Техника Чернобыля. БТР и БРДМ.
Продолжу тематику, расскажу про очередную технику Зоны Отчуждения — БТРы и БРДМ.
Редкий снимок октября 1986. установлены балка *кошкин дом* и первые секции контрфорсной стены
Итак, в условиях тяжелого радиационного загрязнения, да и вообще, для разведки в полях активности (уровня радиации, площадь пятна загрязнения) использовали или БТРы или БРДМы. Почему? Их толстая броня способствовала хоть какой-то задержке от проникновения радиации и облучению людей. Плюс были готовые машины, БРДМ-2РХБ, для работы в условиях химического и иного загрязнения.
В первый же день, 26 числа, такие машины въехали в город для замеров уровня радиации, они первые узнавали, насколько все плохо. На уникальной видеосъемке в городе, днем, 26 числа мы видим эти машины.
Итак. Поскольку Зона оказалась довольно большой, то ездить для разведки надо было на транспорте, который отвечал бы определенным требованиям — быстрота, защищенность, вооружение (на крайний случай), проходимость. Последнее было тоже необходимо, замеры активности были везде. Наиболее маневренным (хотя и громко сказано), был БРДМ — боевая разведывательная дозорная машина.
Пример БРДМ-2РХБ. Стрелочкой указан фильтр для очистки воздуха. Только ЗА люком.
На наиболее загрязненных участках (промплощадка АЭС) ездили машины с дополнительной освинцовкой, которую делали сами.
По рассказам дозиметристов. Возросшая масса машины, а вес был и без того большим, сказалась на управлении, разгоне и расходе топлива. А тормоза у таких горели сразу — разогнавшаяся машина могла останавливаться очень долго. Но защита была хорошей.
Также, по рассказам, внутри тоже старались сделать защиту — теми же свинцовыми листам устилали пол, сиденья. Использовали мешки с дробью, чтобы утолщить стены.
Замер уровня происходил следующим образом. Состав из трех человек ездил по определенному маршруту. На необходимой точке дозиметрист выскакивал (через люк, боковые выходы были заблокированы во избежание лишнего загрязнения) и замерял уровень — воздух, на высоте метр от земли и сама земля. Командир записывал и они ехали дальше.
Понимая, что техника уже не выедет за пределы Зоны уже никогда, помечали таким способом. В круге надпись Зона и дополнительно бортовой номер сбоку (у некоторых дублировали и спереди).
Но машины были нужны! Новую никто не даст, сильно загрязненную обызаны были списать, если дезактивация уже не спасала. В конце *рабочего дня* технику обрабатывали на санпропускниках. Дозиметрист мерил фон у колес и днища, затем, независимо от полученной дозы (под конец она все равно большой была), машину отправляли на мойку.
В некоторых местах пропуск был строгим. Если загрязнение было выше допустимого и не отмывалась, машина могла остаться в внутри какой-либо зоны. Например, машина из 10-километровой уже не могла выехать в 20-ти, уровень был не тот.
Внутри БРДМ.
Дозиметристы в ОЗК проверяют на загрязнение. На одном из санпропускников.
По окончанию работ по ЛПА, все эти машины были отправлены в Рассоху. Фото уже старое. На данный момент кладбище уже не существует, все отправили на переплавку.
Примерно вот так это и происходило.
У специальных машин, подготовленных с заводы для химразведки, было приспособление, которое выстреливало штырями с приделанными к ним щитками со знаком радиации. Дабы лишний раз не облучаться, выстреливали штырем, который хорошо вонзался в землю.
Вторыми были БТРы. Автомобили такого рода использовали на самой промплощадке. И когда машину Кибенка вытаскивали, и когда проводили замеры у стен реактора. А кто такой Виктор Кибенок, можете прочесть здесь.
БТР с дополнительной листовой освинцовкой.
За достоверность ручаться не буду, предположу. Персонал для работы на энергоблоке по дезактивации помещений и тд, из автобуса пересаживался на БТРы и передвигались на объект. Или же это делегация. ИЗ БТРов снимали на кинокамеру многие уникальные кадры по ликвидации последствий аварии…
Пример внутриЗоновского обозначения. Бортовой номер БТРа. Учет был строгим. Иногда водители халтурили. Даже если машину уже не могли отмыть, на очередной круг уже не заезжали, а окольными путями линяли на стоянку. Делалось не от хорошей жизни, но все же. А еще такими машинами давили автомобили мародеров.
Уже на Рассохе. Хватанул недопустимую дозу. На заднем плане грузовик Татра.
БРДМ, на разведке.
Ликвидация ликвидацией, а поднятие духа людей тоже было необходимо. Давали концерты певцы, устраивали представления. Приезжали кто на чем, плюс удобно было, с высоты посмотреть.
Музей техники в Чернобыле. Автомобили принимали участие в ЛПА. Фонят, да. УРАЛ цистрена на заднем плане справа, считается, принадлежал Виктору Кибенку. Но это неправда. Машина этого пожарного была у самого реактора, причем довольно долгое время. Уровень радиации крайне высок. Как хотели другие ликвидаторы, поставить на постамент, не получилось. Машина захоронена. А вот на Буряковке или в стене Саркофага — история умалчивает и укрывает стеной радиации…
Вдвойне уникальное фото. На разведке у цементо-перевалочного пункта.
После завершения строительства Саркофага и ЛПА, зимой 86/87 годов объезд территории населенных пунктов совершали на все тех же БРДМах.
Зимой в городе. Пленка на решетке у Волги для защиты радиатора от радиоактивных частиц. Не пишите, что для прогрева! У 24-ки есть жалюзи перед радиатором! Это сделано для более легкой мойки.
Переговоры в ночь на 26 апреля. После взрыва.
Видео не рассекреченное. А ведь там участвовали мужчины, которым не было и 20!
Надеюсь, было интересно. До встречи!