200 000 рублей за логин и пароль или как я занимался потребительским экстремизмом
Хотите узнать, как кредит на покупку машины может сопровождаться многотысячным подарком жуликам? История моей клиентки, Ирины, — это наглядный пример.
Ирина покупала машину в автосалоне. Та самая модель, о которой Ирина давно мечтала, по приемлемой цене. Осталось только получить кредит, и можно во всей красе рассекать по улицам города. Менеджер банка удобно расположилась за стойкой в главном холле автосалона. Волнительное ожидание, и одна мысль: «а вдруг не дадут?!» Знакома ситуация? Но вот, доброжелательный менеджер протягивает пачку документов, которые нужно «просто везде подписать». Кто вообще читает документы в такие моменты?!
Подписи поставлены, и Ирина мчит домой на своей мечте. Уже дома Ирина увидела, что в заявлении на кредит почему-то указаны не одна, не две, а целых три страховки! Первая — на риски жизни и здоровью, вторая — на автомобиль. А третья на что? «Индивидуальное страхование» с размером страховой премии 200000 рублей.
Ирина пришла ко мне на консультацию разбираться.
Вместе мы выяснили, что «страховка» оформлена в виде сертификата технической помощи на дороге, по которому Ирина может пользоваться такими услугами, как: отключение сигнализации, запуск автомобиля от внешнего источника питания, замена колеса и т. п. А еще мелким текстом подписано про предоставление доступа к «Персональной энциклопедии автомобилиста и автопредпринимателя», написан логин и пароль. Все это богатство обязалось оказать некое ООО из Татарстана, назовем его «Подорожный помощник».
Кстати, сам сертификат в разных документах назывался по-разному: в индивидуальных условиях договора кредита — «полисом», в заявлении на перечисление денег — «картой помощи». Позднее я понял почему.
Я предложил Ирине следующий план действий: я составляю письменный отказ от договора с требованием вернуть деньги. Если деньги не вернут, то идем в суд и дополнительно требуем проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсацию морального вреда и штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требование потребителя. Ирина согласилась.
В процессе составления отказа от договора я изучил судебную практику, и выяснилось, что данная схема «подброшенных услуг» к кредитному договору существует не первый год. ООО «Подорожный помощник» вовсе не одинок в этом деле. Вероятнее всего, под схему регистрируются «фирмы-однодневки». Этим же объясняется разнообразие названий документов, которые они подсовывают клиентам: «полисы», «сертификаты», «карты помощи». Видимо, в моем случае очередная однодневка сама запуталась в терминологии, когда готовила документы для менеджеров банка.
Из судебной практики я выяснил основную линию защиты подобных дельцов — они указывают, что стоимость услуг, оказываемых вживую (замена колес, эвакуация и т. п.), составляет 10000 рублей, а все остальное — это стоимость предоставления доступа к интернет-энциклопедии. Также выяснил, что практика в разных регионах диаметрально противоположная — где-то удовлетворяют все требования потребителя, где-то полностью отказывают. В Иркутской области практики по данной категории дел я не нашел.
Ну что же, я составил для Ирины письменный отказ от договора, оформил ценным письмом с описью вложения и отправил Ирину на почту, так сказать, устанавливать связь с татарскими благодетелями. Я также проинструктировал Ирину о том, как нужно отвечать, если представители ООО «Подорожный помощник» соизволят ей позвонить, и в случае такого звонка перенаправлять их на разговор ко мне.
Через пару недель Ирине позвонили, сообщили, что ничего ей не должны, возвращать деньги не будут и вообще она уже получила все услуги в виде логина и пароля к интернет-энциклопедии. После разговора на счет Ирины из неизвестного источника зачислили 10000 рублей, и на этом всё.
Мы выждали истечение срока ответа на претензию, и я подготовил исковое заявление, в котором просил суд взыскать сумму основного долга 190 т.р., проценты за пользование чужими денежными средствами по день оплаты основного долга, компенсацию морального вреда 50 т.р., штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требование потребителя 50% от удовлетворенной суммы иска, компенсацию судебных расходов на оплату услуг представителя 30 т.р.
Перед предварительным судебным заседанием Ирине позвонили и представились невероятно крутыми юристами, которые совершенно случайно увидели ее дело в картотеке суда. Они сказали, что уже участвовали в подобных делах, и что вероятность удовлетворения исковых требований судом крайне мала. Дело очень сложное и как минимум затянется на год или даже больше, а в итоге Ирина его, конечно, проиграет. Но они с ним справятся, а потому предлагают Ирине выкупить ее исковые требования за 100 т.р.
Испугавшись и расстроившись, Ирина, тем не менее, приняла верное решение — направить светил юридической науки разговаривать со мной. Но они мне не позвонили. Видимо, я не достоин разговаривать с такими мастодонтами права. Зато я поговорил с Ириной и успокоил ее, объяснив, что, не боясь проиграть дело, на неё такое давление бы не оказывали.
К судебному заседанию поступил отзыв, в котором ООО «Подорожный помощник» на 12 листах расписал, что договор заключен добровольно, что он является договором страхования и истцом не соблюден досудебный порядок обращения к финансовому уполномоченному, что услуга по доступу к интернет-энциклопедии оказана и получена в полном объеме путем получения логина и пароля, и что Ирина под моим руководством занимается потребительским экстремизмом и специально заключила договор, чтобы требовать неустойки и штрафы.
Такой массивный отзыв подействовал на Ирину негативно, она принесла мне его со словами: «Мы проиграем дело, получается? Надо было брать 100 т.р.». Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы её успокоить, но из моего офиса Ирина вышла с боевым настроем и уверенностью, что справедливость восторжествует.
В судебном заседании судья меня внимательно выслушала, я подробно разъяснил ошибочность утверждений ответчиков, а также рассказал судье о том, к каким средствам они прибегали, чтобы деморализовать Ирину. Суд встал на нашу сторону, удовлетворив почти все требования, снизив лишь сумму морального вреда до 10 т.р. Ответчики не стали обжаловать решение в апелляцию, и через месяц оно вступило в законную силу.
Примерно в это же время с Ириной связалась Елена и рассказала, что столкнулась с аналогичной ситуацией. Она нашла опубликованное решение в базе суда и хотела узнать, как ей необходимо действовать. Ирина дала Елене мой номер, но, к сожалению, Елене помочь не удалось, т.к. сроки на отказ от договора в её случае прошли (срок отказа от дополнительных услуг при заключении договора кредита составляет 30 дней). Получается, что Елена подарила свои деньги недобросовестным дельцам.
Для Ирины же всё закончилось благополучно. Я помог ей получить исполнительный лист и направить его в ФССП. Через три месяца приставы перечислили Ирине деньги.
Какие выводы можно сделать из историй Ирины и Елены:
Заключая договоры на крупные суммы, обратитесь к юристу, это может помочь избежать крупных денежных потерь.
Недобросовестные дельцы пытаются запутать, запугать и деморализовать всеми доступными способами. В такие моменты нужно проявить стойкость духа, и хорошо, когда есть возможность получить моральную поддержку.
Сроки — главный противник юристов. Не откладывайте разрешение правовых вопросов в долгий ящик, действуйте сразу.
P.s. Все имена, названия и события вымышленные, автор умственно отсталый, панамка лежит в комментариях.
