Проблема низкой рождаемости
В этом посте я предлагаю начать обсуждение (и даже запустить волну постов) проблемы низкой рождаемости в Стране. Сразу говорю, я не претендую на всеобъемлющее и полное решение, как и на безошибочность, скорее это приглашение к мозговому штурму, не стесняйтесь предлагать. Панамка тоже наготове, если что.
Во-первых, на мой взгляд, уровень рождаемости зависит в первую очередь от семейной культуры. Как это было раньше: люди росли в многодетных семьях, и сценарий воспитания большого количества детей они впитывали просто наблюдая за тем, как родители воспитывают младших. Кстати, поэтому младшенькие дети часто вырастали более инфантильными, им наблюдать уже было не за кем... Итого, для повышения рождаемости нужна здоровая модель многодетной семьи, обитающая в головах граждан. Даже не на уровне сознания, а на уровне модели жизни. Поэтому сейчас воссоздать высокий уровень рождаемости будет намного сложнее, чем было сломать этот высокий уровень. В каком то смысле, низкая или высокая рождаемость носит характер цепной реакции. Одна многодетная семья задаёт модель поведения для всех своих детей. Одна семья с одним ребёнком, как правило, ломает геометрическую прогрессию... Так же, как дети разведённых родителей чаще разводятся.
Фактически, сейчас создать многодетную семью для человека - это задача стрессовая в квадрате. Потому что он не знает, что с ней делать. А воспринятая им модель (когда вокруг него в детстве крутилась вся семья) плохо масштабируется: попробуй так же покрутись вокруг двоих-троих, не говоря уже про больше. Хотя семья, даже многодетная - это история про жизнь и счастье, и даже радость. Просто нужно уметь что-то взять на себя, а что-то предоставить самим детям.
На мой взгляд, чтобы решить проблему рождаемости, нам, помимо собственно условий для рождения детей, нужна нефиговая такая национальная психотерапия. Поэтому, если честно, высказывания разных должностных лиц о том, как повысить рождаемость, лично я воспринимаю со скептическим пониманием. Это пока что озвучивание проблемы и зачатки мозгового штурма... Так просто эта проблема не решается. Это сродни отсутствию науки или там промышленности... Решение такой проблемы - сложная и комплексная задача.
Чем можно компенсировать отсутствие опыта жизни в многодетной семье? Опытом наблюдения за многодетными семьями. Причём не за инстаграммным "фасадом", а за бытом, воспитанием, образованием и тому подобным. Чтобы люди поняли, что это не страшно, это не существование, а жизнь. Возможно, нужно показывать жизнь таких семей по телевизору или здесь, на том же Пикабу. Без прикрас, с реалиями. Как готовить, как воспитывать, как выстраивать отношения, как учить детей чему-то, хобби там разные и т.п.
Второе - теперь для повышения рождаемости нужно создавать условия. И эти условия, если мы хотим получить результат, должны быть лучше, чем условия для поддержания высокого уровня рождаемости. Честно говоря, условия сейчас не очень благоприятные. Да что там говорить, неблагоприятные. Давайте попробуем разобраться, что мешает потенциальным родителям обзавестись детьми, а тем более - большим количеством детей.
Сначала обзорно: низкая доступность жилья, низкая доступность качественного образования, низкий уровень безопасности для детей, сложность воспитания в условиях "информационного шума".
