101

Сладость триумфа одежды будущего — трусЫ в раннесоветской литературе

Серия Книголюбие

Об идеологической борьбе трусофилов с трусофобами

Что общего у кроликов и трусов? Почему в первой половине прошлого века последние не считались нижним бельем? Как авторы 1920-1930-х годов отстаивали честь и достоинство этих штанин цивилизации вопреки отсталости широких народных масс?

В начале книги «Советское нижнее белье. Между идеологией и повседневностью» культуролог и социолог Ольга Гурова со всей торжественностью, необходимой для разговора о подобном событии, сообщает: «В первой половине XX века в повседневную жизнь и оборот входят трусы».

Но что конкретно имеется в виду под «трусами» — то ли, что мы, порой слегка стесняясь, называем этим словом сегодня? Далее у Гуровой читаем:

«В первой половине XX века трусы относились к классу спортивной одежды. Затем, к середине XX века, спортивные трусы получают название „шорты“ (от английского shorts), отделившееся от этого класса одежды нижнее женское белье именуется „трусиками“, а нижнее мужское белье „семейными трусами“».

Последствия описанной трансформации были более значительными, чем может показаться на первый взгляд. Изменение значения слова «трусы» привело, помимо прочего, к тому, что все тексты, в которых оно появлялось прежде в значении «шорты», стали восприниматься иначе. Казалось бы, ну и что: много ли о шортах-трусах написали с 1900 по 1950 год? Оказывается, очень много. Снова обратимся к Гуровой, которая справедливо замечает, что «упоминания о „трусах“ и „трусиках“ часто встречаются в прессе 1920-х годов, прежде всего в пионерской прессе».

Советская власть мечтала приучить своих граждан носить трусы — в смысле, шорты. Не только в газетах и журналах, но и в книжках-однодневках писатели неустанно слагали оды их удобству и экономичности: ткани требуется мало, шить несложно, а служить будут долго. Конечно, практиковать и пропагандировать ношение трусов могли только положительные и прогрессивные персонажи. Герои, у которых шорты вызывали консервативную антипатию, изображались в виде злых и грубых «отсталых элементов», не вписывающихся в новую социалистическую реальность.

Прошло время, и агитационная значимость этих текстов себя исчерпала — к шортам в СССР понемногу привыкли. Быть бы трусоцентричным сочинениям напрочь забытыми, но чем реже слово «трусы» употреблялось в значении «шорты», становясь собственно трусами, тем страннее становился опыт чтения того, что было написано о шортах в 1920-е и 1930-е. Можно сказать, что благодаря утверждению «шорт» как шорт и «трусов» как трусов трусоцентричная литература первой половины XX века получила вторую жизнь, которая имеет мало общего с предыдущей.

Невольная комедия положений, вырастающая на этой почве, может показаться дурновкусной и требующей как минимум стыдливой бирки «guilty pleasure» — тут уж как кому удобнее. Но дело не только в том, что истории, в которых трусы вызывают ужас, гнев и другие негативные эмоции, сегодня действительно кажутся смешными: не менее важна возникающая при комплексном изучении этих сюжетов странная параллельная реальность, где все вертится вокруг трусов, которые раз за разом переживают трансформацию, превращаясь из безусловного зла в высочайшее благо.

Взаимодействие с трусоцентричными агитками вековой давности — не только эксперимент, но и удовольствие, поэтому дадим себе волю, прочтем подборку из пяти старых рассказов про трусики и посмотрим, что из этого получится.

«Как тетка Авдотья в трусах ходила», 1925

В 1925 году на последней странице 17-го номера женского журнала «Работница» появился юмористический рассказ, присланный автором с псевдонимом Отдыхающая. Главная его героиня — Авдотья, простая женщина средних лет, которая получила путевку в санаторий. Отправившись на отдых, она столкнулась с разнообразными проявлениями новой жизни и не на шутку перепугалась. Стресс пришлось испытать уже в первый день отпуска, на осмотре у врача:

«...он подвел меня к большому шесту, да и говорит: „выпрямись, да стань прямо!“

Взял это ленточку с цифрами, да и давай меня измерять. Я так и ужаснулась: „ну, думаю, никак меня на старости лет в солдаты забрали“».

