочитал в умных статьях уже в октябре, когда вернулся в Москву. А тогда, в сентябре, я этого не знал и одним вечером (точнее, уже ночью) оказался в другом интересном месте буквально в 300 метрах от дома, на границе открытого склада труб большого диаметра. Звучит не очень, но в темноте это просто небольшой травянистый пустырь и кусты с деревьями по краю. Был двенадцатый час, убывающая Луна только взошла на востоке. Так как я вновь смотрел лишь на Млечный Путь в районе Орла и Лиры (на юго-западе), она мне совсем не мешала.
Фото 6. Млечный Путь, Денеб вверху (Лебедь), Вега справа (Лира) и Альтаир внизу слева (Орел). 20 сек, f/8, iso 4000. Перевод из raw в jpeg без обработки. Прикрытая до f/8 диафрагма скорее эксперимент (вполне допустимый при Луне), чем необходимость. Высокая чувствительность и длинная выдержка позволили хорошо проработать детали на земле и размазать облака. Звезды здесь не такие яркие, но их все равно достаточно много. Для подобных лунных пейзажей их роль больше в подчеркивании времени суток. Цветовая температура 6130 К дает приятные для меня цвета, хотя кому-то все покажется излишне желтым. Из-за Луны я мог бы увести оттенок в синюю область, и это тоже смотрелось бы естественным – из-за Рэлеевского рассеяния света. Но я так и не решился как-то обрабатывать этот кадр (мне не понравилась труба за кустами), оставил его в raw, поэтому все параметры здесь – как при съемке
Сделав несколько снимков неба, я в какой-то момент посмотрел вниз… и решительно укоротил штатив, разместив камеру невысоко над землей. Внизу были цветы и теперь они оказались на фоне неба. Сочетание яркой Луны и длительной экспозиции позволили заснять цветы во всех деталях, но при этом со звездами на заднем плане. Луна осложняет съемку звезд, это верно, но позволяет сделать акцент на других объектах, что тоже нужно учитывать. Можно по желанию добиться эффекта почти дневного освещения или сумеречного – и при этом сохранить звезды.
Фото 7. Цветы в лунную ночь. 10 сек, f/5.6, iso 4000. Снято там же и тогда же, что и фото 6. Обработка в RawTherapee: баланс белого, кривые, резкость. Раз есть яркая Луна, ночью воздух будет в той или иной степени синим, как это происходит днем – можно смело показывать это при обработке. Фокусировался в режиме Live View. С одной стороны, из-за малого расстояния от объектива до ближайших цветков и большого расстояния между самими цветками диафрагму нужно зажать, чтобы поместить хотя бы часть их в зону резкости. С другой стороны, мне нужно было сократить выдержку, чтобы не зависеть от ветра (все-таки здесь крупный план, а не общий, как на фото 6), но при этом я не хотел задирать чувствительность. Поэтому для компенсации выдержки увеличил диафрагму до f/5.6. (смотря сейчас на ГРИП, понимаю, что нужно было сделать кадр и на f/8). Эти 10 секунд казались долгими. Даже незаметный ветерок вынуждал очень внимательно следить за движением растений и делать дубли. Я оставил побольше пространства над цветами, но теперь мне кажется, что чуть больше земли внизу не помешало бы
.
.
Фото 8.1 Цветы в лунную ночь. 10 сек, f/4.5, iso 4000. Перевод из raw в jpeg без обработки. По сравнению с фото 7 я увеличил при съемке экспозицию и только дома обнаружил хорошо освещенную землю. В поле на мониторе камеры она казалась мне темнее. Не страшно, но знай я это тогда, мог бы выбрать меньшую выдержку и не так сильно зависеть от ветра. Из-за фокусировки на цветах звезды расплылись в довольно большие пятна – вверху по центру виднеются белый Альтаир и справа от него оранжевый Таразед
.
.
Фото 8.2 Цветы в лунную ночь. 10 сек, f/4.5, iso 4000. То же фото, что и 8.1, но с обработкой в RawTherapee: баланс белого, кривые, резкость. Я затемнил кадр при обработке и усилил синеву
Я всегда был доволен своим трехсекционным алюминиевым штативом с трехосевой головой, но при съемке с нижней точки обнаружилось неудобство при размещении камеры. Пришлось повозиться, чтобы камера оказалась у самой земли. Да, у штатива можно зафиксировать горизонтально и ноги, и центральную штангу, можно даже центральную штангу развернуть и снимать вниз головой, но это такая морока. В тот момент я очень хотел иметь маленький настольный штатив. Правда, нет гарантий, что такой штатив выдержал бы полтора килограмма веса камеры с объективом. Поэтому маленькая тренога может оказаться очень полезной (если камера легкая), но ее отсутствие не критично.
К этому моменту уже сложилась стабильная техника. Съемка при опущенной шторке видоискателя, визирование по только что отснятым кадрам, фокусировка на бесконечность или гиперфокальное расстояние по шкале ГРИП объектива (у меня есть в телефоне приложение DOF Easy для расчета ГРИП, но мне неудобно пользоваться им в поле), в особых случаях – в режиме Live View. Экспозамер матричный, задержка затвора 2 секунды. Ручная настройка и коррекция параметров съемки – по монитору сзади. На камере есть верхняя панель управления с подсветкой, но монитор удобнее – он больше и ярче, отклоняем вверх или вниз, шкала экспозиции и ее коррекции там крупнее. Для выравнивания камеры на штативе и голове есть свои уровни, но ни разу ими не пользовался – привык делать это на глазок с последующей доводкой по искусственному горизонту на том же мониторе камеры.
Следующее относится не к ночной съемке, а к съемке на штативах вообще – опытные фотографы не советуют снимать при максимально выдвинутой центральной штанге, так как это увеличивает возможность ненужного раскачивания камеры. Но я люблю хотя бы иногда поднимать камеру выше, чтобы получать кадры с привычной точки обзора, а без выдвинутой штанги высота основания камеры в моем случае будет всего 132 см. Так что я осознанно нарушаю эту рекомендацию, но особо слежу, чтобы опора оставалась неподвижной.
Баланс белого я привык ставить автоматический. В большинстве случаев камера хорошо справляется, а если и будет ошибка, на компьютере ее легко исправить.
В моей сумке всегда есть груша, спрей для чистки оптики и микрофибра. В ночной съемке это все может потребоваться. Кажется, что воздух чистый, но стоит включить фонарик, как видишь, что все вокруг тебя в пыли. Еще после пары часов спокойной работы вдруг в какой-то момент легко обнаружить, что объектив покрылся росой. Причем, это почти незаметно в начале процесса и лишь спустя время замечаешь «софт-эффект» на снимках. Обогревателя для объективов у меня нет, так что хорошая и крупная салфетка из микрофибры в самый раз. Еще должен добавить, что на объективе у меня постоянно установлен защитный УФ-фильтр. Кто-то против фильтров (из-за снижения прозрачности оптической системы), но я к нему привык. Нужно будет в будущем проверить, а вдруг он на самом деле ухудшает картинку.
Продолжение следует.