Первая проблема, без решения которой в принципе не удастся повысить рождаемость - доступность жилья. На мой взгляд, проблему решить можно. Наценка на квартиры в строительном бизнесе просто конская. С одной стороны бизнес пытается максимизировать прибыль (грубо говоря, продать сто квартир по десять миллионов рублей выгоднее, чем продать двести квартир по 5 миллионов, потому что сто квартир построить дешевле, чем двести). С другой стороны такая ситуация для общества никуда не годится. Обществу нужно, чтобы жильё было доступно, а строительные компании зарабатывали бы на объёмах, а не на стоимости. На мой взгляд, здесь строителям есть куда ужиматься, у них, насколько мне известно, и так сверхприбыли. И эта проблема озвучивается в том числе во властных коридорах, надеюсь, что её решат. Я, конечно, не бизнес-омбудсмен, но на мой взгляд, слишком жирно строительные компании живут, нужно бы их поужать. Возможно, госмонополия на строительство неплохо сработала бы, или даже госзаказ на строительство жилых домов (с разумной маржой, а не как сейчас). Желающих заработать на этом будет немало, а если строительные компании хотят как и раньше выжимать из людей соки, значит нужно менять собственников этих компаний. Да, отдельный нюанс - как сделать это красиво, в рамках существующих имущественных прав... Ну, допустим, законодательно что-то ограничить. Строительство - это, во-первых, стратегическая отрасль, а во-вторых локомотив экономики. Квартиру нужно обставить, тут тебе и мебель, и техника, и люди всё это будут покупать.
Второе - образование. Если мы хотим построить развитое общество, и обеспечить нашим детям достойное место в этом обществе, детям нужно дать образование. И либо это образование дадут детям родители (но у средней семьи не хватит ресурсов даже на двоих, не то что на троих детей), либо эту проблему начнёт решать государство. То есть нужна национальная программа дошкольного и школьного образования и воспитания. И ситуация, когда нянечки и учителя последний хрен без соли доедают и пашут сутками (фактически, жертвуя собой ради будущего общества) - это не есть хорошо. Ситуация, когда школьный учитель сам составляет учебную программу и пишет тонны отчётов для бездельников из облоно (или как оно там называется) - тоже не дело. Чиновники от образования должны быть в авангарде образовательного процесса, а не выполнять функции заградотрядов.
Небольшая оговорка: лично для моих родителей и для меня определённой панацеей в воспитании стали книги. Меня рано научили читать (в 4 года), а до этого мне много читали, у меня были "аудиокниги" того времени - пластинки со сказками. А в 4 года, когда я научился складывать буквы в слова, мне сказали: "Серёжа, ты уже большой, читать умеешь, вот тебе книжка сказок братьев Гримм". И я стал читать сам. Меня не отправили в сад, т.е. мама вышла на работу (а папа и так работал), и я оставался один дома с книжками. И чтение мне офигенно зашло. Сейчас роль книг и пластинок со сказками могут играть и аудиокниги, и обучающие видео, есть немало познавательных и интересных фильмов. Возможно, интернет сейчас даёт больше возможностей для развития детей, чем любые домашние аудиотеки, видеотеки и библиотеки, но это неточно.
Насчёт здравоохранения вопрос спорный... Скажем так, самый стрессовый сценарий рассматривает низкий уровень медицины, т.к. большинство населения здорово, а мы сейчас пытаемся покрыть именно большинство населения. Т.к. качественное здравоохранение - это уже задача со звёздочкой.
Следующее - безопасность. Вызовов, на мой взгляд, сейчас поменьше, чем было раньше, но они есть. Часть угроз исходит от неблагополучных детей, часть - от взрослых. В первую очередь это наркоторговля, вовлечение несовершеннолетних в разные АУЕ и прочие лайтовые формы "детского экстремизма". Рецепт тут, пожалуй, один: воссоздание системы коррекционных детских садов и школ для детей с трудным поведением. Грубо говоря, всех драчунов и ауешников собираем в одном месте под надзором коррекционных педагогов и психологов, и если им так хочется, то пусть выясняют, кто из них круче. Отстающие дети, если они не мешают одноклассникам, в принципе проблема небольшая.
Сложность воспитания - тут, на мой взгляд, проблема небольшая. Мы не в диком лесу живём, а хорошие фильмы и книги воспитывают детей не хуже нравоучений родителей. Сказать, чтобы на детей валилась уж совсем какая-то дичь, нельзя. Да и умные они, ёшкин кот. В чём-то сами разберутся, совсем уж стерильная информационная среда это тоже не очень хорошо...
Вот так обзорно, пожалуй, и всё. Накидывайте что посчитаете нужным :)