Отметим, что комедия положений в текстах о трусах — не привнесенный нынешним «испорченным» восприятием инородный взгляд, а изначальный, сознательно выбранный жанр. Власть комического усиливается, когда тетка Авдотья, избежав армии, отправляется получать положенное отдыхающим белье:

«...меня там няня и спрашивает:

— Тетка, трусики возьмешь?

А я думала, трусики — это что кролики, да и говорю:

— Нет, не надо, куда мне их!»

Запомним, как Авдотья перепутала трусы с кроликами: к причинам этого мы еще вернемся. Тем временем Отдыхающая не щадит несчастную тетку. Не успела та выяснить, что трусики — это «штаны попросту», как случается новое наваждение:

«...встаю я поутру и диву дивлюсь — не наваждение ли бесовское? — думаю себе. Ложилась это я в женской палате, а очутилась в мужской.

— Да как же это ты, Авдотьюшка, попала в мужскую палату-то?

— Да нет, ты слушай; не в мужской я палате была, а это женщины превратились в мужчин. Взяли да все в трусы-то эти и нарядились...»

Перед Авдотьей встает нелегкий выбор: покориться современной моде и влиться в коллектив «мужеподобных» работниц в шортах или остаться верной себе белой ретроградной вороной. Тетка выбирает трусы и даже начинает получать от их ношения удовольствие — «легко, хорошо...», но затем случается досадный казус:

«Понадобилось мне пойти в уборную. Тут-то я, Пелагеюшка, и взвыла. Снять-то сняла трусы-то эти, а надеть-то никак и не надену. Тесемочка-то, значит, выдернулась у меня, трусы-то и растопырились, как аэроплан. Ну, думаю, улечу с ними. Прощай, завод, и прощайте, мои родные».

Вопреки нашим ожиданиям хэппи-энда не будет: после случившегося конфуза Авдотья отказалась от коротких штанов. Кто бы мог подумать, что преодолеть устоявшиеся привычки недостаточно — нужно еще и научиться управляться с новой одеждой, удерживая ее от превращения в крылатое транспортное средство.

Иллюстрация к рассказу «Как тетка Авдотья в трусах ходила». Журнал «Работница» (№ 17, 1925)

Но остаться несознательной антитрусисткой Авдотье не дали. В том же 1925 году, в «Работнице» № 19, появилось продолжение ее приключений под названием «Как тетка Авдотья с ума сошла». Повествование снова строится на диалоге, только теперь друг с другом беседуют Авдотьин муж Митрич и его друг Егорыч. Из жалоб Митрича мы узнаем, что, вернувшись из дома отдыха, его жена все-таки продолжила носить шорты, а еще полюбила каждый день заниматься физкультурой, что, по мнению Митрича, говорит о ее ненормальности.

Самое же страшное для мужчины происходит в тот момент, когда супруга и ему вручает трусы — с тем, чтобы делать зарядку вместе:

«— Да что же она сшила-то, Митрич?

— Да штаны, Егорыч, штаны коротенькие! Трусы, значит! И себе, и мне. Вместе, говорит, с тобой в них физхалтурой заниматься будем. Ахнул я, Егорыч. Уж если ты, говорю, с ума спятила, то я такой похабщиной заниматься не буду!»

Текст сопровождается иллюстрацией, на которой Авдотья с несколько жутковатой улыбкой протягивает трусы дрожащему от ужаса Митричу. Это должно напомнить нам о том, что будущее подобно смерти — в том смысле, что избежать его ни у кого не получится. Так что решайте: просовывать ли ноги в надвигающиеся со скоростью поезда штанины цивилизации, или готовиться к тому, что они, словно удавка, обхватят вашу хрупкую шею.

Иллюстрация к рассказу «Как тетка Авдотья с ума сошла». Журнал «Работница» (№ 19, 1925)

«Трусики беленькие усики», 1928

Помните, как Авдотья сперва отказалась от трусов, потому что перепутала их с кроликами? В наши дни это может показаться странным, но словари Ушакова, Даля и многие другие сходятся в том, что называть кроликов или зайцев «трусиками» (от слова «трусить» — трястись от страха) в иных регионах страны, во всяком случае раньше, было обычным делом. Под таким названием кролики встречаются, в частности, у Бунина в рассказе «Суходол»:

«...в прадедовской бане с провалившимся потолком, в той самой бане, где Наталья хранила украденное у Петра Петровича зеркальце, жили белые трусы. Как они мягко выпрыгивали на порог, как странно, шевеля усами и раздвоенными губами, косили они далеко расставленные, выпученные глаза на высокие татарки, кусты белены и заросли крапивы, глушившей терн и вишенник!»

Отказывать себе в удовольствии, представляя усатое антропоморфное белье (или шорты), или нет — дело добровольное. Тем, кто достаточно жаден до эндорфинов, чтобы получать их таким способом, рекомендуем прочесть стихотворную книжечку Владимира Воинова «Трусики беленькие усики». Сама по себе история, изложенная в ней, нехитрая: кролик отправляется на базар за продуктами для семьи, а там его обманом уговаривают взять на все деньги хрену; на «хреновой» диете у семьи трусиков расстраиваются животы, поэтому приходится просить сыча отправиться к врачам за таблетками.

Зато язык, которым это все описано, как сказал бы Андрей Тарковский, — просто сыр рокфор. Вот несколько строчек, которые точно заслужили право остаться в вечности:

«Глянул кролик в кошелёк
А сердечко ёк-ёк-ёк».

«Нужно перемену.
Покупай, брат, хрену!»

«Два заслуженных врача
Долго слушали сыча».

«Я всучил им хрену
И ушел за стену».

«Вот тебе пилюля
И лети, как пуля!»

«Больше мы не будем
Хрен навек забудем».

Более того, когда врачи сперва отказываются выполнить просьбу сыча и выписать для кроликов лекарство, следует впечатляющая ремарка: «Сыч от страха поседел». Старые тексты о трусах (во всех смыслах) стоит изучать хотя бы ради таких эффектных деталей, как поседевшая из-за недостаточной компетентности медработников птица семейства совиных.

«Ложка и трусики (Письмо из Туркестана)», 1928

Анонимная заметка «Ложка и трусики», опубликованная в апрельском номере журнала «Еж» за 1928 год, кажется абсурдистской небылицей: невозможно поверить, что меньше ста лет назад дети сражались из-за трусов с родителями, доводя последних до белого каления. И тем не менее среднеазиатский мальчик по имени Гассан повествует именно об этом. Впрочем, сперва его отца вывела из себя ложка:

«Мать поставила передо мной чашку с пловом и сказала:

— Ешь. <...>

Я посмотрел в чашку и не стал есть.

— Чего же ты ждешь? — спросила мать.

— Ложку, — сказал я.

Тут поднялся со своего места отец, схватил меня за плечи и тряхнул изо всех сил.

— А пальцы у тебя на что, — закричал он».

Но Гассан оказывается упрямым и отважным ребенком. Когда на детской площадке, где он и другие ребята проводят время под присмотром классной руководительницы, всех просят в связи с жарой переменить длинные штаны на трусики, он не помышляет о том, чтобы смастерить себе шорты самостоятельно и носить, таясь от родителей, то есть стать трусистом-подпольщиком. Вместо этого Гассан честно рассказывает обо всем матери.

«Я пришел домой и попросил мать сшить мне трусики. Мать испугалась и рассказала отцу.

Отец ничего не сказал, зверем посмотрел на меня и ушел из дому».

Оказывается, вот где нужно искать вдохновение авторам необычных ретро-триллеров — в старых детских журналах. Просто представьте себе эту сцену: по залитой солнцем улице, полной веселых весенних прохожих в футболках и шортах, одиноко бредет маленький мальчик, одетый в непроницаемый национальный костюм. В его глазах, горящих посреди залитого потом смуглого лица, видно затаенное отчаяние, перемешанное с дерзкой решимостью.

Гассан заходит в дом. По контрасту с улицей в нем темно — только редкие полоски света освещают две смуглые фигуры, закутанные в несколько слоев одежды. Подойдя к одной из них, женской, мальчик набирает в легкие побольше воздуха и произносит одно заветное слово: «Трусики».

Мать хватается за сердце. Отец в гневе воздевает руки к небу, будто призывает небеса покарать сына, и, кажется, вот-вот сам разорвет ребенка на куски, но сдерживается, выскакивает на улицу и куда-то бежит без оглядки.

Наступил вечер. Гассан смотрит в окно на медленный закат кроваво-красного солнца. Скрип двери. Гассан оглядывается. В дом входит отец. Он что-то несет в руке. Подходит к сыну. Заносит руку над головой. Гассан в страхе закрывает лицо руками. Отец опускает руку и... дает сыну деревянную ложку:

«Вот, Гассан, бери. Можешь есть плов ложкой. Можешь и губы после еды полотенцем вытирать. Но только не вздумай носить трусиков. Если увижу — убью».

Несмотря на угрозу убийством, от избытка чувств отец и сын обнимаются. На ложку падают слезы и лучик надежды. Продолжение следует.

«Трусики», 1930

В 1930 году увидела свет книжка Ивана Пронина «Пастуший учитель», состоящая из двух коротких рассказов: одноименного, в котором грамотный мальчишка научил двух взрослых пастухов читать и писать, и «Трусиков» — о появлении коротких штанов в деревне Ивановка.

Из экспозиции мы узнаем, что трусы в городской части СССР — теперь уже не редкость, но в отдаленных уголках страны многие о них до сих пор не слышали. Впервые в жизни выехав из Ивановки, мальчик Тимошка знакомится с пионерами, одетыми по новой моде:

«...некоторые без рубашек, только в одних коротеньких штанишках. А зовутся эти штанишки трусиками. Тимошке так и сказали: это не штаны, а трусики».

Вернувшись в деревню, он просит мать сшить ему обновку. Здесь автор обращает внимание читателя на то, что шорты — это не только модно-молодежно, но и экономически выгодно:

«Главное счастье — старые настоящие Тимошкины штаны расхудились, а новые справить было труднее, чем трусики. Мать у Тимошки вдова-беднячка, взять ей негде. Вот и сшила, как объяснил ей Тимошка».

На следующий день Тимошка появляется перед друзьями в трусах. Те сначала смеются, но затем, попросив примерить, узнают на собственном опыте, что носить их — истинное наслаждение:

«По очереди мы наряжались в трусики и бегали в них для пробы по лужайке. Теплый ветерок ластился к голому телу, поддувал в коротенькие трубочки снизу, и каждому просто не хотелось снимать их. <...> После трусиков наши рубахи и длинные штаны казались нам просто противными».

Но это только первая победа — теперь Тимошке предстоит переломить общественное мнение взрослых жителей деревни. Тут одной презентации будет мало, потребуется настоящая смелость и смекалка. К счастью, с этим у парня все в порядке. Вступив в спор с самой шумной селянкой, которая возмущалась, что «парнишка нагишом» и подзуживала остальных, Тимошка попросил ее успокоиться, а «ежели тебя завидка берет — надень и ты такие трусики». Рассердившись, женщина побежала за мальчиком, в пылу погони зацепилась за торчащий из земли кол и порвала сарафан.

«— Ай! — крикнул Тимошка. — Вот видишь, тетенька, как несподручно в твоем одеянии? Говорю тебе: носи трусики. А то гляди-ка, что сталось?»

Все смеются, а смех, как известно, эффективнейший инструмент идеологической борьбы. Теперь у ивановцев при виде трусов вместо негатива в памяти будет всплывать развеселивший их эпизод с порванным сарафаном. Не очень гуманно, конечно, но результат налицо.

Тимошка показывает друзьям трусы. Иллюстрация из книги «Пастуший учитель»

Начиная со следующего дня все больше деревенских ребят переодеваются в шорты. Здесь Пронин не упускает случая еще раз напомнить о финансовой выгодности трусов:

«Матери и сестры живо сообразили, что трусики им же на пользу — по крайности, заплат пришивать каждый день не надо. Ведь летом штаны и рубахи на нашем брате, как на огне: одних заплаток не напасешься. А теперь и горюшка мало...»

Осталась у Тимошки одна неосуществленная цель — приучить к коротким штанам девочек. В рамках рассказа сделать это не удается: все еще крепок консерватизм матерей, да и девочки стесняются. Но прогресс неумолим, а значит, «трусификация» всех возрастов и гендеров благодаря таким активистам, как Тимошка, не за горами.

«Ноги в веснушках», 1934

К середине 1930-х роль антитрусистов в стране снизилась до такой степени, что остаткам фракции, которая еще недавно громко заявляла о своих взглядах на мир, пришлось уйти в подполье. О таких засекреченных борцах с трусами повествуется в рассказе «Ноги в веснушках», опубликованном в № 82 газеты «Баклажка» за 1934 год.

Как и всякие подпольщики, антитрусисты начинают деятельность с собрания, где обозначают проблему и определяют своего непосредственного врага:

«Итак, мы тайно собрались сюда, чтобы организовать группу антитрусистов. Все понимают, что это значит? Я на всякий случай поясню. Учитель физкультуры упорно требует, чтобы мы приходили на физкультурные занятия в трусиках. А наша группа упорно отказывается. <...> Для того, чтобы дать учителю физкультуры достойный отпор, нам и надо объединиться в группу антитрусистов!»

Далее следует перекличка: каждый подпольщик должен объяснить, по какой причине не желает носить трусы. Выясняется, что все без исключения считают свои ноги недостаточно красивыми и переживают, что над ними будут смеяться. То есть автор подталкивает читателя к упрощению и даже бодишеймингу: кто против коротких штанов — тем просто показать нечего. Да и вообще, не дружить с физкультурой и не желать сильных стройных ног — это, товарищи, не по-советски.

Кроме того, нам дают понять, что антитрусисты — не просто группа недовольных новым фасоном, но зловещий религиозный культ. Собрание заканчивается страшной клятвой, а после каждый у себя дома проводит ритуальное сожжение трусов.

«— Так поклянемся же до смерти быть верными делу антитрусизма!

Все ребята подняли руки и сказали:

— Клянемся!

А потом разошлись по домам. И каждый антитрусист сжег свои трусики».

После такого автор может сколько угодно ерничать и хвастаться, что лично он ходит в своих фиолетовых трусах где вздумается, а прохожие восхищаются его мускулистыми ногами. Какое читателям до этого дело, если антитрусисткая организация, как следует из рассказа, не побеждена и до сих пор существует? Можно только гадать, во что она превратилась за минувшие восемьдесят с лишним лет.

Будьте бдительны. Присматривайтесь к прохожим: нет ли среди них людей в длинных не по сезону штанах? Если же в крохотном промежутке между штаниной и ботинком мелькнет скрытая от посторонних глаз веснушка — бегите без оглядки.

И не удивляйтесь, когда заглянув в скором времени на полку, где хранятся ваши любимые спортивные шорты, вы их там не обнаружите. Можете даже не искать: если что и найдется, то уже не шорты, но лишь горстка свежего теплого пепла.

Автор текста: Глеб Колондо
Источник: https://gorky.media/context/sladost-triumfa-odezhdy-budushhe...

Другие материалы:

Книжная лига

28.2K поста82.1K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий

"– Скажи, Миша, – спросил Генка, – а в Москве есть река?

– Есть. Москва-река. Я тебе уже тысячу раз говорил.

– Так по городу и течет?

– Так и течет.

– Как же в ней купаются?

– Очень просто: в трусиках. Без трусов тебя к Москве-реке за версту не подпустят. Специально конная милиция смотрит. "

А.Рыбаков, "Кортик". Действие происходит в 1921 году.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А написана повесть в 1948-м

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Автор рождения 1911 года, и 1921 год застал, так что воспоминания такие явно не с потолка взяты.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества