Пронзительные или трешовые произведения, которые советовали преподаватели с филфака
За 4 увлекательнейших (не всегда) года на филфаке преподаватели нередко советовали для прочтения различные произведения, которые не всегда входят в основную учебную программу, но некоторые из них мы все же анализировали на парах. Не могли пройти стороной.
И вроде после группового изнасилования в "Тихом Доне", описания отрубленных гениталий в "Севастопольских рассказах" уже ничего не страшно, НО.
И вот это "но" я и хочу осветить.
Я не ставлю перед собой цель познакомить вас с шедеврами последних лет, нет. Просто хочу поделиться находками, которые не стоят на полках популярного чтива (иногда из-за отсутствия морали, безграмотности писателя, обилия чернухи, но не всегда: в обзоре будет много действительно стоящей литературы). Я хочу осветить самые жесткие, пусть иногда и не несущие великого смысла произведения. Но каждое из них, в любом случае, затрагивает какую-то важную тему.
приведу краткий обзор всего, что особенно меня поразило и запомнилось. И да, по большей части это будет постмодернизм.
1. Рубен Давид Гонсалес Гальего, "Белое на черном", 2002
(вот эта книга относительно популярна, кстати).
Книга о жизни в советских детдомах глазами ребенка - тяжелого инвалида.
Червивые пряники, обмазанные экскрементами дети, попадание в дом престарелых в возрасте 18 лет и все остальные радости советского режима.
2. Тамара Черемнова, "Трава, пробившая асфальт", 2011.
Тоже ребенок-инвалид, тоже попадание в детский дом, но уже в осознанном возрасте. Здесь больше именно борьбы с врачами, которые с первой минуты ставят на Тамаре крест (а у Гальего акцент на жизни в детских домах).
3. "Оскар и розовая дама", Эрик-Эмманюэль Шмитт, 2002.
Больничная жизнь ребенка, который тихо ждет своей смерти и принимает это как данное. Родители, которые приезжают в больницу и убеждают (по большей части себя, а не ребенка), что "все хорошо". И Розовая Дама, которая в этом не убеждает, но пытается облегчить ребенку жизнь своими фантастическими историями.
4. "Исторические корни волшебной сказки", Владимир Пропп, 1949.
Это не художественное произведение, скорее методическая литература.
Подробный разбор всех сказочных персонажей и предметов, который заставляет переосмысливать знакомые нам с детства произведения. Например, баба Яга - это живой мертвец, ее избушка - это гроб. Семь богатырей, насилующих царевну. Ну, в общем, приятного чтения.
5. "Класс коррекции", Екатерина Мурашова, 2004.
Борьба за справедливость детей в коррекционном классе. Уход в сказочный мир посредством наркотиков, употребленных за гаражами. На поверхности вроде современные реалии детей-инвалидов, но условия все те же. Словно они в советском союзе, который яростно скрывает их существование, загоняя в рамки отвергнутого всеми школьного класса.
Ну и напоследок бриллиант моей коллекции.
6. Пьеса "Мой первый мужчина", Елена Исаева, 2003 год.
Три девушки сбивчиво рассказывают истории о своем первом мужчине-любовнике. В ходе чтения не возникает мыслей типа "вау, так оригинально", но ближе к середине выясняется, что все героини рассказывают... о своих отцах.
Дали нам это произведение на психологии, когда мы разбирали типаж "папиных дочек".
Я не думаю, что кто-нибудь особенно удивится или восхитится. Наверняка кто-то уже читал эти книги, но я надеюсь, что будут и те, кто найдет эти произведения и прочитает\перечитает.