59

Советский Союз глазами очевидца - 16. Школа, 70-е годы.

Об учителе рисования и черчения.


Этот мужик был суров, его лучше было не раздражать. Фронтовик, контуженый. Возможно, его резкость объяснялась контузией. Он мог реально выкинуть из класса. Без травм, разумеется, но за шкирку. Впрочем, я помню лишь один такой случай, зато, потом в классе всегда был порядок и благолепие. Учитель от бога. Бесконечно терпеливый, если вести себя пристойно.


Немножко его биографии.

В 1942 году ушёл на фронт добровольцем - семнадцатилетним пареньком - и сразу же попал в самое пекло. Защищал Сталинград, участвовал в боях за Мамаев курган – дважды в составе 39-ой гвардейской стрелковой дивизии брал эту главную высоту Сталинграда. Ветеран - кавалер ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны 2-ой степени, медалей «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Он сумел до каждого донести основные законы изобразительного искусства (перспектива, светотень, оптический центр и прочее такое), настойчиво и успешно развивал в нас пространственное воображение. Заставлял рисовать без циркулей и линеек - "ставил руку". Правда, мы жульничали. Там, где нужны были прямые линии, овалы или круги, сначала намечали их с помощью чертёжных инструментов, а потом обводили, типа, от руки. Зачем мы это делали? ХЗ. Он же не карал за кривые прямые. Как получилось - так получилось, главное, чтоб ученик старался. Но, видать, нам хотелось, чтоб было "покрасивше".


В 7-8 классах мы занимались уже не рисованием, а черчением. И было у нас два учебника - черчения (как и во всех остальных школах) и ГОСТ (как выяснилось позже, только в нашей школе). Т.е. мы сразу учились делать профессиональные чертежи. Чтоб понятно было, расскажу, что из себя представляла финальная контрольная по черчению в 8 классе.


Берёшь дома какую-нибудь слесарную приспособу и чертишь:

1. каждую деталь отдельно в трёх проекциях,

2. сборочный чертёж в трёх проекциях,

3. сборочный чертёж в аксонометрической проекции,

4. сборочный чертёж в диметрической проекции.

Всё это строго по ГОСТу - толщина линий, шрифты, рамки, угловые штампы. На чертеже указываешь размеры, диаметры литейных переходов, класс обработки (класс обработки на глаз, конечно).


Чёрт меня дёрнул взять настольные тисочки - 8 деталей, блин! Причём две из них хитровые... Ну, то есть, сложные. Умные-то взяли плоскогубцы - 3 детали. Зато, в аттестат пятёрка по черчению пошла.


И вот с этими знаниями я пришёл в технический ВУЗ, где чертить, таки, надо было. И там, для начала, нас принялись обучать черчению. Я-то думал, что во всех школах так же, как у нас дела обстоят. Оказалось - нифига. Оттуда люди пришли с ничтожными навыками.


Нам раздали... не помню, как это называлось... этакая брошюра формата А4, где были изображены какие-то точки, линии, кружочки, кубики и всю эту хрень нужно было переносить с одной проекции на другую с помощью каких-то странных методов. Ну и лекции об этом читали. Я так понимаю, эти методы были рассчитаны на людей, абсолютно не обладающих пространственным воображением, способных лишь зазубрить несколько кондовых и неэффективных приёмов построения чертежа. Для меня это было абсолютно чуждым, нелогичным, не укладывающимся в башке. И раздражало страшно.Я попробую объяснить...


Представьте себе человека, который знает таблицу умножения назубок, а от него требуют посчитать, сколько будет пять-ю-восемь методом последовательного сложения. 5+5=10, 10+5=15, 15+5=20 и т.д. И никак иначе!


Короче, всё это вызывало отторжение. А так как я был разгильдяем, то нихрена и не делал. И пришла пора получать зачёт. Не будет всех зачётов - не допустят до экзаменов - попросят из института. Я к преподавателю, клянчу допустить до зачёта. Она не соглашается, мол, что тебя проверять, ты элементарного не знаешь. А я настаиваю, что знаю ФСЁ! Уломал, таки.


На зачёте нужно было нарисовать модельку типа такой.

Советский Союз глазами очевидца - 16. Школа, 70-е годы. СССР, Школа, Педагогика, Учителя и дети, Мемуары, Длиннопост

Ну уж преподаватель мне выбрала самую сложнонавороченную. Хэ! Напугала ежа голой жо... Я таких дребеденей в школе кучу нарисовал и целиком и с вырезами. Короче, начертил, как учили. И рамочку со штампом нарисовал. Она глянула на чертёжик, глянула на меня... Видимо, с ней случился разрыв шаблона. Всё равно, как косноязычный дебил, вдруг, запел бы арию на итальянском. И случился у нас примерно такой диалог:

- Всё ж правильно!

- Ну, я ж говорил...

- Вы даже два карандаша использовали!

- Три.

- Зачем три?

- Мягкий, кубиком заточенный - для основных линий, твёрдый, заточен лопаточкой - для вспомогательных и твёрдо-мягкий, копьём - для надписей. Koh-i-noor.

- Где Вас этому научили?

- В школе.

- Это в какой школе такому учат?

- В такой-то.

- А, да... Слышала. Но там, вроде, физико-математический уклон?

- Да, но... Вот, научили. Я думал, везде так...

- И как Вас учили? Кто?

Я ей рассказал примерно то, что выше написал.

- А почему до этого Вы ничерта не делали?

- Извините, но то, что Вы нам задавали, я не понимаю. Чертить могу, а эти точечки-квадратики... Ну не доходит до меня!

- Кхм... Мда... Подошли бы ко мне раньше, показали, что умеете, я бы вас освободила от лекций. Не трепали бы нервы ни мне, ни себе.

- Э... а... Чё, так можно было?!. - и ещё добавил самокритики, но уже не вслух - Ё... бл... какого ху... чё ж я, долбоё...


И ещё не раз меня чертёжные навыки выручали. При сдаче курсовых работ, преподаватели первым делом заявляли:

- Это не Вы чертили!

- Почему? Я.

- А ну-ка, вот эту надпись повторите!

И тут наступал мой звёздный час! Я и надпись повторял, и рассказывал о стандартах шрифта - размеры, угол наклона, толщина линий. И называл номер ГОСТа. После этого уже никто ничего не проверял, пояснительную записку не открывал, вопросов не задавал. Зачёт.


Примечание для въедливых: сейчас требования ГОСТа несколько иные, приведённая картинка по старому ГОСТу нарисована.


Но тут я советской системе образования могу замечание сделать. Какого, спрашивается, хрена в советских школах ДВА года, якобы, учили черчению, а в институтах ему обучали заново с нуля потому, что в школах, оказывается, нихрена не учили? Почему наш Учитель учил и научил, а остальные - нет?


Светлая память Учителю.


Предыдущие посты этой тематики:

https://pikabu.ru/story/o_vospitanii_shkole_i_durnom_gosudar...

https://pikabu.ru/story/sovetskiy_soyuz_glazami_ochevidtsa__...

Дубликаты не найдены

+3

У меня в школе черчения не было, но было в техане. Чертежник был одноглазый, но чертежник от бога!!! Прошло уже 35 лет, но до сих пор помню фамилию - Арзамаскин! Наверное уже умер, царствие ему небесное!

раскрыть ветку 4
+2

Я тоже помню ФИО моего Учителя. Но посчитал, что это личные данные, которые не стОит светить на общественном ресурсе. Может, зря. У него-то разрешения уже не спросишь...

раскрыть ветку 3
+1

А всё же засветили, ННТ его инициалы. Ищется легко. И, помимо боевых заслуг, художник он достаточно известный, как выяснилось.

раскрыть ветку 1
0
личные данные

Ой, ну скажете тоже. Личными данными за сто рублей в подземном переходе торгуют.

+2
Какого, спрашивается, хрена в школе ДВА года, якобы, учили черчению, а в институте ему обучали заново с нуля потому, что в школе, оказывается, нихрена не учили?

А такого, что вам учитель уникальный достался, а в остальных школах были учителя рисования (у меня тоже), которым "по аналогии" давали преподавать черчение.

