80

ЖЕНЩИНА - ВРАТА ДЬЯВОЛА

На протяжении нескольких столетий вся центральная и северная Европа была охвачена небывалым религиозно-сексуальным экстазом. Его основу составляла непоколебимая вера в демонов и ересь, а его жертвой суждено было стать женщине — олицетворению искушения и ведьмовства.

Ведьма. Гравюра из «Живописная Россия», том 5, 1897.


Во все времена женщины прибегали к заговорам и заклинаниям, хранили рецепты любовных напитков и ядов. Свои знания они получали, общаясь с темными силами. В ночь с 30 апреля на 1 мая во многих странах Европы отмечался праздник плодородия, т.н. Вальпургиева ночь. Жрицы богини Фреи творили шабаш на горе Броккен, ок. Магдебурга, Саксония. В Швеции подобные действия происходили на одинокой морской скале Блокула; у славянских племен — на Лысой горе под Киевом. Согласно языческим традициям, Вальпургиева ночь проходила под знаком вседозволенности и носила характер оргии.

Девид Тенирс-младший. Подготовка к Вальпургиевой ночи. 1760

Фриц Рёбер. Вальпургиева ночь. Сцена из «Фауста» Гёте. ок. 1910


Все те обвинения, которые ранее выдвигались против первохристиан, теперь обратились  против их  бывших гонителей: языческие обряды кощунственны, сектанты предаются разврату и поклоняются гениталиям дьявола. Под разборку попала секта мессалийцев (евхетов), живших в Антиохии, на территории современной Сирии и Турции. Епифаний Кипрский сообщает, что они поклонялись сатане, и поэтому называет их сатанианцами. По утверждению византийского монаха Михаил Пселла, сатанианцы сохранились вплоть до XI в. Во время оргий к ним будто бы являлись демоны, и сектанты совершали отвратительные акты — от пожирания экскрементов до жертвоприношения детей. Еретики манихеи обвинялись в принуждении своих женщин к культовой проституции. Испанца Присциллиануса осудили в 385 г. за то, что он, якобы, возносит молитвы в сообществе с обнаженными развратными девушками.


Хотя внешне гонения были направлены против «князя тьмы», по существу они отражали борение аскетического и плотского начал. Слепое религиозное неистовство было буквально пронизано эротическим духом.

Ансельм Фейербах. Молодая ведьма, отправляемая на казнь. 1851


Попытки обвинить женщин в связи с дьяволом постоянно звучали и раньше: женщина-демон Эмпуза у греков, первая жена Адама Лилит и др. Крестовые походы и знакомство с древним восточным фольклором добавили новых красок представлениям о демонах, джиннах и феях.

Ведьмы на метле. Миниатюра из трактата Мартина Ле Франса » Le champion des dames», 1451


Ученые мужи ни на минуту не сомневались, что женщина может вступить в договор с дьяволом в обмен на колдовские чары. Так, богослов и философ Августин вполне допускал возможность «смешения демонов с людьми». Один из выдающихся мыслителей средневековой Европы Фома Аквинский также приложил руку к этим теориям.


По представлениям схоластов, антихрист появляется перед посвященными под разными видами, чаще в образе получеловека-полукозла, восседающего на эбеновом позолоченном троне. На голове у него имеются маленькие рожки, вокруг лба разливается лунный свет, ноги с копытцами обвиваются чешуйчатым хвостом, увенчанным фаллосом. Ритуал шабаша оскорбительно пародирует католическую мессу: отречение от Христа и Девы Марии, целование половых органов и т. п. Затем сатана исповедует своих сторонников, налагает эпитимии, говорит проповедь и причащает собравшихся гнусным зельем. После трапезы начинается всеобщий блуд, причем сатана заменяет мужчинам женщину, а женщинам — мужчину. Насладив плоть, сатана сжигает свой образ, ведьмы собирают оставшуюся золу, обладающую колдовской силой, и нечисть разлетается прочь.

Франсиско Гойя. Шабаш ведьм в стране басков. 1797—1798


Сомневающихся и отступников ожидало суровое наказание. Первую еретичку сожгли на костре в конце XIII в. Затем репрессии приняли грандиозный масштаб.

В 1484 г. папа Иннокентий VIII дал  «возлюбленным сынам нашим», профессорам богословия и следователям инквизиционного трибунала в Верхней Германии Генриху Крамеру и Якобу Шпренгеру, неограниченные полномочия по сыску и наказанию лиц, которые «распутничают с демонами, инкубами и суккубами и своими нашептываниями, чарованиями, заклинаниями и другими безбожными, суеверными, порочными, преступными деяниями губят и изводят младенцев во чреве матери, зачатия животных, урожай на полях, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как самих мужчин и женщин, домашнюю скотину и вообще всяких животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания».


Почтенные доминиканцы создали самый яркий документ религиозного мракобесия - трактат «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum», 1486). Книга содержит подробное описание всех преступлений продавших душу дьяволу. Авторы утверждали, например, что самые опасные из ведьм — это повивальные бабки, которые производят плодоизгнание и приносят детей в жертву демонам. Ведьмы обвинялись даже в поедании собственных детей: в 1484 г. сожгли 41 ведьму за это преступление. «Я знал, — писал Я.Шпренгер, — одну старуху, которая околдовала трех аббатов и довела их до смерти; она попалась в руки правосудия в то время, когда хотела сделать то же самое с четвертым».


Только на рубеже XV-XVI в.в. «Молот ведьм» переиздавался тринадцать раз и долгое время служил официальным руководством для массовых ведьмовских процессов.

Молот ведьм. Титульный лист седьмого кельнского издания, 1520


В трактате «Молот ведьм» детально описана модель передачи ереси от инкуба (от лат. incub – лежащий сверху) к суккубу (лат. succub – лежащий под): «Инкуб может принимать и мужское, и женское обличье, иногда он появляется как мужчина в самом расцвете сил, иногда как сатир; перед женщиной, которая известна как ведьма, он обычно принимает образ похотливого козла». Инкубы могли вселиться в тело другого человека или даже в оболочку трупа. Отличались необыкновенным сладострастием, высасывали семя мужчин, а затем оплодотворяли им женщин. Суккубы являлись в эротических сновидениях и высасывали жизненные силы своих партнеров.

Генри Фюсли. Ночной кошмар. 1781


Подозреваемых прежде всего подвергали «испытанию водой»: если они не тонули, то признавались виновным; если же шли ко дну, то посмертно оправдывались. Далее следовало «испытание иглой»: жертву раздевали донага, сбривали все волосы и начинали искать «ведьмовской знак» в виде родимого пятна или бородавки. Если он находился, протыкали знак иглой. Отсутствие крови, безусловно, доказывало сатанинскую сущность подозреваемого, если же кровь все-таки шла, то это приписывалось козням дьявола, который пытается спасти своего слугу. Шансов уцелеть практически не было. Пытки начинались стандартной формулой: «Ты будешь пытана до тех пор, пока сквозь тебя не будет просвечивать солнце!» и продолжались до тех пор, пока не добивались нужного ответа.

Г. Франц. Испытание водой. 1878

Костры инквизиции дымились в Европе несколько столетий. Количество жертв не поддается учету, зачастую еретиков казнили целыми группами. По сохранившимся воспоминаниям, столбы, на которых корчились несчастные, напоминали обгоревший лес. Даже выступления Мартина Лютера и других деятелей Реформации мало что изменили в этом отношении. Зловещие костры потухли только в конце XVIII в., а последняя ведьма была осуждена в 1807 г. в Испании.

COPYRIGHT © Александр Сосновский

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников