Рукописные мемуары участника танкового сражения под Прохоровкой

В приближающийся день Победы хочется напомнить как это было словами непосредственного участника – Григория Марковича Худякова, механика-водителя Т-34. Это два небольших очерка моего деда, написанные им к 23 февраля 1975го для выступления в школе, и бережно хранимые мамой с медалями и грамотами своих отца и матери, ветеранов войны. Очерки я решил не делить и опубликовать вместе.

Дед отправился на войну в 19 лет сразу после танкового училища. И прямиком с поезда оказался на «Курской дуге», в преддверии боя, который многими историками по сей день считается крупнейшим танковым сражением в военной истории, о котором он и вспоминает.

Мои старшие сестра и брат хорошо помнят деда (брата собственно назвали Григорием в его честь), но мне застать деда не удалось, я родился уже после его смерти. Однако рос и воспитывался в присутствии его образа. «Деда Гриша» и по сей день остаётся примером для нас, много о нём историй и воспоминаний. Рукопись эту мне давали раньше, но в детстве попросту не получилось прочесть почерк. Да и сейчас это оказалось непростой задачей, но разобрал до последнего слова, сверил имена, населённые пункты и военные термины, и по просьбе родителей публикую здесь, без правок. Простой язык военного, исполнявшего приказ – бить врага.

Рукописные мемуары участника танкового сражения под Прохоровкой Великая Отечественная война, Курская битва, Танки, 9 мая - День Победы, Рукопись, История, СССР, Длиннопост

Воспоминание

Приближается знаменательная дата – дата тридцатилетия победы Советской Армии над фашисткой германией. И сегодня 23 февраля в день рождения Красной Армии, невольно вспоминаются те тяжелейшие эпизоды в Великой Отечественной войне, в которых мне, девятнадцатилетнему юноше, пришлось принимать самое непосредственное участие в составе 5ой гвардейской танковой армии, начатое на «Курской дуге» и законченное освобождением города Ботошани (Румыния). Так весной 1943г наш эшелон с танками прибывал по железной дороге в г.Старый Оскол, что в Белгородской области. Танки на платформах были откреплены от проволочных стяжек, экипажи находились в машинах, радиоаппаратура находилась на «приёме», так как фашистская германия в тот период имела большое преимущество в авиации, которая бомбила прифронтовые города и особенно ж.д. эшелоны, прибывающие на фронт. Так случилось и на сей раз, группа фашистских самолётов в количестве около 150шт начала заходить для пикирования по эшелону, поезд быстро остановился (он шёл медленно), раздаётся циркулярный позывной «Орёл-Орёл я Сокол – заводи моторы – вперёд – как поняли». Взревели мощные моторы и 31 «тридцатьчетвёрка» резко развернувшись на 90 градусов на платформе одновременно начали «нырять» с платформ словно утки с берега в воду. В это время бомбы уже рвались в районе эшелона. Машины были рассредоточены по обе стороны эшелона (как учили) и в результате трехкратного захода ни один танк не был повреждён, ж.д. состав конечно к дальнейшему движению был непригоден. Так впервые я принял боевое крещение, ибо в момент падения и взрывов бомб вблизи ощущение даже в танке не из приятных. Невольно становится нечем дышать.

Рукописные мемуары участника танкового сражения под Прохоровкой Великая Отечественная война, Курская битва, Танки, 9 мая - День Победы, Рукопись, История, СССР, Длиннопост

После ухода воздушных стервятников наш батальон был построен в колонну и мы двинулись в направлении г.Обоянь. После непродолжительного марша мы прибыли в район выжидательных позиций 32ой танковой бригады 29го танкового корпуса 5й гвардейской танковой армии под командованием маршала бронетанковых войск Ротмистрова. Затем местные бои, не приносящие особых успехов ни одной из сторон на протяжении около трёх месяцев. В этот период гитлеровское командование замышляло новую «авантюру», создав образцы новых тяжёлых танков типа Т-5 «пантера» и Т-6 «тигр», несущие на себе мощные 88мм пушки и крупнокалиберные пулемёты, а также броню. На Т-6 например лобовая составляла 200мм. И сосредоточив эту технику в южной части «Курской дуги» с целью прорвать оборону наших войск в этом районе, нанести сокрушительный удар по нашим тылам.

