Радио под запретом. Цензура во время Второй мировой.
В юности основным источником политической информации для меня было радио, и радио зарубежное. В СССР периода позднего застоя за прослушивание "голосов" уже не карали, однако получение неподцензурной информации не приветствовалось, и "голоса" безбожно глушили. Но большинство все равно умудрялось слушать и делиться новостями в курилке на работе.
Но так было не всегда.
Когда-то за прослушивание зарубежных станций можно было угодить в тюрьму. Особенно это стало актуальным во время Второй мировой войны.
Как же разные страны ограждали своих граждан от тлетворной вражеской пропаганды? По-разному.
В Великобритании имелись лицензии на прослушивание радио, за это надо было платить ежегодный взнос, неуплата каралась штрафом и тюремным заключением(как и сейчас карается, только это уже не радио, а ТВ лицензия, радиолицензия была отменена). В тексте этой лицензии было указано, что прослушивание зарубежных радиостанций- уголовное преступление. Однако не все следовали букве закона, и во время Второй мировой в Британии несколько человек было отправлено за решетку на короткие сроки именно за прослушивание иностранных станций. Но среди публики поднялся шум недовольства, и наказание за это отменили.
В США поступили интересно – в конце декабря 1941 года, все американцы японского, немецкого и итальянского происхождения обязаны были сдать свои радиоприемники и радиопередатчики (ну и фотокамеры и огнестрельное оружие заодно). А американцам с другим происхождением слушать вражеские голоса не запрещалось.
Oчередь на сдачу запрещенных предметов 29 декабря 1941 года в Лос-Анджелесе
С началом Великой Отечественной войны в CCCP была полностью запрещена продажа радиодеталей, а также остановлено производство бытовых радиоприемников. Вся радиопромышленность была переориентирована исключительно на обеспечение военных нужд. Но и это не всё. Уже на третий день войны, 25 июня 1941 года, СНК СССР издал постановление о «О сдаче населением радиоприёмных и радиопередающих устройств» на склады Всесоюзного Радиокомитета (фактически — в ближайшее почтовое отделение). Приведем вкратце содержание этого документа:
«Учитывая, что в связи с обстоятельствами военного времени радиоприемники и передатчики могут быть использованы вражескими элементами в целях, направленных во вред Советской власти, СНК СССР постановляет:
Обязать всех без исключения граждан, проживающих на территории СССР и имеющих радиоприемники (ламповые, детекторные и радиолы), в 5-дневный срок сдать их органам связи по месту жительства. Обязательной сдаче подлежат также радиопередающие устройства всех типов.
Установить, что Наркомат Связи принимает радиоприемники от населения на временное хранение до окончания войны. Обязать Наркомсвязи организовать прием от населения и хранение сдаваемых радиоприемников и передатчиков.
Разрешить учреждениям, предприятиям, радиоузлам, клубам, Ленинским уголкам и другим общественным организациям использование радиоприёмных установок исключительно для коллективного слушания радиопередач в строго определённые часы.
Установить, что лица, не сдавшие в установленный срок радиоприемники и передатчики, подлежат уголовной ответственности по законам военного времени».
Радиоприемники во время войны стали привилегией лишь высшего руководства и сотрудников органов госбезопасности. А сводки Информбюро и другие прошедшие цензуру радиопередачи, во время войны вся страна слушала из репродукторов на столбах, и из одноканальных радиоточек в домах.
Жители Минска несут охотничьи ружья и громкоговорители для сдачи в немецкую комендатуру
Над этим проектом трудились в принудительном порядке представители 28 германских радиофирм. Первые 100 тысяч Volksempfänger — собранных по единой конструкторской документации, с использованием одинаковых деталей и узлов — были выпущены в конце мая 1933 года, а к концу года их количество превысило полмиллиона. Особенность аппаратов состояла в том, что они работали на средних волнах и могли принимать только передачи государственных радиостанций. К концу 1930-х годов германские радиоприемники стали самыми дешевыми в мире. В результате к 1939 году 70% населения Германии оказались владельцами радио.
На карточке к радиоприёмнику написано: «Помни об этом. Прослушивание зарубежных радиопередач является преступлением против национальной безопасности народа. По приказу Фюрера это карается тюремным заключением»
Нацисты всерьез опасались вражеской пропаганды. Наглядной иллюстрацией может служить плакат под заголовком Verräter («Предатель»), на котором изображен немецкий гражданин, ночами тайно слушающий Радио Москвы и Радио Лондона. За прослушивание иностранных радиопрограмм в нацистской Германии грозила оправка в концентрационный лагерь.
Сейчас нам, имеющим возможность получать информацию из любой точки мира по интернету, трудно представить себе, что такое могло быть, что информация была под запретом, да и до сих пор находится в некоторых странах мира.








