1

Про RC уже серьёзнее

Может, немного странно 31 декабря, когда лента ломится от постов с поздравлениями, салатиками и итогами прошлого года, писать пост про RC, но, во-первых, я давно собирался, а во-вторых, у меня даже сто лет назад заготовка была накатана. Но всё никак руки не доходили её дописать, то одно, то другое, то завал на работе. С 23 по 30 я вообще имел сплошную рабочую неделю, как дежурный айтишник по фабрике, присматривая, чтобы ни один клиент нашей сети магазинов не остался без готовых салатиков и блюд от шефа. Последние три дня, притом, с температурой. Собственно, и сегодня меня плющит, котелок закипает, и, судя по всему, справлять придётся в нездоровом состоянии. Зато вот не пошёл с семейством за остатками ингредиентов в магазины, а сижу, краснею рожей и пишу пост. Итак, про RC чуть серьёзнее.


Хоть я и убеждён, что все, кто темой интересуется, уже давно сам всё знает, а кто не интересуется — тому неинтересно (ваш кэп), но давайте всё-таки напишу пост или несколько, собрав в кучу и структурировав всю информацию об радиоуправляемых (Remote Control, RC) моделях, которую я насобирал для себя за время погружения в новое хобби. Может, кому-то поможет решиться тоже попробовать себя в этом деле. =)


И да, всё нижеизложенное — лишь моё видение, я не профессионал в теме, гоняю машинки с год на сильно любительском уровне. Потому моё мнение на истину в последней инстанции не претендует, я открыт для дискуссий.


Меня всегда интересовало, почему большинство статей о какой-либо области знаний начинается с классификации, а тут подумал, и понял — чтобы очертить границы обсуждаемого. Начнём с этого и мы.


Итак, RC-модели техники в первую очередь можно разделить по, так сказать, стихии применения. В воздухе это RC-модели самолётов, вертолётов и дроны с различным количеством пропеллеров (n-коптеры), на воде — корабли, катера и подводные лодки, и на земле — различная наземная техника. Отдельно я бы выделил модели поездов. Для них нужен рельсовый путь, вместе с которым часто монтируется большое количество окружения, станции, вокзалы, переезды, мосты, деревья, фигурки людей, это всё может быть дополнительно анимировано и оснащено подсветкой. Этими особенностями ж/д-моделизм приближается к стендовому, фактически довольно часто модель участка железной дороги является диорамой с интерактивными подвижными элементами. Это всё — очень круто и зрелищно, но мне лично никогда не хватало усидчивости для занятий именно стендовым моделизмом, а фигурки на диорамах казались вмороженными в лёд своей неподвижностью. Радиоуправляемые модели мне нравятся больше именно из-за большей живости в движении, что ли. В дальнейшем в этом тексте под термином «RC-модель» или «радиоуправляемая модель» будет пониматься именно модель наземной техники, если не указано иное.


Следующее, что может послужить критерием разделения — это масштаб, то есть, соотношение размеров модели и реального прототипа. Наиболее популярными для RC-машинок являются 1:5, 1:8, 1:10, 1:12, 1:16, 1:18, 1:28 и прочие, часто в устной речи для краткости оставляют только второе число: «модель в десятом масштабе». Больше всего в продаже я видел 1:10, 1:12 и 1:16, чем больше модель, тем она интереснее, тем реалистичнее ведут себя элементы подвески и сама машина на дороге. Мелкие масштабы могут двигаться по соответствующим неровностям вообще без работы подвески, и дело тут в физике и математике. Есть такой принцип: закон квадрата — куба. При увеличении линейных размеров чего-либо, его площадь увеличится не в столько же раз, а в столько же раз в квадрате, а объём (и вес) — в кубе. То есть, если мы возьмём и сделаем модель Toyota Hilux длиной в десять раз меньше, чем оригинал (иногда в среде моделистов оригинал в шутку называют масштабом 1:1), то площадь пятна контакта шин с землёй, а также передней проекции, пропорционально которой меняется сопротивление воздуха, а также площадь поперечного сечения прутка, из которого сделана пружина амортизатора будут уже меньше в сто раз, а объём (и косвенно масса) — в тысячу. Масса, на самом деле, не в тысячу, так как стенки корпуса обычно толще, и материалы другие, но принцип понятен. По этой же причине, кстати, на Земле нет очень больших летающих тварей (самый большой из живших — кетцалькоатль), а самые большие водные твари больше самых больших наземных. И получается, что если для оригинала та же пружина будет мягковата, на крупных масштабах она ещё будет отлично работать, на шестнадцатом-восемнадцатом уже жестковата, а на двадцать восьмом и меньше не будет работать вообще, массы модели не будет хватать для сжатия. Можно выйти из положения, например, пожертвовав копийностью и сделав пружины из более тонкой проволоки, или пожертвовав естественностью поведения, всё равно мелко и никто всматриваться не будет. Туда же добавим капиллярный эффект, возникающий в различных жидкостных системах при уменьшении, и получим, что ставить в подвеску реально масляные амортизаторы становится неинтересно начиная примерно с двенадцатого масштаба и ниже.


Вообще, точное соблюдение масштаба сильно важно, наверное, только стендовикам с их диорамами, ну, ещё, может быть, на совсем серьёзных соревнованиях вас по масштабу загонят в какую-нибудь конкретную группу. Обычно же никого не парит, если бок о бок проходят трофийную трассу внедорожник в десятом масштабе и грузовик в двенадцатом, у которого колёса и ход подвески примерно такие же из-за того, что в реальности грузовик побольше внедорожника будет. И если вы сами решили построить модель и она у вас вышла красивая и хорошая, но масштаб случайно оказался какой-то странный, типа 1:13,5, я не думаю, что к этому кто-то будет серьёзно придираться.


Дальше можно рассмотреть деление автомоделей по, скажем так, характеру езды. Изначально можно всё разделить на два больших класса — внедорожные и дорожные (или шоссейные) автомобили, которые, в свою очередь, делятся на более конкретные подклассы. Тут критерии бывают нечёткими, но в общих чертах среди шоссейных машинок можно выделить:

— именно шоссейные, для езды по ровной поверхности типа хорошего асфальта или специального покрытия в помещении, быстрые, с хорошей управляемостью, симулируют шоссейные кузовные гонки масштаба 1:1 =)

— дрифтовые машинки, не такие быстрые, как предыдущие, но тоже довольно шустрые и заточенные под соревнования по дрифту (дрифтингу, дрифтованию — как правильно?), говорят, вместо резины у них могут быть шины из ПВХ и прочих твёрдых скользких пластиков, но тут я не в курсе, товарищи;

— раллийные машинки, почти такие же шустрые, как шоссейки, но подвеска уже позволяет гонять по специально подготовленным трассам с натуральным покрытием, но без сильного бездорожья, симулируют раллийные гонки соответственно.


Бездорожные машинки же можно разделить на:

— монстров, симулируют монстр-траки («бигфуты»), высокие, проходимые, с огромнейшими колёсами и высоченным клиренсом (стоп, кажется, так неграмотно говорить, кажется, клиренс тоже большой, а не высокий);

— багги, такие машинки с увеличенными, но не такими огромными, как у монстров, колёсами, расположенными, как правило, по бокам от корпуса, а не под ним, с очень живой и подвижной подвеской, предназначенные для весёлого скакания по бездорожью, довольно скоростные и тоже очень проходимые;

— трагги, нечто среднее между первыми двумя, более высокие, чем багги, более устойчивые, чем монстры, шустрые, проходимые, весёлые;

— шорт курс, копируют внедорожные траки американщины, не такие вездеходные, как багги и монстры, гоняют, как правило, по песчаным трассам с кучей горок, ям и трамплинов. Те же трагги, но более копийные, как будто, некоторые источники утверждают, что если отобрать у них передний привод, то получится отдельный подкласс Стадиум Траков, то же самое, но трассы попроще и как будто больше прототипов среди реальных машин;

— триальные, они же трофийки, машинки для преодолевания разного рода бездорожья, мой любимый класс, как правило, небыстрые, с большим ходом подвески, относительно хорошо проходимые и с относительно хорошей копийностью корки, т.е., внешнего корпуса;

— краулеры, машинки, предназначенные для преодоления препятствий в виде каменных завалов, благодаря мощному двигателю, цепкой резине и чудовищному ходу подвески они буквально карабкаются по булыжникам чуть ли не больше их самих, корка может быть менее копийная, чем у трофиек.