Наше командование, разгадав замыслы противника, в ночь в 11 на 12 июля 1943г перебросило нашу 5ую танковую армию и ряд других армий в район г. Прохоровки. Марш мы совершали всю ночь, так всегда делалось, ибо днём демаскировка и воздушные налёты, это главное. Затем готовили машины, небольшая командировка и рекогносцировка местности (разведка необходимых позиций для атак), были доложены сведения о противнике.

Поле боя наше оказалось между двумя препятствиями, справа река «Псёл» и г.Прохоровка, слева железнодорожное полотно с насыпью высотой около 3 метров. Таким образом ширина фронта составляла около 1,5-2км и вот на этом участке наша танковая армия заняла исходные позиции для отражения удара «хвалёных» гитлером «тигров» и «пантер».

Рукописные мемуары участника танкового сражения под Прохоровкой Великая Отечественная война, Курская битва, Танки, 9 мая - День Победы, Рукопись, История, СССР, Длиннопост

Командир 29го танкового корпуса генерал Кириченко пустил 31ую танковую бригаду в первом эшелоне (соответственно 1й танковый батальон, за ним 2й), затем наша 32я бригада - 1й, за ним 2й танковый батальон. Я же был в составе 32 бригады во 2м танковом батальоне, таким образом на наш батальон возлагалась задача добить противника, в случае успеха первых эшелонов развивать наступление. Немцы видимо свою оборону построили также. И вот утром 12 июля 43г где-то в 8 часов гитлеровцы начали артподготовку (массированный обстрел нашей обороны из всех видов артиллерии), а это является преддверием начала наступления. И вот вскоре после артподготовки появились первые фашистские танки с крестами на бортах, Т-4 (средний танк) видимо для того, чтобы завязать бой и сорвать нас с обороны. Но наше командование выждало, когда они подошли ближе (их было около 50шт), затем завязался первый бой в это утро. Но Т-4 наши Т-34 превосходили по всем показателям, поэтому они быстро начали гореть словно свечи, образовалось много дыма. Естественно были потери и с нашей стороны. Но вслед за первой атакой последовала вторая, в этот раз вперемешку с Т-4 появились так называемые «королевские» танки Т-5 «Пантера» и Т-6 «Тигр», обмазанные огнеупорной глиной и раскрашенные в полосатый цвет, что естественно наводит определенный страх. На сей раз 31я танковая бригада полностью пошла в контратаку и завязался тяжелейший бой, так как фронт был всего лишь 1,5-2км и развернуться совершенно некуда. Справа река, слева ж.д. насыпь а с нашей стороны бой завязали около 120 танков, немецких было немногим меньше, огонь вели с малых расстояний. Горели обмазанные глиной «тигры» и «пантеры» ибо их мощные двигатели «майбах-650» работали на бензине. Моментально на поле боя образовалось такое количество горящих танков, что никакого прицельного огня вести уже было невозможно, кругом горящие трупы, горящий металл, немецкое командование пускает все новые силы (танки). Затем команда по радио и сигналы ракет – вступила в бой наша танковая бригада, и вот здесь-то я впервые с близкого расстояния уже участвовал непосредственно (я вёл свою родную тридцатьчетвёрку, как тогда мы её называли, под тактическим номером 260). Было настолько трудно даже отличать свои танки от немецких, но приказ был один – только вперёд, бить фашистов любым способом, т.е. огнём и мощной ударной силой, которой прекрасно обладает Т-34. Да и не было другого выхода, ибо из-за горящего танка вдруг внезапно на расстоянии 10-15м танк противника. Решение принимает механик - тридцатьчетвёрка легко берёт (т.е. выводит из строя) любой немецкий танк на таран, так как все они имеют ведущие колеса (звёздочки) спереди и они легко гнутся, будь то средний танк или «пантера» и «тигр», что и делали наши бесстрашные танкисты в этом бою. Стоящий танк уже практически не танк а мишень, поэтому моментально уничтожается.

Рукописные мемуары участника танкового сражения под Прохоровкой Великая Отечественная война, Курская битва, Танки, 9 мая - День Победы, Рукопись, История, СССР, Длиннопост

Моя машина в этом бою получила пробоину, снаряд попал между башней и крышей корпуса, в результате чего был согнут венец погона башни, что стало затруднять осуществление разворота башни. Тем не менее командир машины Виктор Паршин продолжал вести бой, часто заставлял разворот вести корпусом танка, но это в тоже же время было очень опасно подставлять борт. Конечно о какой-то жизни в это время даже и не приходило в голову, тем не менее бой продолжался почти до 17 часов и когда силы тигров иссякли, т.е. их «укротили» как цирковых, то у нас еще кое-что осталось. И вот уже собственно из нашего корпуса осталось немногим более десятка танков, подошли ещё самоходные арт.установки и начали поддержку своим огнём. Тогда остатки немецких танков, а их оставались единицы, быстро начали отход, кто конечно успел. И продвинувшись 4-5км мы заняли оборону. Ночью подошла артиллерия и другие войска и примерно в 4-5 часов утра мы ушли на формирование.

