СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров?

Всем прекрасного воскресения, друзья!


Нас уже больше 4 тысяч! Ура! Спасибо вам за ваши подписки, комментарии, споры и вопросы.

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Вы очень много меня просили рассказать про СТМ. И вот этот день настал! Ура!


Что такое СТМ?

Собственная торговая марка или частная торговая марка - любая продукция под брендом, не принадлежащем производителю.


Условный Андрюша придумал идею напитков, которые обычно делают в барах. При этом он хочет продавать их всем подряд, то есть делает безалкогольными и сильногазированными. У самого Андрюши нет производства, зато Андрюша - умный, который по сути создал нишу в безалкогольной газировке. Поэтому он заказывает напитки у предприятий, разливающих газировку,  по себестоимости, а уже наценка за идею, легенду и бренд, идёт в Андрюшин карман:

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Так вот сети, конечно же, тоже хотят видеть на своих полках продукцию по себестоимости, чтобы вся маржа шла не какому-то там производственнику, а им. И конечно же, привлечь покупателя этим продуктом, поскольку СТМ торговых сеток, вы сможете найти только у них.


Но сети идут дальше. Они делают СТМ в разных ценовых категориях. Вспоминаем пост про товарные категории. Есть категория людей, чувствительных к цене.

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Картинка отсюда.

К сожалению, крупнейшие сети формировались как раз для такой категории граждан, поэтому СТМ в России изначально ассоциируется с самыми дешевыми товарами на полке с качеством, ниже цены.

Все знают "Красную Цену" из "Пятёрочки"

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

365 дней от Ленты:

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

"Каждый день" в "Ашане"

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

"Моя цена" в "Магните"

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

В этом ценовом сегменте у торговой сети всего одно требование к производителю - дать максимально низкую цену. Например, одна сетка просила выдать ей колбасу за 56 рублей/килограмм. К сожалению, на нашем производстве только упаковка, специи, ФОТ, налоги и амортизация оборудования (без логистики и колбасного фарша, который мы брали за ноль, т.к. туда бы шли "ошмётки", которые обычно утилизировались) выходили в 62 рубля за килограмм.


Выше требования у сетей к СТМ в среднем ценовом сегменте, т.к. часто они называют эти продукты именем сетки.

"Лента"

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Этот вид СТМ нужен для привлечения покупателей со средним достатком в свои магазины.


Магнит:

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

У этого СТМ SPARа даже слоган: "Качество выше цены"

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Ашан:

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Они никак не могут допустить падение качества этой продукции, т.к. пострадает лояльность к самой сети. Пятёрочка пошла дальше и создала свой СТМ  для каждой категории:

бакалея:

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Сладости:

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Охлажденка:

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Во-первых, сети создают искусственную конкуренцию между товарами, вся прибыль с которых идёт в один карман. Во-вторых, на товары средней категории предполагают большую наценку. И в-третьих, сложно догадаться, что это СТМ, однако ни в каких других сетях его нет, что приводит покупателя опять в Пятёрочку.


Качество этой категории жёстко контролируется сетями. При чём продукция берётся не по запросу от поставщика, а прямо с полки, чтобы поставщик не мог на пробу предоставить один продукт, а по факту - поставлять другой. Кроме вкуса, запаха, текстуры, удобства приготовления, также в лаборатории тщательно проверяется соответствие реального составу - указанному на этикетке. Всё - для того, чтобы покупатель остался доволен этим СТМ. Хоть итоговая цена, конечно, всё ещё решающий фактор, но также принимается решение исходя из: качества продукта, соответствия ТЗ, возможностей упаковки и т.п.


Кроме того, чаще всего СТМ средней и премиум категории заказываются у тех же производителей, что и товары средней или более высокой категории.

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

За счет чего же получается дешевле?

Во-первых, производитель не закладывает в цену расходы на бренд и рекламу

Во-вторых, производитель делает сет скидку за объём и за непрерывность использования оборудования (исключение простоя)

В-третьих, мы с вами не знаем, какое качество прописано в ТЗ сети, поэтому оно может отличаться от брендовых продуктов для снижения себестоимости. Поэтому производство горошка для СТМ "Лента" на заводе "Бондюэль" не гарантия того, что горошек будет один в один по качеству с брендовым продуктом.

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Почему производители крупных брендов берут на производство СТМ?


Во-первых, это загрузка мощностей. Иногда простой линии выходит дороже, чем производство в ноль.

Во-вторых, плюшки от сети. Например, дополнительное место для брендового продукта, первый претендент на размещение в акции или каталоге, или даже первый в очереди на разгрузку брендовой продукции - всё это важные бонусы к аргументу для производства СТМ.


Но не всё так шикарно.

- Это постоянное пристальное внимание к качеству продукции под СТМ. Мы как-то "заработали" за две поставки СТМ штрафов на 2 миллиона: несоответствие состава (главный технолог при скачке цен на мясо решил "сэкономить", предупредить, конечно же, он "забыл"), несвоевременная разгрузка и, соответственно, несвоевременная поставка. Из-за чего под угрозой оказался контракт не только на СТМ, но и на всю брендовую продукцию из всей сети, а это была почти четверть объёма продаж завода.

- Это, соответственно, штрафы за любую провинность.

- Часто торговые сети при разрыве контракта на СТМ не хотят забирать остатки по упаковке и это тоже "ложится" на поставщика.


Возвращаясь, к СТМ, есть ещё один ценовой сегмент для гурманов - Премиум. Она наименее распространенная. Например, под SPAR Premium продавалась продукция зарубежного производства:

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Или Global Village Selection в Пятёрочке

СТМ: хуже, лучше или аналог брендовых товаров? Маркетинг, Торговля, Бизнес, Продажа, Полезное, Торговые сети, Стм, Длиннопост

Как вы понимаете, здесь контроль качества ещё выше, а требований ещё больше со стороны сети, но и полочные цены будут высокими.


Спасибо за внимание!


Примерный график выхода постов:

Начало недели - развёрнутые ответы на ваши вопросы из комментариев на пикабу и отсюда.

Середина недели - развлекательные туристические посты.

Посты на конец недели на темы:
- как завести товар в сеть? какие есть поборы?
- как производители влияют на продажи в торговых сетях, какие акции действенные, а какие нет.
- как сети увеличивают свои продажи (повышают средний чек, повышают количество чеков), как конкурируют друг с другом
- о мерчендайзинге и оформлении торговых залов
- уловки маркетплейсов и доставок
- анализ натуральности товаров из Вкусвилла
- пост о SLS и шампунях, как правильно мыть голову, тесты косметики, аллергики vs веганы
- пост о бизнесе салонов красоты: как открыть, продвинуть и работать) и многое другое.

Если вас что-то интересует из темы ритейла, продуктов питания, косметики, пожалуйста, спрашивайте в комментариях или пишите на какую тему пилить следующий пост.

P.S. Все фотографии выдернуты с поисковика, все права на картинки принадлежат их авторам, фото использовано в иллюстративных целях.