Ещё один важный критерий для классификации — тип двигателя. В мире RC-машинок используют либо двигатель внутреннего сгорания, либо электрический. ДВС ставится обычно на довольно крупные масштабы, 1:5 или 1:8, на мелкие он не влезает. Бывают калильные, на нитрометане или обычные бензиновые, двухтактные. Требуют наличия бортовой электросети для питания приёмника, сервомашинки и прочего оборудования, то есть, нормальную серву и батарею вам для ДВС-модели покупать всё равно придётся. Ну и электродвигатели, которые, в свою очередь, бывают коллекторные и бесколлекторные. Первые имеют щёточно-коллекторный узел, в котором, грубо говоря, скользящие щёточные контакты передают электричество на обмотки подвижной части — ротора. Если вы покупали когда-нибудь дрель или перфоратор, наверняка видали в комплекте пакетик с графитовыми параллелепипедами на пружинках, это они и есть. К крутящейся оси же не припаять провода, идущие наружу, они ж обмотаются друг вокруг друга и оси, потому вот есть такое изящное решение, провоцирующее красивые искры иногда, а также являющееся источником возможных проблем из-за попадания туда грязи и воды. Щётка прижимается к валу, на котором есть кольцевой контакт, и, фактически, проводники намертво не соединены, но электроконтакт есть в необходимом для работы объёме. Надеюсь, более-менее понятно описал. Коллекторный двигатель работает сразу от постоянного тока и имеет два провода, которых можно просто подключить к батарее, но лучше — к регулятору оборотов, схемке, которая позволит плавно регулировать подаваемую на двигатель мощность, регулируя тем самым обороты вала двигателя. По мощности коллекторники делятся на классы типа 280, 300, 370 и так далее. Вроде как, число — это длина корпуса двигателя от какого-то производителя (линейка «Speed» от фирмы «Graupner») в десятых миллиметра, типа, 400-двигатель будет иметь корпус в 40 миллиметров, а чем длиннее пара ротор-статор при заданном диаметре, тем, вроде как, большую мощность с двигателя можно снять. Естественно, если диаметр будет другой, то и длина корпуса при той же мощности будет другой, потому точность соответствия 370-го двигателя от одного китайского производителя 370-му двигателю от другого — вопрос вероятностный.

Бесколлекторный же двигатель, как понятно из названия, лишён коллекторного узла и является как бы вывернутым наизнанку коллекторным, у него на валу вращается блок магнитов, а обмотки неподвижны вокруг, соответственно, отпадает необходимость в скользящем контакте щёток. Что поднимает общую надёжность двигателя, позволяет делать его с закрытым корпусом, защищая от влаги и грязи, но вместе с тем повышает стоимость раза в два, а иногда и больше.  Требует свой тип регулятора оборотов, так как имеет три провода, а не два из-за трёхфазной обмотки ротора. Бывают ещё более дорогие модели с датчиком положения вала, позволяющим более плавно и точно регулировать работу двигателя. В силу вышеперечисленных причин считаются более модными двигателями для машинок, но тут вопрос такой — есть ли смысл переплачивать сразу, если можно за эти же деньги купить два-три коллекторника, которые по очереди скорее всего прослужат даже дольше?


Для выбора своей первой модели я бы советовал сначала определиться с классом по типу езды, что больше нравится, а потом уже исходя из финансовых возможностей прикидывать, насколько крупную машинку можно взять =)


Ффух, с классификацией покончено, семейство требует меня на кухню, резать салаты и смотреть иронию, в следующем посте про RC, наверное, можно будет попробовать описать разные части самой модели, какие они могут быть и что от этого ожидать.


Надеюсь, было не очень скучно =)

Дубликаты не найдены

+1
Прочитал заголовок, и последнее предложение. Скучно, что пиздец!
P. S. Нихуя не понял.
раскрыть ветку 1
0

Ну, я подозревал, что справочная информация будет скучнее, чем картинки про пластмассовых чуваков.

Можно было разбавить чужими фотками из сети, конечно, но чужие фотки дело такое.

0
Доброго времени суток. У меня вопрос. Могли бы вы мне подсказать какую б/к систему можно поставить на автомобиль 18 масштаба, что б надёжно было.
раскрыть ветку 2
0

Вы знаете, я сам больше по коллекторникам. По отзывам других, RemoHobby из недорогих неплох. Из дорогих видал хорошие отзывы о HobbyWing, причём, о сенсорниках.

Но повторюсь, это не из личного опыта, советовать конкретный бесколлекторник ответственно не возьмусь. Посмотрите форумы, там есть более опытные зубры =)

раскрыть ветку 1
0
Было скучно...
раскрыть ветку 1
0

Сорян, чо. Сухая выжимка классификаций.

Похожие посты
32

Очередные RC-покатушки

Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машинка, Радиоуправляемые модели, Rc-Модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Показать полностью 9 1
442

RC Drift. История одного проекта.

RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
RC Drift. История одного проекта. Rc, Радиоуправляемая машинка, Rc дрифт, Увлечение, Хобби, Моё, Видео, Длиннопост
Показать полностью 9 2
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: