Время таяния снегов
Обожаю советских писателей. Среди них и братья «наше всё» Стругацкие, и Валентин Пикуль, и Владислав Крапивин, и Кир Булычев, и даже писатели вроде Носова, зачитанные мною в детстве. А эпохальный труд «Жестокий век» Исая Калашникова, рассказывающий о Чингисхане, я неоднократно уже рекламировал у себя в сообществе в ВК (ссылка в конце поста).
А сейчас вдруг открыл для себя Юрия Сергеевича Рытхэу, читаю книгу «Время таяния снегов». Это история маленького мальчика-чукчи Ринтына, живущего на берегу моря на Чукотке; книга начинается с того, как к ним в чукотское стойбище ещё до войны вместе с припасами корабль привёз электричество и нового директора школы. Вообще в книге не прослеживается всего этого модного сейчас деколонизаторства – видно, как ведущие родоплеменной образ жизни люди искренне благодарны советской власти за «свет тысячи солнц в каждой яранге», и видно, как Ринтын, являющийся прототипом самого автора, тянется к свету, к знаниям, ко всему новому и неизведанному, что принесла в их забытое Богом селение советская власть. И видна благодарность к своим учителям – к Ивану Ивановичу Татро, которого писатель упоминает во многих своих книгах, к русскому директору школы, к эскимосу Пиуре, к работникам близлежащей полярной станции… Впоследствии Рытхэу вырастет, уедет в Ленинград и станет самым известным представителем своего народа – его скучные книжки после развала Советского Союза окажутся никому не нужны в новой, постперестроечной России, но будут печататься огромными тиражами в Германии и вообще на Западе.
Но перед этим наш Ринтын (Рытхэу) уедет в Ленинград с родной Чукотки; только вот путь этот растянулся на несколько лет – чтобы поступить в институт, заработать средства на дорогу и жизнь, будущий известный писатель трудился матросом на шхуне, работал в геологической экспедиции, участвовал в зверобойном промысле. Короче говоря, трудился и не жаловался, как и полагалось простому советскому человеку – и всё это ради тяги к знаниям, ради поступления в далёкий Ленинградский институт! И ведь добился своего! Уехал в Питер, получил образование, стал членом Союза писателей, написал кучу хороших книжек, объездил полмира и при этом не забывал два раза в год навещать родное стойбище на Чукотке. Жизненный путь кажется какой-то фантастикой по современным меркам, а в то время подобное было делом привычным и не из ряда вон.
Понимаете, какие люди тогда жили? В государстве рабочих и крестьян они вырывали своё будущее из лап морской стихии, рыли землю в поисках металлов, строили города и атомные ледоколы, работали на заводах, артелях и фабриках; поднимали колхозы, отправляли в небо космические аппараты, созидали какие-то совершенно безумные по своей монументальности проекты. И многие представители тогдашней творческой интеллигенции (актёры, режиссёры, писатели, художники и музыканты) прошли Великую Отечественную войну, имели рабочие профессии, при этом родившись в далёких сёлах, станицах или даже чукотских стойбищах необъятной страны. Василий Шукшин служил матросом на флоте, работал на тракторном заводе и был учителем русского языка и директором сельской школы перед тем, как отправиться учиться во ВГИК. Смирнов Алексей Макарович (тот самый Федя-тунеядец из «Операции Ы») был героем войны, в одиночку бравшим в плен целые взводы противника и уничтожившим, по разным оценкам, около ста гитлеровцев – и во время войны он, кстати, занимался художественной самодеятельностью, организовывал концерты для сослуживцев. Валентин Пикуль не только оставил после себя огромное писательское наследие, но и всю жизнь трудился на военно-морском флоте на сложных должностях вроде штурманского электрика – об этом повествует одна из моих любимых его книг «Мальчики с бантиками». И ещё множество, множество примеров. Гвозди бы делать из этих людей…
Да что там говорить, я в детстве посмотрел «Утреннюю гимнастику» с Высоцким и офигел от его потрясающей физической формы – я до сих пор не могу повторить всего того, что он там исполняет, хоть и считаю себя не слабеньким мужичком. А он ведь, на секундочку, не фитнес-тренер был.
Тут можно ещё Джека Лондона вспомнить, который всю жизнь трудился как ишак и оставил после себя литературное наследие, которому каждый писатель позавидует, но да ладно, это уже другая часть земного шара. Всё ж таки американец, хоть и социалист. Просто у меня давно назрел один вопрос.
Почему сейчас на государственном уровне не ведётся такой пропаганды спорта, здорового образа жизни, тяги к знаниям, к науке, к свету? Почему у нас представители так называемых творческих профессий напоминают раскрашенных петухов, скачущих по сцене и стабильно выдающих вместо искусства парашу и шлак? Почему у нас вся страна скорбит по передознувшемуся наркоману? (неплохому, в общем-то, парню, но явно не заслужившему такой народной любви). Почему до сих пор в Российской Федерации не написан новый «Жестокий век»? Почему во времена существования «империи зла» люди, работавшие слесарями и инженерами, одновременно писали чудесные книги, снимали замечательные фильмы, создавали отличную осмысленную музыку? Почему сейчас так не могут?
Ответ вы и сами знаете. Однако обидно, товарищи.
______________
Ещё больше подобных текстов в моём сообществе в ВК: https://vk.com/ai_taasou