И вот прошло уже с того времени 32 года, а это величайшее танковое сражение постоянно стоит в глазах, ведь на Прохоровском направлении в общей сложности участвовало в бою около 5 тысяч танков. И вот представьте сколько металла осталось на поле брани, если в среднем вес танка 30 тонн, а тигры они около 60т.

Рукописные мемуары участника танкового сражения под Прохоровкой Великая Отечественная война, Курская битва, Танки, 9 мая - День Победы, Рукопись, История, СССР, Длиннопост

Невидимый мост на Днепре

После ожесточённых боёв в июле 1943г при освобождении г.Харькова наш танковый корпус имел значительные потери как в танках, так и в людях. Вскоре мы получили пополнение и была поставлена задача освободить от немецких захватчиков г.Полтаву и дальше развивать наступление в направлении на г.Кременчуг для форсирования реки Днепр. Задача была не из лёгких, так как противник имел большое количество боевой техники, а особенно самолётов, которые бомбили с утра и до позднего вечера партиями по 50-100 самолётов почти непрерывно. Но несмотря на тяжелейшие боевые условия танкисты тяжёлой гвардейской танковой армии под командованием маршала бронетанковых войск П.Ротмистрова с заданием справились успешно. К концу августа 1943 года мы вышли на Днепр.

Рукописные мемуары участника танкового сражения под Прохоровкой Великая Отечественная война, Курская битва, Танки, 9 мая - День Победы, Рукопись, История, СССР, Длиннопост

На всём протяжении от г.Харькова до Днепра фашисты сожгли все населённые пункты до единого дома. Жителей не было, их можно было встретить только по дорогам, голодными, раздетыми, с детьми на руках и котомками за спином – картина потрясающая.

Тем временем согласно приказу Гитлера правобережная часть территории Советского Союза должна принадлежать германии, то бишь Днепр должен был быть новой границей Германии и СССР. Поэтому немецкие войска заблаговременно соорудили надежную оборону на правом берегу Днепра, и естественно такая могучая река как Днепр являлась очень большой преградой для дальнейшего наступления, а особенно для танков. И вот было принято решение командованием 2го украинского фронта о наведении невидимого моста через Днепр для прохода танков на правый берег, так как для прорыва обороны и дальнейшего развития наступления всегда используются танки. Мы находились на выжидательных позициях, к месту наведения переправы было подтянуло очень большое количество артиллерии, как зенитные, так и наземные инженерные войска, пехотные подразделения, в общем все, что требовалось для захвата плацдарма на правом берегу.

Рукописные мемуары участника танкового сражения под Прохоровкой Великая Отечественная война, Курская битва, Танки, 9 мая - День Победы, Рукопись, История, СССР, Длиннопост

В дневное время навести мост через такую реку как Днепр практически невозможно, так как авиация противника непрерывно бомбит не смотря ни какие потери, да и вторая сторона - всё должно быть неожиданно для противника. Поэтому к концу дня была произведена мощная артиллерийская подготовка с земли и авиацией с воздуха по обороне противника, береговая оборона оказалась сломлена. В это время на лодках и понтонах пехота и речная артиллерия переправлялась на правый берег и заняла плацдарм, наступали сумерки. Началось возведение моста, мост был построен в считанные часы, к этому времени наш танковый корпус подошёл к месту переправы. И где-то в два часа ночи мы начали переправляться. Но моста не было видно, он был скрыт под водой на 35-40см, видны были только вешки, т.е. колышки с привязанной соломой справа и слева, обозначающие проезжую часть моста. И вот по этому мосту без света к утру мы переправили свои танки на правый берег. А на рассвете новая боевая задача – преследовать противника и освободить г. Пятихатки. Пройдя порядка 70км с боями мы заняли Пятихатки, где захватили 18 тысяч продовольственных и других автомобилей противника и эшелон с ранеными. Далее задача стояла освободить г.Кривой Рог.

Механик-водитель танков Г.Худяков