114

Великие пращуры. Мифы о Трипольцах

Великие пращуры. Мифы о Трипольцах Трипольцы, Триполье, Археологическая культура, Украина, История, Длиннопост

Мифы о трипольской археологической культуре создавались и продвигались с одной стороны такими известными псевдоучеными, как Юрий Шилов и Валерий Бебик, с другой стороны – журналистами, ловко вертящими в своих статьях и сюжетах надерганные слова настоящих исследователей. Стоит отметить, что данные потуги не только не наказывались, а зачастую поощрялись украинскими чиновниками, что вызывало, когда улыбку, а когда и печаль у специалистов.


Давайте же рассмотрим несколько основных заблуждений о трипольцах.


Миф 1. Трипольская цивилизация.


Со словосочетания «трипольская цивилизация», как правило, начинается практически каждая статья, посвященная трипольцам, а между тем непосредственно слово «цивилизация» не имеет никакого отношения к данной археологической культуре. Цивилизация подразумевает наличие таких явлений, как градостроительство и письменность – ни первого, ни второго у трипольцев не было. Стоит отметить, что такие поселения, как Майданецкое, действительно впечатляют своими размерами, но при этом остаются именно поселениями.


Миф 2. Технологии, опережающие время, великие открытия и изобретения.


Трипольская культура относится к эпохе энеолита. Орудия труда представители данной культуры изготавливали из камня (кремня), кости, рога. Технологии расщепления кремня и изготовления орудий труда, которыми пользовались трипольцы, появились еще в предшествующую эпоху неолита. Технология строительства жилищ – полуземлянок, глинобитных жилищ – также не является инновацией, как и производство керамических изделий. Трипольцы не изобретали производящего хозяйства и, в частности, земледелие: оно зародилось за несколько тысяч лет до возникновения трипольской культуры. Кроме того, на момент расцвета трипольской культуры на Ближнем Востоке уже существовала цивилизация со всеми полагающимися ей атрибутами.


Миф 3. Трипольцы – исконные обитатели территории Украины.


Памятники данной культуры помимо Украины расположены на территории таких стран, как Румыния, Венгрия, Молдавия. Следует добавить, что распространялась данная культура с запада на восток и север. В свою очередь, по мнению ряда исследователей представители данной культуры являются потомками мигрантов из Анатолии (территория современной Турции).


Миф 4. Великие пращуры и арийский миф.


Генетические исследования останков тирольцев указывают на смешение пришлого населения Малой Азии и местного населения. Антропологические особенности представителей данной культуры позволяют отнести ее к южноевропеоидному типу: узколицость представителей по мнению выдающегося антрополога, академика Татьяны Алексеевой, свидетельствует о том, что трипольцы не могли быть предками славян.


Еще более нелепыми являются попытки увязать трипольскую культуру с арийским мифом. Необходимо подчеркнуть, что индоарийцы реальная общность народов, к которой в общем трипольцы не относятся. Как раз представителями индоарийцев является сменившая трипольцев и расселившаяся на огромных территориях ямная культура. Концепция арийской расы, к которой пытаются привязать трипольскую культуру, всего лишь псевдонаучная теория 19 века, подхваченная и активно насаждаемая Третьим рейхом.


Конечно, трипольская культура является ярким и интересным представителем эпохи энеолита. Ее сложно назвать типичной, как, впрочем, практически любую археологическую культуру. Однако, попытки построения каких-либо прямых линий между современностью и каменным веком, использование древних памятников для создания мифа и пропагандисткой деятельности может вызывать только осуждение.


Источник: https://zen.yandex.ru/media/informator/velikie-prascury-mify...

Найдены возможные дубликаты

+7

В научных кругах есть мнение, что Бебик, это не личность, а единица измерения самовлюблённой тупости (1Бе).

Автор цитаты В. Василеннко.

раскрыть ветку 1
+5
Василенко и сам тот ещё герой баталий на археологических конференциях. Благо научных, а не псевдонаучных.
+8

Тiкай с городу!

Тобi пiзда!

раскрыть ветку 1
+2
*з мiста
+2
Интересно только, насколько релевантным источником можно считать яндекс-дзен/
раскрыть ветку 2
+3

этот источник блог автора данного поста

раскрыть ветку 1
-2
Это отменяет вопрос? Если источник - твой блог, то это просто пиар странички. Можно было привести ссылки на исследования о которых идёт речь хотя бы? Формат сайта это позволяет вполне.
+1

Первый пункт весьма спорный . Поселуха - не лежбище тюленей , без усложнения связей не масштабируется .

0
Очень интересно, спасибо!
0

Любителям изучать школьные учебники рекомендую эту информацию. https://m.gazeta.ru/science/2013/03/28_a_5118993.shtml

-3

А я вот поддерживаю теорию возникновения Великих Укров от Трипольской культуры энеолита. Уж больно недалеко ушли от них потомки.

-6

В Украине никто эту культуру не сакрализует. Просто изучается в рамках истории первобытных поселений на территории современной Украины. Происхождение украинцев у нас выводится примерно с 5-6 века н.э. , когда в наших землях очевидно обосновались славянские племена. Не надо передёргивать.

раскрыть ветку 28
+13

Один только пример. Рекомендованный министерством образования учебник География для 8 класса издательства "Аксиома" 2016 г. авторы Петр Масляк и Светлана Капирулина. Цитата:

Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
+4

Да ладно. Я был ещё в 2002 г на археологической конференции в Одессе. Был сильно удивлён количеству докладов по Триполью с украинской стороны. Половина из них была озвучена на мове, докладчики даже вне зала общались с нами исключительно на ней. Поразил их гонор и желание показать исключительность и древность украинцев. Это смотрелось очень смешно, с учётом, что это были уже не студенты, а аспиранты и кандидаты. Ощущение было, что попал не на научную конференцию, а на слёт больных. И теперь эти люди преподают в ВУЗах Украины.

А в 2010 уже к нам приезжали украинцы на конференцию - детские экспедиции и доклады по археологии. Бред только усилился. Каждый ребёнок пытался выводить украинцев от трипольцев, постоянно козыряя термином "арии", абсолютно не понимая сути. Там это реальность, к сожалению. Жаль, что ушли из науки работники ещё советской академической школы, вменяемых там почти не осталось. Статьи - уровня старшеклассника. Тесно общался с В.В. Отрощенко (доктор, член украинской АН), он ещё в 2009 плакался, что всю археологию  на Украине забили бредом про Триполье.

раскрыть ветку 7
+3

Самое страшное думаю впереди. Отрощенко не молод, П.П. Толочко, Зализняк тоже. В последние же годы многие новоиспеченные кандидаты стали таковыми только благодаря участию в так называемой АТО, для таких там всевозможные преференции. Через 5-10 лет думаю начнется полная жесть.

раскрыть ветку 2
0

Да, я в курсе, что есть каста упоротых историков, которые давно педалируют эту тему. Но она у нормальных историков и просто специлаистов из смежных специальностей смотрелась и смотрится как каста маргиналов. Мне достаточно базовых школьных знаний, чтобы понимать, что славяне (склавины) достоверно укрепились на землях Поднепровья (где и расположено с. Трипілля) после Великого переселения народов. От потомков тех "трипольцев" в иоге могла остаться какая-то часть генофонда и, возможно, какой-то языковой субстрат, хотя никаких доказательств этого никто никогда не найдёт (интервью у трипольцев не возьмут даже знатные пропагандоны с ОРТ, РТР или ЛайфНьюз, как бы им не хотелось. Рен-ТВ может, но им не поверят). А что касается "вменяемых" советских историков, то у нас такой преподавал непрофильную "Историю" на первом курсе вуза. Он был заядлым коммунистом и нещадно критиковал всех упоминаемых в курсе правителей, начиная от князя Олега, заканчивая, конечно, Виктором Ющенко. Только Маркс, Энгельс и Ленин вызывали у него экстаз, он преображался, когда о них говорил. Факты он особо не перевирал, но, чтобы понять, что из его "ремарок" нам доводилось выслушивать, приведу один только пример. Суть примерно такая: "первобытные люди в некоторых местах Евразии и даже Европы сохранили свой особый генофонд почти неразбавленным. Например, музыканты группы ABBA -- типичные первобытные варвары, так как в Швеции их ареал так и остался незавоёванным до формирования Шведского королевства". Проблема с любителями "арийско-трипольской" темы, как мне кажется, это "ответочка" на отрицательный отбор историков в советское время. Да, были нормальные профессионалы и энтузиасты своего дела, но в исторической науке многое зависит от политической конъюнктуры и такие ленинолизатели, как упомяеуты доцент Розовик Д., часто получали приоритет. При независимой Украине таких экземпляров начали теснить, но свято место заполнилось неадекватными теперь уже любителями сакральных связей украинского этноса с доиндоевропейскими жителями берегов Днепра. Повторюсь, я и большинство моего образованного окружения, считает эти теории маргинальными. Но, конечно, есть категория людей, которым отлично заходят "укроарии", "Срать - с Ра пребывать", "жидорептилоиды", "Гитлер укрылся в Атлантиде". Автор  поста борется с такими вответряными мельницами. С такой пользой и таким же успехом он может попытаться доказать приверженцам теорий заговора, что Россия - не сверхдержава;  доллар не рухнет ни завтра, ни 1 января; у воды нет памяти и прочие очевидные вещи.

раскрыть ветку 3
+4

Еще Ющенко носился с трипольскими черепками, как дурень с писанной торбой.

А нынешние немного поменьше уделяют внимания. Забрались на 150 тысяч лет ранее, к истокам так сказать.

+2
И ты, разумеется, опросил мнение всех украинцев, прежде чем делать подобное заявление?
ещё комментарии
ещё комментарии
0

Миф 4, первый абзац. Трипольцы внезапно превратились в тирольцев)))

Таки арийцы, да?

раскрыть ветку 2
-2

Подход к вычитке/корректуре текста - это штрих к качеству текста и информации в нём. ☺️

раскрыть ветку 1
-1

Спасибо. Запомню и буду цитировать

-2

Получается Черное море и Кавказ, таки, не они? Вбили таку мрiю, зрадники москалятские

-9
Всегда смешно читать таких псевдоразоблачителей. Автор похож на тех кто придумал и распространил сказку про выкопаное море. Никаких пруфов, только пустой трёп который предлагается воспринимать как истину.
раскрыть ветку 11
+6

Какие нужны пруфа когда речь идет о таких очевидных вещах как к примеру  критерии цивилизации? Что именно вызывает у Вас вопросы, то что трипольцы будучи культурой каменного века использовали каменные орудия? То что у них не было городов? Мнение Алексеевой?

ещё комментарии
-12

А ещё он похож на тех, кто выдумывает "стрипиздики", "спалахуйки", "нацюцюрники" и ржёт с собственных выдумок.

ещё комментарии
ещё комментарии
ещё комментарии
Похожие посты
73

Дьяковская культура средней полосы России

Прошлый пост был о Пшеворской культуре Польши: https://pikabu.ru/story/pshevorskaya_kultura_v_polshe__germa...

В серии рассказов о древних культурах Европы настал черед лесной полосы России и населения, которое, предположительно, оставило нам такие топонимы, как Валдай, Талдом.

Датировка: 6-5 века до н.э — 4-6 века н.э.

В этом промежутке расцвела и пала Римская империя, сарматы сменили скифов, а затем народы под натиском гунн двинулись в новые места.

Расположение: области России — Вологодская, Костромская, Владимирская, Московская, Ярославская, Ивановская+ Смоленская и Тверская

Названа по: Дьякову городищу  в черте Москвы (с 60-х) у музея-заповедника Коломенское. Сама деревня названа в честь дьяка князя Владимира Храброго.


Раскопки в конце 19 века проводили Д. Я. Самоквасов и В. Сизов, выделил культуру А. А. Спицын.

Соприкосновение с другими культурами: С юго-востока с ней соседствует родственная городецкая культура (Среднее и Нижнее Поочье), с севера – родственная культура, называемая иногда ильменской, с запада – эсто-ливская, а с юга — культуры штрихованной керамики, днепро-двинская, мощинская.

Дьяковская культура средней полосы России История, Археология, Россия, Дьяковская культура, Балты, Ока, Археологическая культура, Длиннопост

Двигаясь на запад первые дьяковцы подчинили абашевскую и фатьяновскую культуры — культуры с большой степенью достоверности индоевропейские. Причем были боевые столкновения (В. Шпаковский и О. Фадеева).

Этническая принадлежность:

Б. А. Рыбаков отождествлял население с лесными йирками Геродота.


Дьяковская и городецкая —потомки культуры текстильной керамики позднего бронзового века Волго-Окского междуречья в академической науке считаются культурами предков финно-пермских народов, таких как меря, весь (вепсы), мурома, мещера и мордва (эрзя и мокша). Материальная культура костромской мери наилучшим образом сохраняет черты дьяковской.

Хозяйство: скотоводческое мясного направления — коровы, свиньи; разводились и лошади, но не как тягловый скот, а на мясо, а впоследствии также для верховой езды (найдены псалии и удила).


Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика (ради мяса), на бобра, куницу, лису и выдру – ради пушнины. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкуру).