раскрыть ветку 9
+2

Но учебник черчения, в принципе, давал все необходимые знания. Нужно было лишь применить их на практике, привить навыки. Да и ГОСТ использовать - невелика сложность. Тем более, что ссылки на него были в учебнике. Головы у детей светлые, легко запомнят стандарты. Если требовать, конечно. Вопрос - почему ж не требовали?

Кстати, у нас ведь тоже был один учитель - и на рисование и на черчение.

раскрыть ветку 8
+1

Мне и в техникуме при обучении черчению не сказали, что карандаш можно было затачивать кубиком, лопаткой. Все копьем точили.  А ведь действительно, правильная заточка позволила бы значительно облегчить процесс.

0
Вопрос - почему ж не требовали?

Ну, в позднем СССР уже многое наперекосяк пошло. Не только черчение формально преподавали, но даже то, что, по идее, должно быть фундаментом знаний советского человека - марксизм-ленинизм. Собственно и причины формального отношения к образованию те же, что и привели к разрушению СССР.

раскрыть ветку 6
+1
У нас в школе черчение было на уровне. В технаре и институте потом только оформление согласно ГОСТ оттачивали. На чертеже выше на фронтальной проекции не заштрихована треугольная косынка на разрезе
раскрыть ветку 1
0
На чертеже выше на фронтальной проекции не заштрихована треугольная косынка на разрезе

Истинно так. Но это ж не я рисовал. )))


У нас в школе черчение было на уровне

Воооот! Ещё одна школа такая нашлась. Значит, можно ж было толком обучать. Так какого же в других-то школах не учили толком?!

+1
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку 1
0

Спасибо, очень приятно.

0

Я в художественную школу ходил во время обучения в школе с 2 класса по 9. Пространственно умел рисовать, мог спокойно в голове мысленно разобрать деталь и прочие манипуляции. Правда была одна проблема, у меня все чертежи были грязные. Ну не мог я чисто нарисовать, все равно я бы где нибудь размазал линию и тд. В универе я кайфовал, так как все рисовалось на компасе  и там уже никак не размазать. Сейчас планирую как хобби заняться обучению какой нибудь программе для 3d моделирования.

0
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку 3
+2
Тогда (я, правда, не знаю, как сейчас, так было везде, и не только по черчению.
Приходишь в ВУЗ на физику - "Забудьте всё, чему учились в школе!" И - заново всё от пятого класса до третьего (или у кого как) курса.
И по матану так же, по большому счёту.
Всё это правильно делалось (пардон, да, не на уникумов, но на массы)

Я не уникум, я середняк. Но некоторые институтские курсы были для меня потерей времени. Черчение - абсолютно не нужно, физика и химия - в основном не нужно, математика - серёдка на половинку. Более того, это расслабляло, сбивало рабочий настрой, привитый в школе и во время подготовки к вступительным экзаменам. Вместо того, чтобы продвигаться дальше (или изучать что-то иное, или сократить время обучения на годик), я околачивал груши и вынужден был топтаться там, где и так всё знаю. Меня, не уникума, просто хорошо учили в школе. По простому принципу: не умеешь - научим, не хочешь - заставим. Уникумом был наш директор, который сумел послать подальше "показатели успеваемости" и наладил учебный процесс так, что за хорошую оценку приходилось напрягаться. Думаю, эти самые показатели испоганили всю систему среднего образования, как ложка дёгтя поганит бочку мёда. Совсем безнадёжным ставили тройки, троечники ходили в "хорошистах", а отличники, слава богу, хоть чё-то связное могли промычать.

Наша школа была такой, какой ДОЛЖНА БЫТЬ любая школа. И для этого в СССР имелось всё - учебники, методики, оборудование, но... Показатели успеваемости, блин...

раскрыть ветку 1
0
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
0

У меня было не так. С математикой всегда были проблемы - и едва сдал матан и алгебру в вузе на три, в то же время теорию вероятности на четыре. А вот с химией, особенно неорганической, проблем в вузе особо не было.

0

Учитель- наверное самая недооцененная профессия. Только настоящий учитель.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: