Советский Союз глазами очевидца - 16. Школа, 70-е годы.

Об учителе рисования и черчения.


Этот мужик был суров, его лучше было не раздражать. Фронтовик, контуженый. Возможно, его резкость объяснялась контузией. Он мог реально выкинуть из класса. Без травм, разумеется, но за шкирку. Впрочем, я помню лишь один такой случай, зато, потом в классе всегда был порядок и благолепие. Учитель от бога. Бесконечно терпеливый, если вести себя пристойно.


Немножко его биографии.

В 1942 году ушёл на фронт добровольцем - семнадцатилетним пареньком - и сразу же попал в самое пекло. Защищал Сталинград, участвовал в боях за Мамаев курган – дважды в составе 39-ой гвардейской стрелковой дивизии брал эту главную высоту Сталинграда. Ветеран - кавалер ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны 2-ой степени, медалей «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Он сумел до каждого донести основные законы изобразительного искусства (перспектива, светотень, оптический центр и прочее такое), настойчиво и успешно развивал в нас пространственное воображение. Заставлял рисовать без циркулей и линеек - "ставил руку". Правда, мы жульничали. Там, где нужны были прямые линии, овалы или круги, сначала намечали их с помощью чертёжных инструментов, а потом обводили, типа, от руки. Зачем мы это делали? ХЗ. Он же не карал за кривые прямые. Как получилось - так получилось, главное, чтоб ученик старался. Но, видать, нам хотелось, чтоб было "покрасивше".


В 7-8 классах мы занимались уже не рисованием, а черчением. И было у нас два учебника - черчения (как и во всех остальных школах) и ГОСТ (как выяснилось позже, только в нашей школе). Т.е. мы сразу учились делать профессиональные чертежи. Чтоб понятно было, расскажу, что из себя представляла финальная контрольная по черчению в 8 классе.


Берёшь дома какую-нибудь слесарную приспособу и чертишь:

1. каждую деталь отдельно в трёх проекциях,

2. сборочный чертёж в трёх проекциях,

3. сборочный чертёж в аксонометрической проекции,

4. сборочный чертёж в диметрической проекции.

Всё это строго по ГОСТу - толщина линий, шрифты, рамки, угловые штампы. На чертеже указываешь размеры, диаметры литейных переходов, класс обработки (класс обработки на глаз, конечно).


Чёрт меня дёрнул взять настольные тисочки - 8 деталей, блин! Причём две из них хитровые... Ну, то есть, сложные. Умные-то взяли плоскогубцы - 3 детали. Зато, в аттестат пятёрка по черчению пошла.


И вот с этими знаниями я пришёл в технический ВУЗ, где чертить, таки, надо было. И там, для начала, нас принялись обучать черчению. Я-то думал, что во всех школах так же, как у нас дела обстоят. Оказалось - нифига. Оттуда люди пришли с ничтожными навыками.


Нам раздали... не помню, как это называлось... этакая брошюра формата А4, где были изображены какие-то точки, линии, кружочки, кубики и всю эту хрень нужно было переносить с одной проекции на другую с помощью каких-то странных методов. Ну и лекции об этом читали. Я так понимаю, эти методы были рассчитаны на людей, абсолютно не обладающих пространственным воображением, способных лишь зазубрить несколько кондовых и неэффективных приёмов построения чертежа. Для меня это было абсолютно чуждым, нелогичным, не укладывающимся в башке. И раздражало страшно.Я попробую объяснить...


Представьте себе человека, который знает таблицу умножения назубок, а от него требуют посчитать, сколько будет пять-ю-восемь методом последовательного сложения. 5+5=10, 10+5=15, 15+5=20 и т.д. И никак иначе!


Короче, всё это вызывало отторжение. А так как я был разгильдяем, то нихрена и не делал. И пришла пора получать зачёт. Не будет всех зачётов - не допустят до экзаменов - попросят из института. Я к преподавателю, клянчу допустить до зачёта. Она не соглашается, мол, что тебя проверять, ты элементарного не знаешь. А я настаиваю, что знаю ФСЁ! Уломал, таки.


На зачёте нужно было нарисовать модельку типа такой.

Советский Союз глазами очевидца - 16. Школа, 70-е годы. СССР, Школа, Педагогика, Учителя и дети, Мемуары, Длиннопост

Ну уж преподаватель мне выбрала самую сложнонавороченную. Хэ! Напугала ежа голой жо... Я таких дребеденей в школе кучу нарисовал и целиком и с вырезами. Короче, начертил, как учили. И рамочку со штампом нарисовал. Она глянула на чертёжик, глянула на меня... Видимо, с ней случился разрыв шаблона. Всё равно, как косноязычный дебил, вдруг, запел бы арию на итальянском. И случился у нас примерно такой диалог:

- Всё ж правильно!

- Ну, я ж говорил...

- Вы даже два карандаша использовали!

- Три.

- Зачем три?

- Мягкий, кубиком заточенный - для основных линий, твёрдый, заточен лопаточкой - для вспомогательных и твёрдо-мягкий, копьём - для надписей. Koh-i-noor.

- Где Вас этому научили?

- В школе.

- Это в какой школе такому учат?

- В такой-то.

- А, да... Слышала. Но там, вроде, физико-математический уклон?

- Да, но... Вот, научили. Я думал, везде так...

- И как Вас учили? Кто?

Я ей рассказал примерно то, что выше написал.

- А почему до этого Вы ничерта не делали?

- Извините, но то, что Вы нам задавали, я не понимаю. Чертить могу, а эти точечки-квадратики... Ну не доходит до меня!

- Кхм... Мда... Подошли бы ко мне раньше, показали, что умеете, я бы вас освободила от лекций. Не трепали бы нервы ни мне, ни себе.

- Э... а... Чё, так можно было?!. - и ещё добавил самокритики, но уже не вслух - Ё... бл... какого ху... чё ж я, долбоё...


И ещё не раз меня чертёжные навыки выручали. При сдаче курсовых работ, преподаватели первым делом заявляли:

- Это не Вы чертили!

- Почему? Я.

- А ну-ка, вот эту надпись повторите!

И тут наступал мой звёздный час! Я и надпись повторял, и рассказывал о стандартах шрифта - размеры, угол наклона, толщина линий. И называл номер ГОСТа. После этого уже никто ничего не проверял, пояснительную записку не открывал, вопросов не задавал. Зачёт.


Примечание для въедливых: сейчас требования ГОСТа несколько иные, приведённая картинка по старому ГОСТу нарисована.


Но тут я советской системе образования могу замечание сделать. Какого, спрашивается, хрена в советских школах ДВА года, якобы, учили черчению, а в институтах ему обучали заново с нуля потому, что в школах, оказывается, нихрена не учили? Почему наш Учитель учил и научил, а остальные - нет?


Светлая память Учителю.


Предыдущие посты этой тематики:

https://pikabu.ru/story/o_vospitanii_shkole_i_durnom_gosudar...

https://pikabu.ru/story/sovetskiy_soyuz_glazami_ochevidtsa__...