TDR Proximity - простой но очень полезный плагин
Данная статья является печатной версией сценария для этого видео, можете посмотреть если не хотите читать много текста:
В одном из прошлых статей я показал такой плагин как TDR Proximity. Сегодня я хочу рассказать о нем подробнее, посмотреть как он работает изнутри, ну и в качестве бонуса покажу как его можно использовать вместо вокал райдера (по крайней мере в Reaper).
Для тех кто не в курсе: данный плагин имитирует эффект отдаления или приближения путем эквализации (в первую очередь). В целом для его использования вам потребуется лишь двигать главный фейдер который отвечает за расстояние которые мы хотим сымитировать. Однако органов управления здесь куда больше и я особо не вникал в их суть, но сегодня мы откроем анализатор плагинов и посмотрим на что они влияют т.к. полноценного мануала я не нашел. Плагин делался в рамках какого-то конкурса плагинов, а не разрабатывался специально для потребителей.
Так как в первую очередь плагин представляет из себя фильтр то смотреть мы будем на его АЧХ.
Выключим все параметры модели установим оригинальную дистанцию на минимум а главный фейдер на "0". Это будет наша отправная точка.
На спектроанализаторе мы видим прямую линию, причем как бы я ни крутил фейдер она все равно на нуле:
Чтобы плагин начал хоть что-то делать нужно включить хоть что-то в модели. Начнем с "true gain". Как только мы его включаем, несмотря на то что фейдер в нуле, громкость поднимается. Это связанно с тем что оригинальная дистанция не равна нулю. Если мы увеличим ее, то громкость приблизится к нулю. Также если мы будем опускать или поднимать фейдер общая громкость будет следовать за ним, при чем значения на фейдере будут соответствовать величине громкости в дБ:
Теперь если мы включим "air arbsorbtion А" почти ничего не измениться (лишь немного понизиться верх):
На настройке "Б" будет уже сильное изменение:
Почему это происходит? Воздух является звукопоглащающим материалом, ввиду того что высокие частоты по природе своей имеют меньшую длину волны и меньшую мощность - они затухают быстрее. Чем дальше мы будем от источника звука тем меньше до нас дойдет верхних частот.
Включаем "proximity" и получаем резкий срез низких частот:
На второй настройке он реализован с помощью полки:
Почему это происходит? Если посмотреть как распространяется звук от источника мы увидим что на разных частотах это происходит по разному. В верхних частотах длина волны меньше излучателя и фактически мы получаем излучатель плоских волн, которые распространяются по направлению излучателя:
В то время как для низких частот, с большей длинной волны, динамик работает как точечный источник звука:
Волны распространяются во все стороны. Т.е. энергия затраченная на воспроизведения звука рассеивается и чем дальше мы находимся, тем меньший угол этого распространения мы захватываем. Таким образом низкие частоты сильно проседают на расстоянии.
Если мы наоборот приблизим источник звука к микрофону то получим буст низких частот (два варианта):
Это уже связано немного с другим эффектом который завязан на устройстве микрофонов. На это повлиять невозможно, единственный вариант использовать микрофон с более широкой диаграммой направленности (в лучшем случае всенаправленный, у него такого эффекта нет).
Дальше включим отражения:
По названию догадываюсь что здесь автор хотел создать эффект влияния отраженного задержанного сигнала который образует гребенчатый фильтр:
Второй вариант выглядит более странно:
Не знаю что именно здесь имитируется, буду рад если кто-нибудь в комментариях напишет про это.
Показать в анализаторе работу ширины стерео я не смогу, но вот что он делает. При отдалении стерео сигнала угол между динамиками для слушателя уменьшается, в предельном случае звук превращается в моно:
Соответственно если приближать к себе динамики не меняя расстояния между ними, стерео станет шире.
Тру дилей имитирует задержку звука с расстоянием. Звук не распространяется мгновенно у него есть скорость примерно 300 м/c, соответственно если источник звука находится достаточно далеко то услышим мы звук лишь через некоторое время после того как он будет извлечен. Не думаю что при микшировании имеет смысл включать эту настройку, но для правдоподобного эффекта отдаления она имеет смысл.
Также в этом плагине зачем то есть модулятор, самый обычный, с несколькими формами модулирующего сигнала. Прикольно конечно, но зачем...
Теперь бонус (лучше посмотрите видео с 4й минуты, там все наглядно).
В принципе любой плагин у которого есть ручка громкости может служить вокал райдером в рипере. Но в отличие от других плагинов, здесь не просто громкость, а приближенное к реальности изменение расстояния, что звучит куда более приятно. Чтобы настроит работу фейдера от громкости входного звука нужно в окне плагина нажать кнопку Param выбрать пункт Parameter modulation здесь нас интересует DistGain. Откроется такое окно, где нужно выбрать пункт Audio control signal и выбрать соответствующие входы (это могут быть также входы сайдчейна). Самый верхний фейдер определяет начальное положение фейдера в плагине, выставляем так чтобы получить ноль. Внизу выбираем направление изменения на негативное. Теперь нужно крутить минимальную громкость так чтобы началась модуляция - это порог срабатывания. Атаку и релиз нужно подбирать на слух. Также тут есть возможность делать изменения громкости нелинейно и изменять силу влияния модуляции. Таким образом данный плагин может работать как компрессор. Вокал райдер им фактически и является. Однако здесь у нас есть даже больше параметров чем в том же вокал райдере от Waves, к тому же как и говорил более естественное уменьшение громкости.
На этом всё. Как всегда: если остались вопросы, пишите - я обязательно отвечу.
Звукорежиссура
282 поста1.6K подписчика
Правила сообщества
- в сообществе запрещены оскорбления;
- посты, не соответствующие тематике сообщества, будут переноситься в ленту;
- шутейки и мемы про звукорежиссуру - приветствуются!
- фото своих рабочих мест\студий, необычных устройств, рассказы о том, как пришли в профессию и ее плюсы\минусы - тоже приветствуются;