Земледелие существовало, но было примитивным и носило вспомогательный характер. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю и лён — последние часты к концу существования культуры.

По мнению Д. А. Авдусина, оно не было подсечно-огневым, так как для этого нужно много топоров, а они на дьяковских городищах редки. Мотыгами возделывали участки высоких берегов, а заливные и пойменные луга шли под пастбища.

Поселения и жилища: Небольшие селища, а потом городища (1-3 тыс. кв. м) строились на высоких берегах рек при впадении в реку ручья или другой речки, на образованных этим треугольных мысах.

Полагают, что такое городище было и на месте Московского Кремля. Известно около 300 селищ и более 200 городищ. В начале нашей эры при городищах появляются неукрепленные селища, так, например, у Дьякова городища было два селища — «Выгон» и «Чертов городок».


С открытой стороны городища укреплялись поначалу слабо, только рвом и частоколом. Вскоре, однако, укрепления усиливаются: городища обносят валами, а затем с напольной стороны стали возводить валы с обеих сторон рва. Кунцевское городище было окружено даже тройной линией валов и частоколов. Вместо частоколов стали возводить «жилые стены» – ряды бревенчатых построек, хозяйственных и жилых, сомкнутых так, чтобы служить и оборонительными стенами городища (если такие срубы заполнить землей, получатся древнерусские «городницы»)

Дьяковская культура средней полосы России История, Археология, Россия, Дьяковская культура, Балты, Ока, Археологическая культура, Длиннопост

В городище проживало 50-200 чел. За пределами речных долин дьяковцы не жили, так что плотность населения в дьяковскую эпоху была низкой. На всей территории современной Москвы известно 10 городищ, то есть на эту территорию приходилось около 1000 человек. Осваивалась территория примерно в радиусе 3 км от городища (охотничьи угодья, пастбища, поля)


Жилищами были сначала круглые полуземлянки с коническими крышами, а позже — длинные дома площадью в 50 — 70 кв.м. Например, в Дьякове один из раскопанных домов составлял в длину 15 м при ширине 3,5 м. Дома были срубные либо столбовые, стены из тонких бревен (возможно, плетня), обмазанных глиной. Входное помещение (типа сеней) было холодным, остальные — теплыми, с каменным или глинобитным очагом в центре. Пол посыпали песком либо обмазывали глиной, устилали травяными циновками. В последние века существования культуры вместо больших длинных домов стали возводить небольшие бревенчатые постройки на опорных столбах, квадратные в плане. Считают, что от них традиция ведет к севернорусским срубам. Обнаружены кирпичи специфической формы («рогатые»).


Кроме жилищ, имелись и хозяйственные постройки — хлева и амбары, а также кузницы и общественные мастерские для прядения и ткачества.


Социальное расслоение: Среди обитателей городищ нет имущественной дифференциации. Поэтому полагают, что дьяковцы жили родовым строем, каждый род — в особом городище; стада скота содержались в общем загоне (составляя, очевидно, родовую собственность).

Материальная культура:


Керамика: лепная, поначалу «текстильная» или «сетчатой» (как в предшествующей культуре текстильной керамики) Реже встречаются сосуды с рогожной поверхностью, ещё реже — со штрихованной поверхностью.

Но с 3 в. н. э. текстильную керамику сменяет гладкая грубая посуда с массой примесей в тесте, богато орнаментированная по краю венчика и по верхней части стенок (гребенчатый штамп, защип по верху, прочерчивание); есть и более совершенная чернолощеная (как у балтов). Горшки плоскодонные, приземистые, с оттянутым венчиком, а также вытянутые баночной формы и миниатюрные сосудики.

Дьяковская культура средней полосы России История, Археология, Россия, Дьяковская культура, Балты, Ока, Археологическая культура, Длиннопост

Металл: Металла было не так много, зато широко использовались орудия из кости и, по-видимому, дерева, а на ранних этапах культуры ещё и каменные. Основные орудия поначалу – костяные наконечники стрел и многозубые гарпуны. В начале существования культуры металлические орудия еще бронзовые, потом они сменяются железными. В частности распространяются железные наконечники стрел с двумя шиловидными выступами в основании пера, с черешком для крепления к древку. Цветные металлы остаются для украшений скифского облика.

Специфичны для дьяковской культуры небольшие глиняные предметы неясного назначения «грузики» в виде усеченного конуса с внутренним канальцем, со следами потертостей и нитей. Основание конуса – с насечками или рубчиками. На поверхности — точечный орнамент, свастики, другие рисунки. Предметы эти появились на рубеже эр.


Высказано множество гипотез о назначении этих предметов – от крышек масляных ламп и рыболовных грузил до пуговиц и культовых вещиц (вместилищ душ умерших), но наиболее распространены две трактовки — либо это пряслица, либо грузики для вертикального ткацкого станка.

Дьяковская культура средней полосы России История, Археология, Россия, Дьяковская культура, Балты, Ока, Археологическая культура, Длиннопост
Дьяковская культура средней полосы России История, Археология, Россия, Дьяковская культура, Балты, Ока, Археологическая культура, Длиннопост

Большое влияние на западный ареал культуры с начала нашей эры оказали балты — соотношение ареала балтской топонимики с частью дьяковской культуры и совпадение с ареалом позднедьяковских серьг. Другой вопрос, что язык мери не сохранился, однако эрзяне имеют древний балтский пласт заимствований, и генетические пересечения с балто-славянами по мужской линии. С приходом балтов сокращается ассортимент костяных изделий вплоть до исчезновения под конец — они вытесняются железом. Широко распространяются бронзовые украшения с разноцветной выемчатой эмалью. Появляются специфически ювелирные изделия: нашивные бантиковидные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками (на них парные шарики зерни), ажурные застежки.

Дьяковская культура средней полосы России История, Археология, Россия, Дьяковская культура, Балты, Ока, Археологическая культура, Длиннопост

Граница между балтами и дьяковцами не совсем ясна. Например, гидронимы такие как Яуза, Москва и Ока, скорее всего балтские (или балто-славянские), а Кончура, Чащур, Вишкура, Киржач (левый приток Клязьмы), Ёвлево, Пироча, Пачога - финно-пермские

Торговля: импортные изделия — римские стеклянные бусы. На Троицком городище найдена римская фибула I в. н. э. с надписью «avcissa» — самая северная из находок этого типа. Вещи из Средиземноморья поступали к дьяковцам через скифов, потом сарматов. Эти посредники оказали некоторое влияние на дьяковскую культуру своим «звериным» орнаментом, а костяные дьяковские стрелы по форме подражают скифским бронзовым.

Погребения и духовная культура: покойников кремировали, а прах с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений» помещали в «домиках мёртвых» — небольших полуземлянках вдали от городищ в лесной глуши.

Археологи нашли миниатюрные глиняные женские статуэтки, зооморфные фигурки, а также костяные поделки с изображениями животных (выполнены под влиянием скифского «звериного стиля» ). Загадочными остаются глиняные таблички с точечными узорами, есть и глиняные шарики с таким же узорами

Дьяковская культура средней полосы России История, Археология, Россия, Дьяковская культура, Балты, Ока, Археологическая культура, Длиннопост

Мифология: В жилищах очаг располагался в центре дома — в отличие от славянских домов с печью в углу. А. Н. Башенькин выделяет изображения медведя и утки — по данным этнографии, оба этих животных священны у финно-пермяков: медведь как «хозяин леса», утка — как прародительница всего сущего, снесшая Мировое яйцо.

Антропология: Кремация оставляет не оставляет материала. Академик Т.Алексеева считала, что антропология дьковцев оказала влияние на вятичей. Есть мнение, что из современных народов по антропологическому типу к дьяковцам близки европеоидные эрзяне — монголоидной примеси у мордвы меньше, чем у других финноязычных народов Поволжья.


А. С. Сыроватко и А. Я. Елистратов попытались восстановить физический облик дьяковцев по отпечаткам пальцев на керамике- оказалось, дьяковцы были людьми худощавыми и невысокого роста.

Конец культуры и славянское заселение:

С середины 1-го тысячелетия н. э. я культура приходит в упадок и за несколько веков исчезает, причем без признаков насилия извне, что указывает на мирное славянское заселение кривичей и вятичей в 9—10 веков. В. В. Седов постулировал более ранее проникновение славян в Верхнее Поволжье – с 4— 5 веков. Современные исследования археолога Андрея Обломского также намекают на появление славян в Тамбовской области в конце 5 - 7 векею


Так или иначе, культура в Волго-Клязьменском междуречье 6—9 вв. смешанная меряно-славянская. «Повесть временных лет» размещает мерю — в районе Ростова северного, весь (предков вепсов)— на Белоозере, мурому — в окрестностях Мурома.


Последние меряне проживали в окрестностях г. Молога современной Ярославской области и генетики даже смогли найти гипотетические следы мерян в современных русских мологжанах.

Показать полностью 6
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: