Суровый быт на картинах сельского самородка1
"Горе" (1897) Новгородский музей
В 1848 году в деревне Жуково Тверской губернии (Конаковский район) в семье крепостных родился сын Иван. Помимо Ивана в семье было две старших сестры, а позже появился и младший брат Алексей. В 12 лет, как это часто бывало в крестьянских семьях, Ивана отправили в город на заработки. В столице он успел побыть и рабочим, и приказчиком в лавке, и половым в трактире. Скорее всего, нехитрая трудовая биография продолжалась бы в том же духе, если бы кто-то не заинтересовался рисунками юного самоучки, который еще в родной деревне любил рисовать углем на стенах и заборах. История умалчивает, кто в 1865 году надоумил Ивана пойти учиться в столичную Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Позже Иван поступил в Академию художеств, куда в виде редкого исключения был зачислен, имея только начальное образование. Талантливый выпускник мог бы претендовать на большую золотую медаль и двухлетнюю стажировку за границей, но так и не получил ни того, ни другого из-за стечения обстоятельств. В этот год АХ решила не присуждать золотую медаль никому, но особо отметила двух выпускников – Сурикова и Творожникова. Позже ставший известным художник Иван Иванович Творожников сам был и академиком, и преподавателем в прославленном учебном заведении, его картины выставлялись на российских и международных выставках, их охотно покупали коллекционеры. К сожалению, достойного места в послереволюционной реальности для него не нашлось. Он умер в 1919 году в Петрограде в полной нищете
"Поручик Мирович у трупа Иоанна Антоновича" (1884) ГТГ
Вместе с однокашником Суриковым Творожников создавал фрески для храма Христа Спасителя в Москве («Четыре Вселенских собора»), но они были утрачены вместе с разрушенным храмом. Иных работ на религиозные темы немного. На исторические темы, которые так любили в академии, тоже. Самая известная - «Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5-го июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости». Картина изображает печальный результат попытки госпереворота. Мелкопоместный дворянин поручик Мирович, служа в крепости, узнал, что таинственный узник – несостоявшийся император Иван Антонович. Мирович решил его освободить и возвести на престол. Предполагаемый мотив – личная ненависть к Екатерине II из-за отказа вернуть ранее конфискованные у его семьи имения. В итоге юноша был убит приставами, которым была выдана секретная инструкция умертвить арестанта, если его попытаются освободить (даже предъявив указ императрицы). Сам Мирович за свою затею был приговорен к казни через четвертование, в итоге ему просто отрубили голову.
"Нищие около церкви" (1889) ГТГ
В 1880-х художник вернулся в родную деревню. Герои многих картин писаны с его земляков. Считается, что односельчане позировали в роли нищих на паперти. Надо заметить, что отношение к нищим было неоднозначным. Некоторые считали их бездельниками, не желающими работать, некоторые (по крайней мере в случае с явно психически не здоровыми) – божьими людьми. Чем более жалкий вид и заметнее патологии – тем больше подавали. При этом мест, где официально можно было заниматься попрошайничеством, было мало. Прежде всего, это церковные паперти. Это место было легальным и, более того, самым хлебным, поэтому занять его было сложно, по крайней мере, в городах. Там попрошайки часто образовывали целые артели во главе со старостами, которым платили дань, а те в свою очередь решали вопросы с хозяевами «участка». В случае с церковью нередко договаривались со «служителями культа» (разумеется, не всегда церковнослужители были в доле, а среди попрошаек реально могли оказаться люди, действительно попавшие в беду). По церковным праздникам подавали особенно щедро. Выпрашивать деньги на сленге попрошаек называлось «стрелять» (это слово позже стали использовать и обычные люди).
«Мальчик-нищий с корзиной» (1886) Козьмодемьянский музей имени А.В. Григорьева
К сожалению, из-за прорех в законодательстве дети-нищие были не таким уж редким явлением. Чаще всего ими становились сироты, оставшиеся без попечения взрослых, особенно в крестьянской среде. Обычно сиротам назначали опекунов, а если таковых не находилось, опекуном числилась вся община, то есть формально все, и никто конкретно. Централизованных служб опеки в современном понимании не было, а те, что были, занимались в основном малышами-«отказниками» до двух лет, а детей постарше в приюты брали неохотно. Детей даже из неблагополучных семей практически не изымали.
"Продавец душеспасительных книжек" (1888) Псковский музей
А это бродячий торговец книгами – офеня. Услуги офень были особенно востребованы в деревнях и районах, где не было своих книжных лавок. Офени предлагали книги, брошюры, лубочные картинки и иную печатную продукцию. По воспоминаниям современников, среди крестьян особой популярностью пользовалась религиозная литература, жития святых, разные жуткие истории, а также сказки и то, что сейчас назвали бы фэнтези.
Другие картины автора
"Бабушка и внучка" (1891) Самарский художественный музей
"Птичка улетела" (1917) Бердянский художественный музей
"Девочка" (1889) Иркутский художественный музей
"Девушка с книгой" (1890 - начало 1900-х) Нижнетагильский музей
"Дети, собирающие хворост" (1890) Плесский музей-заповедник
"Портрет дочери" (1888) Сумский художественный музей
"Деревенский мальчишка, читающий брошюру"
"Зимой"
"Сарай с крестьянами и домашней птицей"
"Девушка с шарфом"
"Кавказский князь"
"Мальчик в картузе"
"Молодая крестьянка"
"Старушка с прошением"
Другие мои посты о живописи
Русская живопись
Живая история на картинах Владимира Маковского
И снова про символизм в живописи (И. Прянишников)
Скандальная история на картине (передвижник А. Волков)
Еще раз о картинах в деталях (передвижник В. Макимов)
Картины в деталях (передвижник А. Корзухин)
Житейские истории в картинах Василия Пукирев
Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева
И снова интересные штрихи к картинам (Ф. Журавлев)
Еще раз об интересных деталях на картинах (П. Федотов)
И снова интересные детали и разные судьбы на картинах (С. Грибков)
И снова картины в деталях. Передвижник Константин Савицкий
Житейские истории на картинах [ИДЕТ ОПРОС] (И. Богданов)
Новоселье до революции и после
Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины
Жизнерадостные картины и большая драма их создателя (К. Коровин)
Несколько штрихов к известной картине (Боярыня Морозова)
Художник, ставший символом времени (Эрте)
И снова живая история в картинах Маковского
"Житейская проза" на картинах (В. Н. Бакшеев)
Ожившая история на картинах Кустодиева
С малороссийским акцентом. Замечательные картины К. А. Трутовского
Школа жизни художника Богданова-Бельского
Валентин Серов. Не только "Девочка с персиками"
Картина Репина "Попался": о политзаключенных до революции
Забытый быт. Интересные детали на картинах передвижника Загорского
Бурлак российской живописи (Репин)
Картина Репина "Попался": о политзаключенных до революции
Генерал российской живописи (Ярошенко)
Пейзажи настроения (Дубовский)
Учитель рисования (Пынеев)
Интересные детали на картинах забытого мастера (Красносельский)
Забытый художник, которого любила публика и не любили коллеги (Бодаревский)
А у нас во дворе... Душевные картины художника Поленова
Интересные картины забытого мастера (А. А. Попов)
Художник, влюбленный в Москву (Юон)
Когда художник не голодный. О самом радушном передвижнике (Н. Д. Кузнецов)
Интересные детали на картинах забытого мастера (А. А. Кузнецов)
Английская живопись
Удивительная история самой известной английской картины («Офелия» Д. Милле)
Неизвестный подтекст известных картин (У. Х. Хант)
Кто есть кто в британском искусстве
О картинах, котиках и шизофрении (Л. У. Уэйн)
И снова интересные детали и житейские истории на картинах (А. Хьюз)
Житейские истории и скрытые детали английских картин (М. Абрахам)
Об искусстве с английским юмором (У. Хогарт)
И снова об английском юморе (карикатурист Д. Гилрей)
Другие художники
Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях
Хулиган, дебошир и гений (М. Караваджо)
Скандальный гений и приключения его картин (Г. Климт)
«Рассказчик с кистью» и один из самых известных американских художников (Т. Ловелл)
Котики как искусство. Душевные картины бельгийской художницы (Генриетта Ронер-Книпп)
"Вкусные" картины в деталях (Клара Питерс)